18 октября
Mitsubishi Pajero Sport 2.5 DI-D AT
В целом машина отличная для своего класса! Ожидать от нее того для чего она не предназначена глупо, а по бездорожью и всё ок, стиль минимализма, в...
5
18 октября
Hyundai Creta 2.0 AT
Машина отличная, за шесдесят восемь тысяч поломок нет .Сел поехал , что на дальние ,что по городу. Всё ,что пишут плохого вранье. 2017 год ржавчины...
4.7
Все отзывы
8 января 2015 10:01, Транспорт

Mazda Sport Cup – теперь и на трассе Формулы 1!

«Сочи Автодром», ливень, сбой системы хронометража, штрафы, гонка в темноте и финиш за машиной безопасности – сценарий невероятно напряжённого финала Mazda Sport Cup 2014

Чем позже проходит Mazda Sport Cup, тем драматичнее он выдаётся? Похоже, что так! В прошлом году отборочный этап для представителей прессы состоялся только в сентябре, а в 2014-м казалось, что чемпионат и вовсе не состоится. Но у нас был повод подождать до ноября – и отбор, и финал прошли на самой современной трассе страны, «Сочи Автодроме», где ещё совсем недавно состоялся дебютный Гран-При России Формулы 1. К тому же, Mazda Sport Cup 2014 выдался на редкость непредсказуемым и насыщенным!

Пусть трасса «Сочи Автодром» не может похвастать захватывающей конфигурацией, но виды открываются потрясающие!

Впрочем, начиналось всё привычно – с отборочного этапа. Тест на реакцию, упражнение «планка» (стойка на локтях и мысках), но вместо слалома внедрили проверку знаний об автоспорте, компании Mazda и даже… истории России! Гонщики должны быть умными? Но это не внесло существенных корректив в расстановку сил – по-прежнему основные очки начисляли за время на круге. И без сюрпризов не обошлось. Во-первых, ехать предстояло по полной конфигурации длиной 5 848 метров. А, во-вторых, каждому участнику выделили всего… один круг!

Физические упражнения и тестирование знаний не вносят решающего расклада в расстановку сил – от участников по-прежнему требуется показать максимально хорошее время круга

Учить трассу по симуляторам было бесполезно – во всех ходовых местах стояли ретардеры из конусов, а ещё трасса оказалась непривычно широкой. Забегая вперёд, могу сказать, что именно этот фактор и стал залогом хорошего времени круга – в 90-градусные повороты можно было заезжать гораздо быстрее и по более пологим траекториям, чем мы привыкли на всех остальных российских трассах. А их в рамках Mazda Sport Cup мы повидали немало – в 2011 году чемпионат стартовал на «Нижегородском кольце», следующий этап я провёл на «Красном кольце» в далёком Красноярске, наш Дмитрий Ласьков год спустя колесил на родстере MX-5 Aori по Moscow Raceway, а прошлогодний полуфинал проходил на «Казань-Ринге».

Лучшим результатом в отборе на стандартном хэтчбеке Mazda 3 с двухлитровым 150-сильным мотором и автоматической коробкой стало время 3:43.850, что на 22 секунды медленнее подготовленного родстера MX-5 Aori на спортивных шинах, если сравнивать первые сессии

Ещё одно новшество касалось критериев отбора, за которые прежде не раз критиковали организаторов – шутка ли, в коллективе прошлогодних победителей в зачёте прессы оказалось сразу четыре быстрых гонщика! В этом году количество человек в команде было уменьшено до пяти, а на место в «ковше» Мазды MX-5 Aori могли претендовать только лучшие 12 пилотов отборочной части. Намеренно ухудшил свои показатели, чтобы попасть в сильный коллектив? Хитрость не сработает, поедешь на Мазде 3 с «автоматом»! Дальше – жеребьёвка. Карточку с номером команды тянет сначала первая шестёрка, потом вторая и так далее.

На трассе было установлено 4 ретардера, призванных снизить скорость на быстрых участках трассы. Прямики-то длинные, а бетонные отбойники совсем близко. Удивительно, но, несмотря на сложные условия в день проведения финала, ни один автомобиль не пострадал!

Каким же было моё удивление, когда за одним столиком собралась едва ли не вся прошлогодняя команда – компанию мне составили Александр Столяров («За Рулём. Регион»), Мария Арзамасова (FHM), Сергей Воронков (Major Auto Trans) и Илья Гуревич (РБК ТВ). Так что о названии долго думать не пришлось – «Дежавю»! Но быстрый Гуревич излишне перестраховался на отборочном круге и не попал в 12 лучших, так что ехать ему предстояло на Мазде 3. Хотя в нашем случае это скорее помогло повысить шансы на выход в финал.

Накалялись не только нервы участников, но и тормоза – быстрых поворотов на «Сочи Автодроме» мало, так что дискам и колодкам доставалось несладко. Впрочем, у самых опытных участников подобных проблем не возникало – дело было в более точных и плавных действиях рулём и газом, которые не провоцировали срабатывание DSC (системы стабилизации). Отключать электронный «ошейник» было строго запрещено

И вот почему – если прежде учитывались лучшие круги всех членов команды, то теперь регламент основательно перекроили: гонщики на MX-5 Aori ехали на скорость, а остальные на Маздах 3 – на экономию топлива! Скучно? Ничего подобного! Каждый участник должен был проехать определённый минимум кругов за регламентированный промежуток времени, так что «тошнить» 60 км/ч не удавалось. В ход пошли тактические ухищрения и в результате лучшими оказались те, кто отправился на последний круг перед взмахом клетчатого флага – возвращаться на пит-лейн можно было сколь угодно медленно.

Перед «экогонкой» каждую машину в присутствии главного судьи и представителя команды заливали под горлышко. После финиша – ещё одна заправка. На отборочном этапе наш средний расход после пересчёта составил 6,751 л/100 км, что почти на 0,8 л/100 км меньше, чем у ближайших соперников (7,5 л/100 км)

Опыт Ильи Гуревича нам очень помог в зачёте Club – вместе мы 
участвовали в марафоне
«Самый экономичный автомобиль 2012 года» и тогда он стал самым «бережливым» водителем. Итогом стала уверенная победа в Сочи со средним расходом 6,751 л/100 км. Но, несмотря на этот факт и на мой лучший круг в категории Pro (я удачно пристроился за Владимиром Мельниковым, который до Mazda Sport Cup проехал здесь этап Российской серии кольцевых гонок, «подсмотрел» траектории и смог улучшить время), нам пришлось понервничать до самой церемонии награждения – Александр Столяров на MX-5 Aori зацепил 2 конуса и заработал 20 секунд штрафа. Однако соперники из коллектива «Ветерок» накосили ещё больше, так что в финал мы всё-таки прошли, пусть и со второй строчки!

Мы до последнего держали пальцы скрещенными, но не верили, что сможем пробиться в финал. И всё-таки судьба оказалась благосклонной, а попутно я поставил в коллекцию ещё одну стеклянную статуэтку, которую дают за лучшее время круга – такие же я привозил из Смоленска, Нижнего Новгорода, Красноярска и подмосковного Мячково

На следующий день к журналистам присоединились семь команд владельцев автомобилей Mazda и две команды из зачёта корпораций – они прошли отбор в Мячково и на «Нижегородском кольце». А квалификацией стала ещё одна гонка на экономичность, в которой принимали участие уже все пилоты. Но если представители СМИ могли спокойно катиться с небольшим средним расходом, то остальные восприняли это как своеобразную тренировку – трасса-то им не знакома! Так что первые два места на старте у пишущей и снимающей братии никого не удивили – разве что мы отдали поул-позицию конкурентам из коллектива «Даонивсеупоротые». Ничего, гонки длинные, догоним…

Ретардер, установленный после стартовой прямой, потребовал не только серьёзно увеличенного интервала между машинами на решётке, но и уточнения правил – обгонять можно только после него

Да-да, именно гонки! Финальная часть включала в себя два заезда по 75 минут, а итогом соревнования должна была стать сумма заработанных очков. Никакой экономии бензина и тайматака: приехал на финиш первым – получил максимум баллов. И для «Дежавю» всё складывалось очень хорошо – единственные соперники (каждая команда боролась в своём зачёте) ошиблись «гаражом», потеряли на этом много времени и тем самым подарили нам лидирующую позицию. Не повлияли на расстановку сил даже дождь и штраф «стоп-энд-гоу», который пришлось отстоять мне за превышение скорости на пит-лейн предыдущим членом команды – гонку «Дежавю» закончила на втором месте в абсолюте и на первом в своей категории. Победа?

Сложные условия отнюдь не охладили пыл участников – борьбы на трассе было много

Увы, нет. В произошедшее сначала не верил никто – каким-то непостижимым образом на самой современной трассе России, которая не так давно принимала Гран-При Формулы 1 судьи включили систему хронометража… в квалификационном режиме! То есть, в зачёт шёл лишь лучший круг! Чтобы избежать многочисленных протестов – каждая команда знала, на каком месте финишировала, но доказать это было невозможно – было принято соломоново решение аннулировать результаты первой гонки. А в перерыве разразился настоящий тропический ливень, словно намекая: «Я сейчас смою все следы, и мы начнём сначала».

Странно, что некоторые участники, которые неоднократно стартовали в Mazda Sport Cup, до сих пор получают предупреждения за движение по средней линии (там, где реклама Allianz) – ехать можно только по асфальтовой зоне пит-лейн

Пауза всё затягивалась – воды на трассе было слишком много, но не отменять же гонку. Ощущение, будто очутился на Гран-При Малайзии 2009 года или Гран-При Канады 2011-го – заезд остановлен, все смотрят на небо, нервничают и ждут, когда же рассеются тучи. А в Сочи, да ещё и в ноябре, темнеет очень быстро… И дело даже не в риске аквапланирования, а в видимости: я на собственной шкуре прочувствовал, что такое преследовать соперников, находясь в шлейфе брызг – едешь, как в тумане. К счастью, погода позволила продолжить борьбу – гонке быть!

Смена гонщиков – очень тонкий момент. Сначала нужно не проморгать табличку, которую показывает тренер команды (как и прежде, ими стали признанные мастера российского автоспорта, а на этой фотографии – очаровательная Наталья Гольцова). Потом – не превысить скорость на пит-лейн. А дальше – стартовать ровно через 3 минуты после того, как секундомер начнёт отсчёт (делается это после полной остановки автомобиля). Движение задним ходом – только за счёт мускульной силы экипажа

«Конусы, скорость на пит-лейн, белая линия на выезде из боксов», – эти слова я повторял будто мантру каждому члену нашей команды. «Никакого риска, просто старайся не слишком отстать от лидера», – это было адресовано уже Саше Столярову, который проявил себя в первой гонке и мы решили доверить ему стартовый отрезок. Но накал страстей достиг своего предела – на смену Саша приехал грустный и с приличным отставанием. «Чуть не развернуло, сбил конус», – вздохнул Столяров. Не беда! В финале место Сергея Воронкова, который был вынужден уехать, занял Михаил Кульдяев, а Илью Гуревича мы посадили в MX-5 Aori. И отыгрались!

Основная ошибка подавляющего большинства участников – слишком быстрый вход в поворот. В результате траектория получается менее пологой, что не позволяет рано начать ускоряться на скользком покрытии

С пит-лейн я выехал уже на втором месте, смог потихоньку оторваться от быстрого Михаила Конончука (Cars.ru) из команды главных соперников и обошёл лидера уже в кромешной темноте – приходилось даже включать дальний свет фар! Но череда ошибок на этом не закончилась, в том числе, и тактических. Я мог бы «просидеть» на трассе и пятый круг, но в боксы меня зазвали раньше – перестраховались, чтобы не получить штраф за лишнее нахождение на треке. Конончук просвистел мимо, а с пит-лейн тут же выехала машина безопасности. Всё, финиш за «сэйфти-каром», любые обгоны запрещены!

Увидеть табличку в пылу борьбы и в шлейфе брызг от впередиидущей машины – непростая задача. Но это единственный вариант коммуникации с командой, ибо радиосвязь запрещена

В теории оставался шанс опередить главных соперников на их смене (на это отводилось целых 3 минуты), но и здесь не повезло – в темноте Маша Арзамасова не заметила табличку с надписью «SC», которая предупреждает о нахождении на трассе машины безопасности и обогнала одного из гонщиков. А это серьёзное нарушение, за которое нам «впаяли» минутный штраф. Плюс по 50 секунд за каждый сбитый конус. Итого – печальное пятое место в абсолюте и второе в зачёте прессы.

В ноябре на «Сочи Автодроме» прошли первые занятия местной Академии водительского мастерства на родстерах Mazda MX-5 Aori – участниками стали молодые гонщики Краснодарского края. Выгодное географическое положение трассы позволяет использовать её для заездов круглый год, так что партнёрство будет взаимовыгодным — ожидается, что здесь будет проходить не только обучение начинающих пилотов, но и курсы вождения Mazda Sport Academy. Кстати, MX-5 Aori откатали уже 4 боевых года и сдаваться отнюдь не собираются!

А победила команда «Бдыщ», опередившая коллектив с прекрасным названием «Хочу в Сочи», которому теперь впору переименовываться в «Хочу в Екатеринбург», ибо им также достался приз – поездка на традиционную гонку Mazda Ice Race, запланированную на конец февраля. В зачёте корпораций выиграла команда Lenovo. Но у остальных ещё есть шанс попасть на Ice Race – для этого нужно стать чемпионом картинговой серии, организованной Mazda Karting Academy. Так что «упоротым» коллегам придётся крепко попотеть на льду уральского озера, соревнуясь с опытными соперниками.

Первый в истории Mazda Sport Cup ночной финиш стал украшением финала! Жаль, что борьба не продолжилась до клетчатого флага – последние 3 круга пелотом возил за собой «сэйфти-кар»

Но, несмотря на проигрыш, мы уезжали из Сочи в прекрасном настроении. Ещё бы – шикарный автодром, отбор стал более объективным, регламент – более интересным и хитрым, а работать над тактикой нужно вдумчиво и, главное, быстрее рассчитывать время нахождения гонщиков на трассе. Удалась и «экогонка». А каков ночной финиш с роскошными видами на подсвеченные олимпийские объекты! В общем, первый Mazda Sport Cup на трассе Формулы 1 прошёл успешно. И мы надеемся, что, несмотря на грянувший кризис, Mazda Sport Cup 2015 всё же состоится. Готовы ждать этого хоть до декабря!

Два круга по трассе «Сочи Автодром» (старт из боксов после штрафа «стоп-энд-гоу»):


  

Вадим Гагарин
Фотографии компании Mazda

Подпишитесь на новую рассылку Авто Mail.ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
Комментарии
5
скорп-61
Опять покатухи на Маздах...
СсылкаПожаловаться
Сергей Гавва
Нормальная машинка))
СсылкаПожаловаться
GIKS
ритардер на прямой сделали... но это не обычная МХ-5, это уже корч... жаль что роторного чемпионата не проводят...
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Подпишитесь на нас
Новости от Авто Mail.ru