Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
25 марта 2011 11:36, Новости

Ледовое побоище

Mazda MX-5 Ice Race 2011. Доказываем европейским коллегам всю правоту лозунга: «Русские не сдаются!»
30 января
Mazda MX-5
Машина - пуля! Легка в управлении и разгоне со светофора. В городе делает всех! По трассе меньше 130 "ходить" не хочет, несёт её родимую... Но имидж транспорта не для гонок. Характерная особ...
4.3
16 мая
Mazda MX-5 2.0 MT
замечательная машинка. истинный молодежный автомобиль и при этом еще и довольно экономичный.
4.5
Другие отзывы о Mazda MX-5 Все отзывы
Рассылка
Подпишитесь на рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей

После прошлогодней гонки MX-5 Open Race, посвящённой 20-летию родстера Mazda MX-5, я предположил, что европейское отделение компании обязательно придумает какое-нибудь мощное мероприятие в честь миллиона выпущенных MX-5. Но я и представить себе не мог, с каким размахом «маздовцы» решат отметить очередную веху в истории модели!

Ледовое побоище
Для ледовой гонки подготовили 20 машин (исключая 13-й номер). Но как быть с теми странами, представители которых участвовали в прошлогоднем заезде в Адрии и которым не хватило автомобилей? Там же было 29 родстеров! Рецепт оказался прост – организаторы «смиксовали» несколько сборных, а буквально на подножку уходящего поезда вскочила Австралия (№ 21), которая хоть и не имеет никакого отношения к Европе, но стала одной из фавориток MX-5 Ice Race 2011

Сначала это казалось шуткой. Мол, в конце февраля в Швеции пройдёт ледовая гонка на MX-5. Причём на тех же, что мы гонялись на треке в Адрии. Ну-ну, так мы в это и поверили – больше двадцати машин на замёрзшем озере превратили бы заезд в настоящее побоище. Либо саму трассу нужно было делать очень широкой, что убило бы весь интерес. И сами заднеприводные родстеры, лишённые крыши, едва ли подходили для подобных выкрутасов в самый разгар зимы. Безумие!

Ледовое побоище
Просторы замёрзшего озера позволили построить фантастическую трассу длиной почти 5 километров. Кстати, каждой из 20 команд дали вольную в оформлении автомобилей. И представительства во многих странах устроили ради этого дизайн-конкурсы. Не стала исключением и Россия – победило решение с медведем и ракетами (гонка проходила 23 февраля, в День защитника Отечества)

Но время шло, неумолимо отсчитывая дни до гонки. И когда мы поняли, что Mazda действительно решилась на это, то забили тревогу. Российское представительство отреагировало незамедлительно и выделило нам Олега Кесельмана, директора Академии спортивного вождения Mazda, и несколько MX-5 на шипованных шинах. И в ходе тренировочных заездов в Челябинске и на автодроме в Тушино мы не только смогли набрать неплохую форму, но и выбрать шестого члена команды.

Ледовое побоище
В Челябинске и в Тушино мы тренировались на серийных MX-5 с дорожными шипованными шинами. Вроде бы и мало чего общего с гоночными условиями, но это помогло команде сплотиться – мы делились друг с другом полученным опытом ради общего результата

Да-да, в этом году нам предстояла уже 4-часовая гонка, поэтому команды должны были включать в себя шесть пилотов. Наша «сборная» наполовину состояла из участников прошлогодней гонки – это я, Сергей Воскресенский («За Рулём») и Борис Шульмейстер (телеканал «Авто плюс»), к которым добавились быстрые и стабильные Александр Евштокин (Car), Никита Гудков («Авторевю») и Пётр Ястребов (Quattroroute). И, конечно, Олег Кесельман в роли тренера.

Ледовое побоище
Творцы победы. Слева направо: Олег Кесельман (наш тренер), Александр Евштокин, Вадим Гагарин, Сергей Воскресенский, Борис Шульмейстер, Никита Гудков, Пётр Ястребов. А в центре – наша серая красавица под номером «4»

Такой дружной компанией мы и добрались до шведского озера Каллшён, что уже неподалёку от границы с Норвегией. Было солнечно, но отнюдь не жарко – в первый день столбик термометра не поднимался выше -18 градусов. И никакой крыши нам не приладили – все отличия «боевых» MX-5 от прошлогодней спецификации свелись лишь к максимально «разжатой» подвеске (которая всё равно осталась очень жёсткой) и… узким раллийным шинам Black Rocket. Правда, рабочая часть шипов была чуть меньше гоночных 4,5 мм – их укоротили до 3 мм, чтобы не уничтожить трассу.

Ледовое побоище
Валенки оказались не только средством устрашения конкурентов, но и суровой необходимостью – в гоночной обуви с тонкой подошвой ноги промерзали моментально. А выданные организаторами «бахилы» были не слишком удобны. К слову, иностранцы оценили валенки по достоинству и бегали за нами с вопросами, где можно такие приобрести

Началось всё со 150-минутной тренировки, в ходе которой каждый из нас должен был проехать минимум 3 круга на время. К счастью, для этого было не обязательно ехать 5 кругов (включая «разгонный» и круг возвращения в боксы) – отсечка времени была непосредственно перед въездом на пит-лейн, что позволило сэкономить драгоценные минуты. Кольцо-то протяжённостью почти 5 километров! А его конфигурация с 43 поворотами исключала высокие скорости на трассе.

Ледовое побоище
Как и в прошлом году, нам выдали одинаковые комплекты экипировки. На этот раз «маздовцы» не стали эксплуатировать красно-зелёную тему болида 787B, выигравшего «24 часа Ле-Мана» в 1991 году, а ограничились нейтральной сине-белой расцветкой. Комбинезоны, к счастью, были утеплёнными

К слову, наши тренировки не прошли даром – мы сразу поехали быстро (причём все!) и довольно легко заняли первую строчку в протоколе с результатом 4:50.972 (в зачёт шло лучшее время команды). Не смутило нас и второе место… австралийцев, расположившихся в 2 секундах позади. А ведь это был первый звоночек! Уже тогда надо было подумать, как представители Зелёного континента, которые едва ли ездили по льду, смогли опередить всех остальных, включая и скандинавов.

Ледовое побоище
Свой статус фаворитов мы обозначили с первых же тренировочных кругов. Однако излишняя самоуверенность нас подвела в квалификации  расслабились

Гром грянул в квалификации, где мы улучшились всего на полторы секунды (4:49.571), а австралийцы отхватили «поул» с невероятными 4:41.412! Восемь секунд с круга! Деморализующий результат. Мало того, нас неожиданно обскакала сборная команда трёх стран (Венгрия, Словения, Турция). Итог – лишь третье место на старте. А ведь мы горели отыграться за прошлогоднюю гонку в Адрии, где заняли лишь пятую позицию. Весь вечер я занимался тем, что изучал протоколы, пытаясь понять, кто из шести членов команд-лидеров способен ехать быстро и кто является нашим основным соперником.

Ледовое побоище
Самое заметное изменение внутри по сравнению с машинами, на которых мы гонялись в Адрии, – второй «ковш» справа (зачем?). Но главную роль сыграли новые ремни безопасности – благодаря им мы менялись намного быстрее

Стало ясно: раз мы не можем соперничать с австралийцами на трассе (сборную «солянку» на первом ряду стартового поля мы всерьёз не принимали), то надо сосредоточиться на сменах пилотов. И очень удачным решением было распределение по комплекции гонщиков – сначала ехали самые крупные, затем более «компактные». Это позволило свести к минимуму манипуляции с ремнями безопасности. А по результатам квалификации выбрали, сколько времени проведёт на трассе каждый член команды – по правилам максимум в каждой гонке был ограничен 30 минутами, минимум – 10.

Ледовое побоище
Никакого сравнения лучших кругов. Гонка – это гонка! С масс-стартом (пусть и с хода) и борьбой за позиции

Гоночное утро нас встретило совсем неприветливо – минус 31 по Цельсию! И всё пошло в тартарары уже на третьем круге – небольшая ошибка, вылет с трассы и четырёхминутная «пауза» в снежном бруствере. С 3-й позиции наш экипаж откатился на 17-ю с кругом отставания, что перечеркнуло все шансы не то что на победу, а даже на подиум. Обидно, досадно, глупо. Но мы не сдались и продолжили бороться, отдав все силы. Спустя час мы поднялись уже на седьмую строчку, а к финишу первого заезда (сама четырёхчасовая гонка была разбита на два равных отрезка) расположились уже на второй, вернувшись в круг с лидерами. Как раз за австралийцами!

Ледовое побоище
Конечно, в таких условиях не обошлось и без «производственных травм». К счастью, все они носили косметический характер, и все благополучно добрались до финиша. И, конечно, нельзя не отметить «боевые» шины  – «держак» на льду намного превосходит любые зимние дорожные покрышки. Шутка ли  – средняя скорость лучшего круга гонки на «затычной» трассе составила 63 км/ч

Дозаправка в перерыве (на этот раз организаторы решили не устраивать пляски с бочками и огнетушителями на пит-лейн ввиду ограниченного пространства), и вновь наша Mazda под номером «4» выкатывается на старт. Прогревочный круг, отмашка флагом – вперёд! На этот раз всё прошло без ошибок. Перед первой сменой мы отстаём на 15 секунд, но покинули боксы, отыграв девять. И так раз за разом.

Ледовое побоище
Во время паузы между гонками механикам скучать не пришлось. Помимо «штопки» бамперов и заклейки других мелких «ран», они по мере возможностей проверяли техническое состояние машин. А заправлялись мы на обычной АЗС неподалёку, чем вызвали настоящий фурор у местных жителей

Перелом произошёл в середине заезда. Австралийцы одновременно с нами заезжают на смену (они решили скопировать нашу тактику), но если первыми въехали на пит-лейн они, то выехали – уже мы! Теперь – только бы не растерять. Пока получается! Следующим в боксы влетает Ястребов, моя очередь, я – предпоследний в нашей «массово-габаритной» иерархии. Прыгаю в машину, нервы на пределе, ставки максимально высоки, 30 км/ч на пит-лейн, только бы не превысить (у нас уже было предупреждение за такое нарушение), на ходу отключаю систему стабилизации. Поехали!

Ледовое побоище
За скоростью на пит-лейн судьи следили с помощью радаров. Причём и на въезде, и на выезде. Нам это едва не стоило победы, но, к счастью, за одно нарушение лишь предупреждают

На трассу выезжаю аккурат между двумя круговыми. Снежная пыль, низкое солнце, ничего не видно! К счастью, удаётся быстро обогнать, не теряя темпа. Трассу «погрызли» так, что на жёсткой подвеске колеи и надолбы буквально вытрясают всю душу, а шлем долбится о трубы каркаса безопасности. Быстро ехать на строптивой MX-5 в таких условиях – сущий ад. Машина специально настроена так, что поворачивает исключительно в заносе, а реакции в колеях фактически непредсказуемы. Приходится так много крутить рулём, что даже в 30-градусный мороз становится очень жарко! Хотя, конечно, это заслуга и весьма эффективной «печки» – мы направляли дефлекторы на руль, иначе сильно мёрзли пальцы (даже в перчатках).

Ледовое побоище
С идентификацией «своей» таблички проблем не возникло – крупный номер был хорошо виден. А вот почему у нас было вставлено IN вверх ногами – так никто и не понял. Торопились...

Пролетаю въезд на пит-лейн, вижу табличку «4, IN». Ещё круг, меняюсь с Борисом Шульмейстером. До финиша – 5 кругов, мы впереди. Мы знали, что выигрывает тот, кто проедет максимальное количество кругов. Но было непонятно, сохраняются ли отрывы первой гонки. Тогда нас отделило от австралийцев больше минуты. Поэтому за Борю мы болели с максимальным напряжением, считая нас главными кандидатами на победу.

Ледовое побоище
Главное преимущество первой стартовой позиции – видимость! Австралийцы этим пользовались сполна, легко уезжая во время обоих стартов

Четыре круга до финиша, австралиец на заднем бампере! Круг длинный, что там происходит дальше – не видно. Почти пять минут неизвестности. Видим, летит наш «медведь с ракетами». Один! За ним – никого! Как гора с плеч. Тут же знаками показываем ему: «Спокойнее!». Но Борис – опытный пилот, сам всё видит. Бежим к финишной линии, дальше уже всё как в тумане – нас захлестнули эмоции.

Ледовое побоище
Главное отличие «зубастых» шин  – они гораздо лучше цепляются за лёд, чем за рыхлый снег, который скапливается на внешней части поворота. Попадёшь на эту «отработку»  – готовься тут же «ловить» машину

Взмах клетчатым флагом, победа! Ещё один круг ожидания, вытаскиваем Шульмейстера из машины и качаем его на руках, мы выиграли! Это было просто невероятно, после нашего вылета в такой исход могли поверить только прожжённые оптимисты. Оказалось, что самый быстрый пилот австралийской команды в ходе жёсткой борьбы (не обошлось и без контактов!) потерял пару секунд времени и в попытке догнать Борю… вылетел с трассы.

Ледовое побоище
Австралийцы оказались весьма весёлыми ребятами. К каркасу безопасности они изолентой примотали мягкую игрушку кенгуру, а в паддоке и на награждение вышли в цветастых пляжных трусах, надетых поверх комбинезона. И никакой затаившейся злобы – поздравляли они нас от чистого сердца. Хотя в любом случае нашу радость не затмило бы ничего. Фантастическая победа!

Надо же так. Мы – на третьем круге, они – за три до финиша. Мы квиты! И отыгранного времени нам хватило, чтобы отпраздновать итоговую победу. Второе место смогли занять австралийцы, но для них и серебро можно считать фантастическим результатом. А третью ступеньку «застолбили» бельгийцы, выигравшие год назад. Кстати, они по-прежнему не гнушаются приглашать профессиональных пилотов в журналистскую команду. Например, за них ехал всё тот же Джеффри ван Хойдонк – бывший формулист и участник гонок на выносливость.

Ледовое побоище
Британские команды состояли из «зубров» местной прессы – представителей Top Gear, Evo, Car. За них же, кстати, ехал и Икуо Маэда по прозвищу «Speedy» – шеф-дизайнер Mazda, который периодически развлекается в любительских гонках за рулём «каркашенной» MX-5. А за Швейцарию ехал Рене Арну – пилот, который провёл 12 сезонов в «Формуле-1» в 70-80-х годах. Все они остались позади. Да и австралийцы признались, что многие из них ездят в ралли и после гравия им не пришлось долго адаптироваться к другому скользкому покрытию.

Ледовое побоище
И, конечно, эта победа была бы невозможна без поддержки этих двух людей «в штатском» – Марии Магуйар, PR-директора российского представительства Mazda, и нашего скромного немецкого механика из команды Engstler Motorsport, который радовался так, будто заключил пари со своими коллегами

Но нам в тот момент было решительно всё равно, кого мы объехали. Главное – как! Спасибо всей команде, сработавшей безукоризненно в такой сложной ситуации. Спасибо Mazda за то, что не побоялись устроить фантастическую гонку во второй раз. Ice Race 2011 была посвящена выпуску 900-тысячного родстера MX-5. А на носу – миллион. Страшно представить, в каких ещё условиях Mazda захочет испытать возможности своей культовой модели. Ведь не на грунте, правда?!

Вадим Гагарин
Фото Сергея Крестова (Mazda)

Подпишитесь на новую рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
Комментарии
36
ЕМ и НЕМ
Молодцы!!!Поздравляю с Победой!Очень хороший получился репортаж!,Отличная получилась гонка(жаль не видел)хорошо начать и ...,догнать,обогнать и Победа!!! Ура !!!Так держать!!!Вот что значит люди любят свою работу и делают её на Отлично!!! отдругих
СсылкаПожаловаться
Елена Хамидулина
Гонка захватывающая, статья замечательная, молодцы!
СсылкаПожаловаться
Виталий Павенко
Прекрасный, очень динамичный репортаж. Чувствуется ГОНКА.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Возможно, вам будет интересно
Новости Mail.Ru