Гонки наоборот, или Как мы боролись за миллилитры топлива

Мы поучаствовали в выборах «Самого экономичного автомобиля 2012 года» на Дмитровском полигоне

Споры на тему, какой двигатель будет обладать самым скромным аппетитом, не умолкали никогда, а в свете постоянного подорожания топлива они становятся ещё более актуальными. Многих действительно волнует вопрос, что «кушает» меньше: маленький «атмосферник», турбомотор небольшого объёма, гибридный силовой агрегат или дизель? И объективно на него ответить может только сравнение в одинаковых условиях. Именно так и прошли выборы «Самого экономичного автомобиля 2012 года», в которых участвовал и редактор Авто Mail.Ru.

content image for: 38977


Холодное утро на Дмитровском полигоне, площадка у въезда на 14-километровое кольцо... Дежавю! Так почти два с половиной года назад начиналась наша попытка установить рекорды скорости в рамках 24-часового марафона за рулём SEAT Ibiza 1.4. Разве что дождя на этот раз нет, а вот хэтчбек Ibiza – есть. Уже обновлённый, со 105-сильным турбомотором объёмом 1,2 литра, более шустрый вариант, нежели прежде. Хотя цель уже совсем другая. А компанию SEAT в споре за почётное звание обладателя минимального расхода топлива составили: Skoda Fabia Monte Carlo с таким же двигателем, Chevrolet Spark 1.2 (82 л.с.), Citroen C1 1.0 (68 л.с.) и 132-сильный гибрид Toyota Prius. Почему такая подборка? Эти автомобили входят в число самых «скромных» по аппетиту среди предлагаемых на российском рынке. Но очень жаль, что в Дмитрове не оказалось, например, дизельного Citroen C4 e-HDI или Peugeot 408 1.6 HDI.

Для чистоты эксперимента все автомобили были обуты в шины Continental ContiEcoContact 3 (интересно, что помешало компании Continental предоставить более свежую модель ContiEcoContact 5?), а в двигатели залили масло Shell Helix Ultra. Здесь, правда, не обошлось без конфуза – Skoda Fabia щеголяла модными низкопрофильными колёсами, а такого размера попросту нет в «экологичной» линейке Continental! Пришлось довольствоваться Continental ContiSportContact 3 (хотя, опять же, есть и ContiSportContact 5).

content image for: 38977


Выявлять самый экологичный автомобиль предстояло 13 разным водителям. Не обошлось и без знакомых по тому, скоростному, марафону лиц – был и Дмитрий Соколов, и Кирилл Ларин, и обладатель многочисленных рекордов ветеран Юрий Иванович Лесовский. Плюс Александр Пикуленко, Леонид Климанович, Илья Гуревич, Денис Филатов, Николай Ушанов и «внезачётный» Андрей Леонтьев (он, будучи организатором, сразу отказался от борьбы в определении ещё и самого экономного пилота). Конечно, не обошлось и без представительниц прекрасного пола – Марии Мельниковой, Анны Завершинской, раллийного штурмана и обладателя титула Чемпиона России и Нины Абросовой, многократной чемпионки по... французскому боксу и призёра этапов чемпионата по водно-моторным гонкам. В общем, компания подобралась весьма разнообразная.

Помимо зачёта среди автомобилей и среди пилотов, был ещё и командный, в котором боролось 4 коллектива по 3 водителя. А на результат, помимо топливной экономичности, влияли и штрафные минуты. Как в ралли третьей категории! Опоздал или приехал раньше положенного времени на КВ – лови пенализацию. Забыл включить ближний свет – аналогично. Каждый пилот должен был проехать по три круга на каждом автомобиле с заданной средней скоростью – 56, 84 и 112 км/ч, что имитировало условия движения в городском цикле, загородном цикле и «магистральном» цикле. Итого – 15 заездов по полчаса. Результат автомобиля – это средний расход по всем циклам и со всеми водителями.

content image for: 38977


Не допускалась и специальная подготовка машины. Давление в шинах – только рекомендованное заводом-изготовителем, запрещалось заклеивать щели между кузовными панелями, снимать щётки стеклоочистителей, складывать зеркала. В общем, делать всё, что могло повлиять на честную борьбу. Использовался одинаковый для всех бензин с октановым числом 95, а контроль расхода осуществлялся на дозаправках с точностью до 0,1 л – все результаты фиксировали судьи. Была только одна поблажка – в каждый автомобиль установили навигационную систему. Зачем? Как выяснилось в ходе первых же заездов, она очень помогала в поддержании заданной средней скорости.

Со стороны это всё кажется детскими игрушками – мол, есть же определённая скорость движения, надо просто придерживаться её и дело в шляпе. Но всё это актуально, если ехать по ровной дороге без рельефа и поворотов. А ключевая особенность скоростного «овала» Дмитровского полигона – это затяжные подъёмы и спуски. Очевидно, что в таких условиях невозможно добиться заявленных паспортных показателей. Сначала я вовсе не собирался экономить, думал, что буду лишь стараться обойтись без штрафных минут. Но аппетит, как известно, приходит во время еды – без энтузиазма и рвения я откатал только самую первую машину, Chevrolet Spark.

content image for: 38977


А потом началась тактика – плавный разгон со старта, постепенное наращивание средней скорости за счёт спусков, игра коробкой передач. К слову, о коробках – две машины были оснащены семиступенчатым «роботом» DSG (SEAT и Skoda), Spark имел «механику», Citroen довольствовался роботизированной КПП с одним сцеплением, а Prius и вовсе оснащается бесступенчатой трансмиссией. Но как все ни ухищрялись, а победитель определился ещё в ходе первых нескольких часов, хотя заезды растянулись более чем на сутки!

content image for: 38977


Им оказался Citroen C1 с результатом 5,332 л/100 км! Легкий автомобильчик уверенно преодолевал подъёмы, ему хватало даже мотора объёмом 1 литр, а «робот» при движении с почти постоянной скоростью не мешал водителю своей строптивостью. Второе место неожиданно заняла Toyota Prius (5,723 л/100 км). В чём сюрприз? Дело в том, что аккумулятор без торможений или длительного сброса газа заряжается очень долго, поэтому на помощь электромотора особо рассчитывать не приходилось.

Тройку замкнул SEAT Ibiza (6,076 л/100 км), дальше расположился Chevrolet Spark (6,422 л/100 км), которого подвела «короткая» пятая передача и высокий кузов – расход в «магистральном» режиме оказался намного выше, чем у всех соперников (7,775 л/100 км против, например, 6,321 л/100 км у «Ситроена»!). Причём Spark мог быть и вовсе последним, если бы «Шкоду» не подвели спортивные шины – Fabia закончила марафон с результатом 6,466 л/100 км. В целом общая картина была такова – для всех (кроме «Спарка») автомобилей самым экономичным оказался именно загородный режим со средней скоростью 84 км/ч.

content image for: 38977


Среди пилотов победу праздновал Илья Гуревич (5,576 л/100 км), а тройку призёров замкнули... Анна Завершинская и Нина Абросова с одинаковым результатом 5,784 л/100 км! Видимо, девушки нашли какой-то особенный подход, если обскакали многих ветеранов и просто опытных водителей. Впрочем, для многих такое «эко-ралли» стало первым в карьере. Я оказался на пятой строчке с расходом в 5,847 л/100 км – подвел неправильно выбранный темп на «Приусе», когда мне пришлось нагонять время вместо того, чтобы воспользоваться преимуществом заряженного аккумулятора на последних километрах. К тому же, на «Тойоте» мне пришлось увернуться от пары... лосей, спокойно переходящих полотно скоростного «овала» посреди ночи.

content image for: 38977


Но интересен другой факт – именно Toyota Prius продемонстрировала наибольшее расхождение между заявленным расходом 3,9 л/100 км и зафиксированным результатом 5,7 л/100 км, хотя разброс у Chevrolet Spark составил 1,3 л/100 км, у Skoda Fabia – 1,1 л/100 км, а у остальных участников и вовсе не превысил 0,8 л/100 км. Неужели всё дело в «горках» Дмитровского полигона и отсутствии торможений? Но тут же вспоминается наш тест Audi Q5 hybrid quattro, которая даже в городе, в максимально «удобных» для гибридной компоновки условиях, умудрялась «кушать» чуть ли не вдвое больше, чем должна по паспортным данным. Поэтому осталось много вопросов – в Дмитров следовало бы привезти парочку других гибридов, а заодно добавить в эту компанию и дизельные модификации. Плюс поработать над дозаправками – шаг в 0,1 л кажется непозволительно большим при борьбе за сотые и тысячные доли. И если премия «Самый экономичный автомобиль года» станет традицией, то хотелось бы, чтобы организаторы учли эти пожелания.

Вадим Гагарин
Фотографии предоставлены организаторами

Вадим Гагарин