На что только не идут автопроизводители, чтобы продолжать продавать теряющие покупателей модели в условиях тотального перехода на популярные кроссоверы. Довольно показательным примером эволюции целого сегмента в новых условиях стала трансформация моделей с тремя рядами сидений: если раньше подавляющее большинство таких автомобилей предлагали в формате классических минивэнов, то сейчас львиная доля продаж приходится на семиместные паркетники и внедорожники. А оставшиеся минивэны вроде Renault Espace и Kia Carnival мимикрируют под кроссоверы — так их лучше покупают!
Седанам, хэтчбекам и универсалам тоже приходится нелегко: с каждым годом им становится труднее конкурировать с кроссоверами, поэтому их все чаще стараются наделять присущими столь желанным кроссоверам элементами вроде увеличенного дорожного просвета и обвесом с накладками из неокрашенного пластика. Правда, иногда автопроизводители заходят слишком далеко и, как результат, представляют совершенно абсурдные модели. Разбираемся, каким автомобилям подходит образ кроссовера, а кому SUV-внешность оказалась совершенно не к лицу.
Audi: allroad и allstreet
Немцы из Audi давно занимаются разработкой внедорожных моделей на базе легковушек под суббрендом allroad: дебют первенца серии в лице приподнятого универсала Audi A6 Avant, получившего самостоятельное (без привязки к семейству А6) имя Audi allroad quattro, состоялся в далеком 1999 году.
С тех пор ни одно поколение А6 не обходится без модификации с приставкой allroad, причем с 2009 года такая версия обосновалась в гамме младшей модели A4, а в ближайшее время образ кроссовера примерит даже компактное семейство A3 — фотошпионы уже не раз ловили предсерийные приподнятые пятидверки в камуфляжной пленке. Ждем!
Но для самых крошечных переднеприводных автомобилей, спрос на которые падает стремительнее всего, в Audi тоже подготовили отдельную «внедорожную» версию. Помните хэтчбеки Audi A1, которые раньше продавали в России? Нынешнее поколение модели, которое до нас так и не добралось, немцы представили в 2018-м, и уже примерно через год после дебюта к стандартной модели присоединился приподнятый хэтчбек Audi A1 citycarver, который в 2022 году переименовали в A1 allstreet.
В основную «внедорожную» группу его включать не стали из-за переднеприводной компоновки: от исходной пятидверки он отличается лишь увеличенным на 40 мм дорожным просветом, оригинальными бамперами, пластиковым обвесом по кругу и прочим мелким декором. Словом, гордого имени allroad он не заслужил.
Mercedes-Benz: All-Terrain
Да, Mercedes-Benz тоже признает поражение классических универсалов, которые с каждым годом расходятся все хуже из-за роста популярности кроссоверов. Чтобы повысить привлекательность универсала E-класса компания представила его кросс-версию с приставкой All-Terrain, которая была разработана по тому же принципу, что и последние поколения моделей allroad от конкурирующего бренда: полный привод, увеличенный дорожный просвет, обвес из неокрашенного пластика по периметру кузова, дополнительные режимы ездовой электроники и статус самостоятельной модели.
Дебют «ешки» All-Terrain состоялся в 2016 году, в России такие универсалы начали продавать в начале 2017-го. Причем вскоре единственным доступным на нашем рынке универсалом Е-класса остался именно приподнятый All-Terrain — продажи классического «сарая» в России свернули окончательно из-за низкого спроса.
Но даже оставшиеся универсалы, которые по прайс-листу наступали на пятки кроссоверам GLE (разница в цене составляла всего несколько десятков тысяч рублей), покупали неважно. А летом 2021 года версия All-Terrain появилась и в гамме младшего универсала C-класса — но, увы, до России эти автомобили доехать не успели.
Volvo: Cross Country
Компания Volvo более 25 лет занимается выпуском «внедорожных» версий своих легковых автомобилей, причем привычными универсалами с увеличенным клиренсом шведы не ограничиваются — модификации Cross Country в свое время бывали и у хэтчбеков, и даже у седанов!
Первый автомобиль внедорожного семейства дебютировал еще в 1997 году — им стал универсал Volvo V70 Cross Country (тогда его еще называли V70 XC, где литера X в сокращении из двух букв была дословно переведена как «крест», то есть «cross» по-английски). V70 Cross Country стал основоположником линейки кроссоверов с индексом XC и вскоре сам к ней присоединился — в 2003 году автомобиль переименовали в XC70, формально включив его во внедорожную гамму Volvo.
С тех пор в семействе Cross Country успели побывать хэтчбеки V40, универсалы V60 и V90, а также седаны S60, которые начали выпускать в 2015 году — редкий представитель экзотического сегмента кросс-седанов! Особенно если учесть, что спрос на них был весьма умеренным, и текущее поколение модели S60 в кросс-исполнении уже не предлагали. Сейчас Volvo выпускает только две легковушки семейства Cross Country — это универсалы V60 и V90.
Volkswagen: Alltrack, Cross и Country
В арсенале бренда Volkswagen тоже есть своя «внедорожная» линейка легковушек. Зовется она Alltrack, а началась ее история с приподнятого универсала Passat — продажи таких машин стартовали в 2012 году.
Рецепт создания линейки Alltrack был примерно тем же, что и у родственной компании Audi для семейства allroad того времени — за основу был взят классический универсал с полным приводом, которому увеличили клиренс на 30 мм, доработали обвес и добавили внедорожный режим для работы трансмиссии DSG.
Через пару лет компанию ему составил полноприводный универсал Volkswagen Golf Alltrack с увеличенным на 20 мм дорожным просветом относительно стандартной модели, новыми бамперами, рейлингами на крыше, защитными накладками на порогах и колесных арках. С тех пор Golf Alltrack успел сменить поколение, но его, увы, уже отправили в отставку — в Европе эти машины до недавних пор продавали параллельно с аналогичным «Пассатом».
Хотя Golf Alltrack не стал первым в своем роде — например, у модели Golf Plus с 2006 по 2014 год была модификация CrossGolf. Правда, как и все модели Volkswagen из этой серии (cross up!, CrossPolo и CrossTouran) он был доступен только с передним приводом. В отличие от знаменитой полноприводной модели Golf Country, которую Volkswagen выпускал на австрийском заводе Magna Steyr в начале 1990-х.
Skoda: Scout
Разумеется, у чешской марки Skoda, которая входит в состав концерна Volkswagen, тоже есть своя «внедорожная» гамма для легковых моделей. Называется она Scout, и за последние 17 лет к ней успели присоединиться аж пять моделей бренда.
Началось все в 2006 году, когда компания анонсировала выход полноприводного универсала Octavia в образе кроссовера, которого на тот момент в гамме «Шкоды» попросту не было — по всей видимости, в руководстве бренда хотели как можно быстрее включиться в битву за все более популярный SUV-сегмент, пока полноценный паркетник (серийная Skoda Yeti дебютирует только в 2009-м) еще в разработке.
Затем версия Scout появилась у младших моделей Fabia и Roomster с передним приводом, у флагмана Superb (она не так давно пришла на смену модели с приставкой Outdoor), а также у кроссоверов Karoq и Kodiaq. То есть без оффроуд-модификаций в европейской гамме бренда остались только переднеприводный паркетник Kamiq (ему в качестве утешения достался лишь внешний пакет Scoutline) крошечный хэтчбек Citigo, лифтбек Rapid и его наследница Scala, а также электромобиль Enyaq.
Хотя Fabia и родственный Roomster в свое время «внедорожные» версии получили как бы за компанию со старшей «Октавией» — ни полноприводных трансмиссий, ни увеличенного дорожного просвета у них не было. Следующее поколение «Фабии» в исполнении Scout чехи уже не предлагали, хотя для универсала был доступен пакет Scoutline с соответствующим декором.
Renault: Stepway
У компании Renault и ее дочернего бренда Dacia тоже есть серия моделей, которые примерили образы кроссоверов, хотя ни одной из них так и не достался полный привод — да, семейство Stepway к полноценным кроссоверам имеет отношение еще более опосредованное, чем его аналоги от других европейских брендов.
Logan, Sandero и даже Dokker с приставками Stepway продавали на российском рынке, а вместе с «Доккером» в европейской линейке Dacia был предложен и родственный Lodgy Stepway.
Но в руководстве французской компании развивать гамму Stepway не стремятся — из последних новинок такая версия досталась разве что хэтчбеку Sandero третьего поколения.
Псевдовнедорожный Logan за пределами российского рынка спросом пользоваться едва ли будет, так что разработка этой версии, видимо, оказалась под вопросом, ну, а новый Jogger, который в Европе заменил Dokker и Lodgy, уже в базовом исполнении щеголяет «кроссоверными» элементами в оформлении экстерьера — и лишний раз обращаться к фирменному наименованию маркетологи, видимо, не посчитали необходимым.
Smart: Crosstown
Ну ладно, если вспомнить про нелепую попытку бренда smart сделать шаг в сегмент кроссоверов, которая представляла собой дебютировавшую в 2017-м совершенно бесполезную модель Forfour crosstown, то Renault со своей гаммой Stepway не так уж и плохо выглядит. Ни в коем случае не подумайте, с внешностью «Смарта» все хорошо! Более того, Smart Forfour crosstown — это, можно сказать, истинная жертва моды.
Итак, версию Crosstown отличали черные декоративные накладки на колесных арках, имитирующие защиту днища серебристые вставки на бамперах и порогах, оригинальные колеса диаметром 16 дюймов, спортивный руль и накладки на педали. А вместе с ними — традиционный для заднемоторных «Смартов» неизменный задний привод и… Спортивная подвеска с уменьшенным на десять миллиметров относительно стандартной модели дорожным просветом. Апогей абсурда! С тех пор вплоть до переноса производства машин в Китай под крылом нового совместного предприятия Mercedes-Benz и китайской компании Geely к теме кроссоверов Smart не возвращался.
Opel: Rocks и Country Tourer
Opel никогда особо не стремился заигрывать с оффроуд-тематикой на своих легковых моделях — у компании не было проблем с нехваткой внедорожников и кроссоверов еще со времен модели Frontera, которая дебютировала в начале 1990-х, поэтому никакой нужды заниматься смешением жанров немцы не испытывали. И тем не менее, своя скромная легковая линейка вдохновленных кроссоверами моделей у бренда все-таки была: Rocks.
Она включала только переднеприводные хэтчбеки Adam и Karl с внедорожным декором. Правда, после перехода марки в состав французского концерна PSA новое руководство бренда быстро избавилось от моделей времен General Motors — вместе с моделями Adam и Karl в прошлое ушла и гамма Rocks. Сейчас это имя досталось клону электрического квадрицикла Citroen Ami под маркой Opel, который зовется Rocks-e.
Но для более крупных машин молодежный формат гаммы Rocks никак не подходил — для модели Insignia была разработана версия Country Tourer, которая конкурировала с универсалами серий allroad, Alltrack и Scout. Создавали ее по тому же принципу: Opel Insignia Country Tourer — это полноприводный универсал с увеличенным дорожным просветом (пусть и всего на 20 мм), пластиковым оперением по периметру кузова, рейлингами на крыше и мощными двигателями из линейки стандартной «Инсигнии».
Правда, выпускали эти машины только до 2020 года — в гамме обновленного семейства Insignia (а это, между прочим, последний из автомобилей Opel, разработанных при концерне GM) внедорожный универсал, увы, так и не появился.
Subaru: Wilderness
В японской компании Subaru уже практически махнули рукой на европейский рынок, но зато в США, где продажи бренда в доковидном 2019 году достигли рекордных 700 тысяч проданных автомобилей (почти четырехкратный рост за десять лет), машины расходятся, как горячие пирожки. Там сейчас и сосредоточена работа маркетологов, которые поддерживают имидж Subaru как универсальных, надежных и безопасных семейных автомобилей. А если учесть, что полноприводные машины компания выпускает уже более 50 лет, то и модный нынче внедорожный образ на Subaru вполне оправдан.
Чтобы подчеркнуть свою принадлежность к касте полноприводников, компания разработала суббренд Wilderness для американского рынка, в который входят Outback, Forester и Crosstrek. И объем доработок по сегодняшним меркам у этих машин довольно серьезный: усиленная подвеска с новыми пружинами и амортизаторами, увеличенный дорожный просвет, новый внешний обвес, который вдобавок улучшает геометрическую проходимость, мощная защита днища, колеса с внедорожными шинами, крепкие рейлинги на крыше, водоотталкивающая обивка сидений и контрастный декор в салоне, а также перекалиброванная трансмиссия с более эффективной системой охлаждения вариатора. Достойно!
Kia: X-Line и X
У компании Kia тоже есть свое семейство «внедорожных» моделей, причем некоторые из них даже продавали в России: у нас самым известным был хэтчбек Rio X-Line, который в ходе рестайлинга переименовали в Rio X, а еще в локальной гамме бренда какое-то время присутствовали Picanto X-Line и необычная пятидверка XCeed.
Хотя формально к X-линейке относятся не только самостоятельные модели вроде Rio X и XCeed, но и Soul, Seltos, Sportage, Sorento, а также американский кроссовер Telluride и индийский Sonet в вариантах исполнения X-Line.
Список доработок у автомобилей с этой приставкой, как правило, не самый внушительный — иногда они отличаются от исходных моделей лишь отдельными элементами декора, которые должны прибавить брутальности экстерьеру и интерьеру.
То есть X-Line для большинства моделей Kia за пределами российского рынка представляет собой лишь одну из множества комплектаций, которая не подразумевает настоящую подготовку к бездорожью: в лучшем случае она сводится к слегка увеличенному клиренсу и новому режиму работы трансмиссии, хотя, например, американскому «Соулу» с приставкой X-Line в свое время не досталось и этого.
В качестве более серьезной альтернативы на избранных рынках Kia предлагает версию X-Pro, но классическим легковушкам она не положена — только кроссоверам Sportage и Telluride.
Ford: Active
Да, хоть Ford и ушел с российского рынка легковых автомобилей еще в 2019 году, мы по-прежнему следим за его мировыми новинками. И знаем, что компания развивает свою кросс-линейку следом за остальными крупными автопроизводителями.
В Америке единственной легковушкой марки Ford остался Mustang, которому «внедорожность» ни к чему — для подобных экспериментов есть электрический Mustang Mach-E. А вот в Европе и в Китае Ford от традиционных легковых моделей пока не отказывается и для многих из них предлагает кросс-версии Active.
«Внедорожный» образ в европейской гамме Ford успели примерить модели Ka+, Fiesta, Focus, кроссовер EcoSport, а также коммерческие автомобили Connect и Custom.
Чаще всего он подразумевает увеличение дорожного просвета (из всех перечисленных автомобилей стандартный клиренс, что интересно, оставался только у модели EcoSport Active) и доработанную подвеску, хотя в основном отличия сводятся только к внешнему декору и измененной отделке салона — полный привод не является обязательным условием зачисления в отряд машин с приставкой Active.
Porsche: Cross Turismo и Dakar
Представленный пару лет назад электрический Porsche Taycan Cross Turismo стал этаким противопоставлением универсалу Panamera Sport Turismo, который создавали без каких-либо внедорожных заигрываний. Затем, чтобы подчеркнуть особый статус кросс-универсала компания представила «дорожный» Taycan Sport Turismo — и отличий от версии Cross Turismo у него оказалось не так уж и много.
В сухом остатке универсал Cross Turismo примечателен только псевдовнедорожным обвесом, ездовым режимом Gravel Mode и отсутствием в гамме начальной одномоторной заднеприводной версии — только полный привод с двумя электромоторами. И лишь в качестве опции предложен пакет Off-Road с другими настройками пневмоподвески и увеличенным на 30 мм дорожным просветом в ее стандартном положении. Однако это не единственный «внедорожный» легковой Porsche, который увидел свет за последние годы. Porsche 911 Dakar — это современное воплощение автомобиля, который в 1984 году одержал победу в гонке Париж—Дакар.
В качестве основы для необычного проекта был выбран серийный полноприводный Porsche 911 Carrera 4 GTS с деталями от модели 911 GT3, которому серьезно доработали подвеску, увеличив дорожный просвет на 50 мм (регулируемые амортизаторы позволяют поднять машину еще на 30 мм, но только на скоростях до 170 км/ч). А еще версии Dakar достались активные стабилизаторы поперечной устойчивости PDCC, полноуправляемое шасси, новые режимы ездовой электроники для легкого бездорожья и колеса с разноширокими внедорожными шинами. Тираж версии Dakar составит 2500 экземпляров.
Lamborghini: Sterrato
Практически сразу после премьеры Porsche 911 Dakar компания Lamborghini представила свое видение суперкара для плохих дорог — полноприводный Huracan Sterrato. Какой-то красивой истории, как у коллег из Porsche, за проектом Sterrato не стоит, однако инженеры Lamborghini пошли по тому же пути, что и создатели 911 Dakar: подвеска с адаптивными амортизаторами серьезно доработана и усилена, увеличен дорожный просвет (на 44 мм по сравнению с базовой моделью Huracan Evo) и вертикальный ход колес, расширена колея, но при этом задний подруливающий механизм сохранен.
Двигатель дефорсирован до показателей мотора от заднеприводной модели Huracan Evo RWD (610 л.с. и 560 Нм), задний самоблок — как у полноприводного Evo, но ездовая электроника перенастроена: добавлен новый режим Rally. Вместо асфальтовых шин — внедорожные run-flat с увеличенным профилем, днище Sterrato закрыто алюминиевой защитой, по периметру кузова установлены пластиковые накладки, дополнительные светодиодные блоки и рейлинги на крыше. Даже верхний воздухозаборник двигателя специально перенесли чуть повыше, чтобы минимизировать попадание в него пыли! И тираж у Sterrato меньше, чем у внедорожного 911 — только 1499 машин.
Morgan: CX-T
Но самым редким «внедорожником» в нашей подборке стал Morgan Plus Four CX-T. Британская фирма с самого начала заявила о своем намерении построить всего лишь восемь таких машин, за каждую из которых покупателям пришлось отдать минимум 170 тысяч фунтов стерлингов. Настоящий эксклюзив! Причем не только из-за малого тиража — в своей новейшей истории Morgan такие машины не предлагал, однако больше ста лет назад автомобили этой марки участвовали в гоночных заездах на бездорожье. Словом, есть что вспомнить.
Создатели подошли к делу основательно. Список доработок просто шокирующий: новая подвеска, расширенная колея, увеличенный со 120 до 230 мм дорожный просвет, дифференциал с электронной блокировкой, измененные настройки трансмиссии, внедорожные шины с большим внешним диаметром, увеличенные колесные арки, композитная крыша, трубчатый каркас безопасности с дополнительными прожекторами, металлическая защита днища, модернизированная ради повышения геометрической проходимости выхлопная система, а также открытый отсек с креплениями для двух запасных колес, пары прочных водонепроницаемых чемоданов, ящика с инструментами и канистр для воды и бензина на месте багажника. Правда, CX-T прибавил в весе пару сотен килограмм относительно стандартного родстера Plus Four. И привод, конечно, остался только на заднюю ось.
Lada: Cross
Даже отечественный «АвтоВАЗ», следуя мировым трендам, последние десять лет разрабатывал целое семейство автомобилей с лаконичной приставкой Cross.
Первой была Kalina Cross, премьера которой состоялась в 2014 году — автомобиль с измененной геометрией ходовой части, усиленными элементами подвески и 15-дюймовыми колесами (вкупе эти доработки увеличили дорожный просвет на 23 мм, до 183 мм) был построен на базе обычного универсала Kalina с восьмиклапанным двигателем, пятиступенчатой механической коробкой передач и безальтернативным передним приводом.
В 2019 году после отставки семейства Kalina первый вазовский Cross перешел в гамму «Гранты», перенес рестайлинг и сменил имя.
Но на тот момент к нему уже присоединились все «Лады» новой волны: в начале 2015 года дебютировал Largus Cross с увеличенным на 25 мм клиренсом, в 2017-м — универсал Vesta Cross (клиренс тоже на 25 мм больше, чем у обычной «Весты»), а в 2018-м — аналогичный седан Vesta Cross и пятидверный XRAY Cross (плюс 20 мм).
Но сейчас из всего этого многообразия «АвтоВАЗ» выпускает только универсалы Granta Cross и семейство Vesta Cross. Модель XRAY ушла в историю еще в прошлом году, а Largus, который недавно вернулся на конвейер, готовится стать электромобилем.