Совершенно неожиданным вышло моё знакомство с менеджером проекта нового поколения Мазды MX-5! «Мистер Гагарин, добрый день!» — с улыбкой приветствовал меня Нобихуро Ямамото и протянул мне распечатанную фотографию... с журналистской гонки Mazda MX-5 Open Race 2010, которая прошла на итальянском автодроме Adria Raceway. Конечно, японцу об этом подсказала PR-служба, но от этого мне не стало менее приятно — ведь именно тогда, пять лет назад, я впервые оказался за рулём Мазды MX-5, пусть она и была оснащена каркасом безопасности и имела ряд других доработок.
![](https://resizer.mail.ru/p/d25c4203-1624-5eaf-a564-9400917cf4b8/AQAB068cQk9Sfso-VuP7HEhOO69SruXUG--SO1iyYIfOL3Lzt2b4SAkA_cQImfyT2ijS_YSNgbOwINOf4xKxPFciZMU.jpg)
С тех пор я ездил на MX-5 бесчисленное количество раз — на серийных, на подготовленных, на российских гоночных треках в рамках чемпионатов Zoom-Zoom Challenge и Mazda Sport Cup, и на зарубежных трассах, включая даже ледовую гонку Mazda MX-5 Ice Race 2011 в Швеции, которую российская команда ещё и выиграла. А в конце прошлого года лебединой песнью уходящего поколения MX-5 стал феерический финал Sport Cup на трассе Формулы-1 в Сочи. Да, характеристики MX-5 никогда не впечатляли на бумаге, но она давно стала синонимом удовольствия от вождения, а улыбка не сходила с лица, стоило сесть в тесный кокпит и тронуться с места. Наверняка ещё и поэтому машина попала в Книгу рекордов Гиннесса как самый популярный в мире родстер. Так что перед премьерой четвёртой генерации MX-5 в голове крутились сомнения — неужели японцам удастся сделать её ещё более эмоциональной?
![](https://resizer.mail.ru/p/0c71e996-e1f7-5979-8bd7-554d22e342ee/AQABH2MuJsiaL0MDnCxJuxw3gEm_sdJdLGpNsxJXjbsLPE8juoBmBiYPKqCwrfy4-bxVma7V74KUpATsYEmhEiVNbf8.jpg)
![](https://resizer.mail.ru/p/544f6972-9839-5a19-9c27-78f261ffddb5/AQABFUeik9LCykPRBr6WynYzApoqQYo8gH7d5X-umgMkWpJ89jcbqNjdrQ0WK2mT5dZTDAeSg2-pEwXqriDVbLI154w.jpg)
Оставалось лишь узнать, как будет выглядеть новая Mazda MX-5. Покрывало смахнули в сентябре 2014 года — одновременно в Японии, США и Испании. MX-5 с индексом ND оказалась самой короткой за более чем 25-летнюю историю родстера — 3915 мм! Заметные метаморфозы претерпел и дизайн, но глядя на новую MX-5, в голове всплывают то Jaguar F-Type, то BMW Z4, то Honda S2000, то Alfa Romeo Spider. Не пропало это ощущение и тогда, когда на прошлой неделе мне наконец-то довелось увидеть MX-5 живьём — презентация и тест проходили в окрестностях Барселоны.
![](https://resizer.mail.ru/p/0142dc74-2d7b-5d16-9f76-15f6a6487d69/AQABDFBvo-LaNg5BLtPWwatKS4Is3QbYgOVU56RhmoTngvb3KWcdkIVVh8BNnirLmK6F6fIagLSqXR1gFTK9PuZkjic.jpg)
![](https://resizer.mail.ru/p/d61d759e-ad78-5a9f-b4e7-2b0f1035c014/AQAB3qURhW9gg9zbZQlYms6CpVD7IkAAirHmsT6vc6IIIU_kOJ44llcEMkplEX1LRZteCYsdwBhGULX_J3glQrY-_zQ.jpg)
![](https://resizer.mail.ru/p/2d326f7e-9668-5f09-89a6-4428c596275d/AQABngmP-OCFOGrj7_5C48neK-xz6gS0RfVfi0gATwmeuOenYk2UCZVGMqBfAHCA1ZhcY77zJ7Gjk-EbSK1FcyIVUjw.jpg)
![](https://resizer.mail.ru/p/dd1e36e3-cdba-5c67-8e9e-46f37a8f0b3f/AQABwm1JunLdW3pgmLfm-BYezxh8jwpeqvo-Bqm2PwDXuKS9kefCdSQHpoh6y3iCtMek7i1z_ZViP4N3A5DlKTrsLE0.jpg)
Но прежде я решил воспользоваться возможностью прокатиться на «прабабушке» нынешней MX-5 — машине первого поколения. И предвкушал интересные ощущения — под капотом 140-сильный мотор 1.8 плюс полное отсутствие привычных уже гидроусилителя руля и ABS. Однако увлекательной поездки не получилось — руль не блистал информативностью, педаль тормоза оказалась «ватной», да и коробка передач не радовала той чёткостью работы, как, например, у MX-5 предыдущей генерации. Следствие пробега почти 160 тысяч километров и простеньких 14-дюймовых шин Firestone?
![](https://resizer.mail.ru/p/d8eaff3b-93b3-5675-8070-41e8eee4f786/AQABj_xjlGsgSC8SxsZGR-YWAmlXD2pKF8m5BIjlXgkwkX5yIpEQHDjAFKSc4hmxpduwxknMKRypDsEw1ItgTtuKh80.jpg)
Так что без сожаления я прыгнул в новый родстер, тронулся с места и... о-го-го! Тут точно полтора литра? Не верю! Моторчик мощностью 130 сил получился боевитым — быстро закидывает стрелку тахометра к предельным оборотам, да ещё и неожиданно басовит. По ощущениям, динамика едва уступает прежней MX-5 со 160-сильным 2.0. Спасибо усилиям инженеров, которым удалось снизить массу машины до 1000 кг! Несколько раз я пытался измерить разгон до сотни с помощью секундомера — всегда получалось порядка 8,5-8,7 секунды. Конечно, о точных цифрах скажет только измерительный комплекс, а японцы пока и не раскрывают всех ТТХ, но одно можно сказать уверенно — MX-5 даже с базовым двигателем Skyactiv-G объёмом 1,5 литра едет весьма шустро. Особенно, если не лениться орудовать отличной «ручкой» — лучше всего мотор тянет, если не опускаться ниже 4 тысяч об/мин.
![](https://resizer.mail.ru/p/f28cd63a-65fa-5055-8f2f-30969d8d2471/AQABjBxfCFTyNZrMzySp5DmFjczZ1EibaUYhkVKRTOMsbYzJjAeSlQKIapJCS-JWRFjmHUs9u4MW7pRrmBuMCRs5M4o.jpg)
Стоило мне свернуть на пустынный извилистый серпантин, как сзади вдруг «нарисовался» хэтчбек Honda Civic VTi — тот самый, ещё с двурычажкой и сумасшедшим 160-сильным 1.6. Пропустить или попробовать оторваться? Конечно, второй вариант! Водитель Сивика явно знает эти дорожки наизусть, но прекрасное шасси Мазды помогло мне не ударить в грязь лицом — в поворотах Civic порой выскальзывал на встречку в попытках удержаться за компактным родстером. А MX-5 становится на дугу без промедления, приседает на внешнее заднее колесо и позволяет сразу же открывать дроссель — даже для базового мотора теперь доступен самоблокирующийся дифференциал в заднем редукторе. Кайф! Вспомнил я и слова Масаши Накаямы о работе над обзорностью — отмечаешь, что в «шпильках» почти не мешают передние стойки кузова.
![](https://resizer.mail.ru/p/cd90c130-d9f5-5a21-91d3-2ff7baf2bc80/AQABdPWFBBV_y4QpkPTkUziXxO5r3jjz73K_-Hv-hi0uuUFc5R9keaql-t21VZfLb38UMdVx1J4_5FBgGNl_2_Bmof0.jpg)
Понравились и настройки шасси. Mazda быстро реагирует на действия тонкого и небольшого руля, при этом чувствуешь всё, что происходит с передними колёсами. Причём реакции не меняются в зависимости от того, опущена ли мягкая крыша, или поднята, чем частенько грешат кабриолеты. И интересно, что без «зонтика» над головой ветер не сильно гуляет в кокпите — даже без головного убора причёска совершенно не страдает. Нет претензий и к тормозам — педаль настроена отменно, замедление дозируешь безошибочно. Есть ли недостатки? Да, ложка дёгтя всё же нашлась — система стабилизации DSC излишне грубо одёргивает машину, стоит только начаться скольжениям.
![](https://resizer.mail.ru/p/5a9889a0-3079-5561-9d7d-9214c4ca6700/AQABgavpiVaHbAiWnFu2Tv1s8pZtUh0b4XZs1EIvH7IK5Kvmmvt87my4CMAj3tA9O_m-RfC5feULWpPYINZZ6Q7qQJs.jpg)
Благо, её можно полностью отключить и наслаждаться тем, насколько прогнозируемо и легко MX-5 контролируется в любых режимах. Скользить «бочком» на круговых развязках? Запросто! Атаковать пустынные скоростные виражи? Легко! А главное — на ней хочется ездить и ездить, чем я и занимался, пока не зажглась лампочка низкого уровня топлива. И если бы нужно было кратко охарактеризовать новую Мазду MX-5, то я бы без тени сомнения выпалил: «Это тонна радости!» Теперь я понял, что вкладывают японцы в понятие Sensation-Kan — сочетание дизайнерского языка Kodo («душа движения») и технологий Skyactiv, которое дарит ещё больше удовольствия за рулём.
![](https://resizer.mail.ru/p/e0999e77-eecd-5426-957e-304eab66fa7d/AQAB6YPpm4JQ6YCrV_Id2Lih75H6vFiQmulNGf1owCPcW_WwAIt96Tbr6570x_8myPENYFupG6Sxl-onErYMxWspNCE.jpg)
Но если не ограничивать себя повседневными поездками, а выехать, к примеру, на гоночный трек, то возможностей 130-сильного мотора уже, конечно, не хватит — когда дорога пошла в гору, я с трудом удерживался за дизельным хэтчбеком Volkswagen Golf. Впрочем, японцы уже анонсировали для MX-5 двухлитровый агрегат Skyactiv-G, но его характеристик пока не раскрывают. И вообще говорят об этом неохотно. «Вам не хватило 1.5?» — спросил меня Ямамото-сан. И тут же продолжает: «Новая MX-5 наиболее сбалансирована именно с этим мотором». Я ответил ему, что базовая версия порадовала хорошей динамикой, приятным звуком и отменной управляемостью, но у нас есть ряд причин, чтобы ждать именно MX-5 2.0.
![](https://resizer.mail.ru/p/ce099c55-d7e8-5064-bf17-49c2cccf88d6/AQABzvyEwFSFzdDFiSMDu49ePvyUqhtnx3c4iWUOleWperB9xmFdFZ7uEObblFTzsVE0Ih0kAnIuggcO9IKQaevc6Qk.jpg)
Во-первых, Mazda MX-5 у нас будет продаваться только с жёстким складным верхом, что увеличит её массу. Во-вторых, поклонники модели едва ли согласятся на такой «даунсайзинг». Так что вероятность того, что на нашем рынке появится MX-5 с мотором 1.5, стремится к нулю. Не стоит забывать и о представительницах прекрасного пола, которые с радостью отреагировали на появление в гамме предыдущего (уже) поколения MX-5 автоматической коробки передач, а будет ли доступен автомат с двигателем 1.5 — вопрос. Но главное, меня не покидает уверенность в том, что грядущая MX-5 2.0 уложит свою предшественницу на лопатки. И пусть радости будет уже не тонна, а немногим больше. А подождать, пока японцы доведут до ума топ-версию, мы можем — в России новая MX-5 появится точно не раньше 2016 года.
Техника
![](https://resizer.mail.ru/p/db71dfad-0b00-50b3-b053-9ce7f54a63da/AQABI2yt1q_sn0qZCtIResR2blChYVJi58_9e3wBkBQmiQmQ02f1d2na-teChTvezvPz3UwOEml6Pc9Mbj8bbFLRmKQ.jpg)
![](https://resizer.mail.ru/p/20b11c0f-226b-52f7-b9f0-5de698451ff4/AQABghqUdYdJcJZQPYDfhtI2mI7uORXajaQHMbFYn4Aj6kL6b-MN-UZiAXxZdH-MGBcNTrUIBFHcLNWwCs1ZJryZt3E.jpg)
![](https://resizer.mail.ru/p/c9d8edbd-2175-50da-ae56-9f8dbc34076f/AQAB5RChVRNl1wJs3EhNv8Hb7K14h5u0QWduChpANimw2kkBVqWDHlILE8WT_vBAtAR99cyyGMocf5SeP3SRgQ2tGWI.jpg)
История
Одним из отцов-основателей Мазды MX-5 можно считать американского журналиста Боба Холла, который в 1979 году во время интервью с главой отдела развития компании Mazda, Кеничи Ямамото, предложил создать лёгкий спортивный автомобиль в стиле британских родстеров. Идея понравилась японцам — в ноябре 1983 года началась разработка машины, а в феврале 1989-го на автосалоне в Чикаго дебютировала серийная Mazda MX-5 Miata. История модели оказалась крайне успешной — три поколения MX-5 завоевали огромное количество наград, а общий тираж выпущенных MX-5 составил почти 950 тысяч экземпляров.
![](https://resizer.mail.ru/p/66fd156e-a521-5dc4-a3bb-449d5d87a852/AQAB9zb53jls2Y47upSUZ8sQDcFG0x6f0bCrGs5ef3HKfT33C2pLJD15hEp0wXwyZ7Dvpc69VtvDlASpT9e33NAmLRM.jpg)
MX-5 (на американском рынке модель называлась Miata) быстро заслужила признание во всём мире. Лёгкий родстер (955 кг) привлекал не только своим дизайном, но и ходовыми качествами. Кроме того, скромная масса позволила использовать и компактные двигатели. Даже с мотором объёмом 1,6 литра Mazda достигала 100 км/ч за 8,8 секунды. А в ходе рестайлинга 1994 года машина получила 131-сильную «четвёрку» объёмом 1,8 литра, что тут же отразилось в характеристиках — разгон до «сотни» сократился до 8 секунд. Тогда же в списке опций появились ABS и 4-ступенчатый «автомат». Всего было продано более 400 тысяч MX-5 первого поколения.
![](https://resizer.mail.ru/p/215fdeec-1ef8-52ed-a9df-fbb79b974055/AQABMJ0yVTLtFhyz-nVNGYBiuAsGH2x-4dTgJu7ph-sy4d9up_A8-QbINkL734FR7l9BZGZw-2xIG_gyppeI9BQ0yX0.jpg)
Второе поколение MX-5 дебютировало в 1997 году. Машина получила стационарные фары взамен выдвижных, которые постепенно вышли из моды и, к тому же, не удовлетворяли требованиям по безопасности пешеходов. Развитие было эволюционным. Двигатель объёмом 1,8 литра форсировали до 140 «лошадей», появился задний самоблокирующийся дифференциал, немного улучшилась аэродинамика. Вместе с MX-5 NB тираж родстеров перевалил за 700 тысяч экземпляров.
![](https://resizer.mail.ru/p/01068ffb-063b-5308-85e8-c12e3935d999/AQABr2X4sl8yINf4h9pSJ1YybPXVnSRnRpuDipeKEgbPDPON9ze9v8N37Eb_J8pKyAR-JtoVi9Nb3ExHU6inHn6yi6c.jpg)
Mazda MX-5 NC, представленная в 2005 году, примечательна прежде всего тем, что впервые получила в качестве опции складную жёсткую крышу (в России продавался исключительно такой вариант модели) и двухлитровый двигатель мощностью 160 л.с. Был снижен центр тяжести, а жёсткость кузова на кручение выросла сразу на 47%. Родстер получил в качестве опции климат-контроль, ксеноновые фары и акустическую систему Bose. Модель держалась на конвейере целых 9 лет и за этот срок пережила два обновления (в 2008 и 2012 годах), а общий тираж достиг почти 950 тысяч машин. Так что честь отметить миллион выпущенных MX-5 доведётся новому поколению.
Вадим Гагарин
Фото компании Mazda