Юбилейное 90-е мотор-шоу в Женеве в 2020 году должно было начать принимать гостей в понедельник 2 марта — именно на этот день была назначена церемония вручения премии лучшим автомобилям года в Европе COTY. Следующие два дня — 3 и 4 марта — по расписанию, известному еще за полгода, должны были быть традиционными пресс-днями, в которые на выставку пускают только журналистов. С 5 по 15 марта шоу планировали открыть для посетителей.
В пятницу, 28 февраля, правительство Швейцарии выпустило распоряжение запретить на территории страны все мероприятия, где собираются больше 1000 человек.
Все из-за коронавируса — 25 февраля первый заболевший был обнаружен на юге страны, и швейцарцы забили тревогу.
Отмена массовых мероприятий «должна предотвратить или задержать распространение болезни в Швейцарии», говорится в заявлении правительства страны, распространенном 28 февраля. Спустя всего пять дней после этого заявления в Швейцарии выявили уже 54 случая заражения коронавирусом, причем больные есть во всех кантонах.
Отменять дороже, чем провести
Получив информацию об отмене шоу, автопроизводители, которые должны были строить свои стенды на выходных, привозить гостей и журналистов на выставку, спешно начали менять свои планы.
Естественно, ни о каких компенсациях расходов речи не идет — глобальная эпидемия однозначно относится к обстоятельствам непреодолимой силы. Руководство выставочного центра Palexpo, где проходит автосалон, прямо сказало, мол, денег автопроизводителям не вернем, хотите — судитесь с правительством. Посетителей это не касается, стоимость билетов простым людям возвращают.
Не вернут автопроизводителям не только стоимость аренды выставочных площадей (цена, конечно, не раскрываются), но и деньги, потраченные на организацию сопутствующих автосалону мероприятий. Эти расходы мы примерно можем оценить, ведь, например, информация о ценах на авиабилеты и гостиницы общедоступна:
Тысячи гостиничных номеров в самой Женеве и соседних городах, авиабилеты для сотрудников и гостей выставки, роскошные рестораны, где важные персоны планировали отмечать премьеры, — все это было оплачено заранее и возвращено не будет. Как удалось выяснить Авто.Mail.ru, некоторые отели, куда планировали селиться гости Женевы, готовы переносить брони на другие даты, но деньги не возвращает никто.
Убытки от отмены салона понесли как штаб-квартиры марок, так и их дочерние офисы в разных странах, которые планировали поездки в Женеву большими группами.
Шоу стало цифровым
Премьеры автомобилей планируются заранее. Все модели, которые должны были быть показаны в Женеве, автопроизводители давно собирались показать именно здесь и именно в начале марта. И эти планы многие решили не менять.
Представители Palexpo организовали специальную digital-площадку на своем сайте, на которой 2 марта зрителям показали церемонию вручения премии COTY, а 3 и 4 марта транслировались онлайн-пресс-конференции. Их стали организовывать не все марки, например, Fiat, Renault и Brabus обошлись без трансляций. Не дождались мы и мировой премьеры, которую обещали в Kia.
Съемки пресс-конференций автопроизводители проводили в основном в своих штаб-квартирах. Трансляции на сайте автосалона дублировались на сайтах автомобильных компаний (но не всех) и в соцсетях. Ряд марок, таких, как BMW, Honda, Hyundai, разместили трансляции только на сайте автосалона в Женеве.
Авто.Mail.ru cобрал статистику просмотров трансляций премьер Женевы на YouTube. Выяснилось, что ажиотажного интереса у зрителей автосалон совсем не вызвал.
Событие | Просмотров на YouTube |
---|---|
Мировая премьера E-Класса | 72 945 |
Новая ŠKODA OCTAVIA RS iV | 110 314 |
Новости Volkswagen | 8 775 |
Пресс-конференция Bentley и премьерный фильм Mulliner Balacar | 9 344 |
McLaren на мотор-шоу 2020 | 12 707 |
Мировая премьера Audi A3 | 314 452 |
Премьера Porsche 911 Turbo S Premiere | 202 518 |
Пресс-конференция Alpine | 9 135 |
Пресс-конференция Goodyear | 1 831 |
Пресс-конференция AIWAYS | 4 605 |
Koenigsegg: шоу продолжается | 277 392 |
Мировая премьера GFG Style | 1 182 |
Morgan представляет новый Plus Four | 8 233 |
Пресс-конференция SEAT & Cupra | 3 572 |
Aston Martin на мотор-шоу | 31 083 |
Пресс-конференция 1000 миль | 97 |
Премьера DS 9 | 506 |
Статистика просмотров по состоянию на 12.00 05 марта 2020
Не все успели подготовиться
Некоторые бренды успели организовать все на высоком уровне благодаря мощной инфраструктуре внутри компаний. Некоторым же пришлось сложнее. Так, самой последней «отстрелялась» марка DS. Французы сделали 10-минутное видео, записанное в лаконичном белом помещении, только к 18 часам 4 марта. В итоге на концепт-кар DS 9, подготовленный маркой к Женеве, мало кто обратил внимание.
На YouTube премьера DS по состоянию на 12.00 5 марта набрала всего 506 просмотров. Для сравнения — у Audi к этому времени было более 300 000 просмотров трансляции премьеры А3 на этой же площадке. Хотя концепт DS красивый, посмотрите:
Куда больше внимания досталось Mercedes-Benz. Немцы оперативно организовали трансляцию из элегантной студии, в которой продемонстрировали и обсудили обновленный Е-Класс. Смотрите, как это было:
Речь начальства, шоу с ведущим или просто ролик?
Презентации автомобилей онлайн проходили в нескольких основных форматах. У кого-то их проводили те же руководители, что обычно выступают на сценах на автосалонах.
Некоторые, как глава Skoda Бернхард Майер, даже начинали онлайн-трансляцию с тех же слов, которые готовили для мотор-шоу. Потом, правда, переходя к импровизации.
Так, Майер рассказал на трансляции, что автовоз с машинами для автосалона на выходных 29 февраля — 1 марта был на пути в Женеву, и его пришлось развернуть, чтобы 2 марта он прибыл обратно в Млада-Болеслав. Премьеру самой быстрой версии Octavia провели в итоге прямо на заводе в Чехии.
Некоторые автопроизводители предпочли стилизовать онлайн-премьеры автомобилей под ТВ-шоу. Например, так поступили в Volkswagen, показывая свой электрический кроссовер:
Что теперь будет
В экспертном сообществе сейчас активно муссируется тема «смерти» автосалонов вообще. Участники рынка справедливо замечают, что вложения в мотор-шоу уже давно себя не оправдывают. Все больше брендов отказываются от участия в автосалонах.
Масла в огонь подливают и проблемы, которые испытывают выставочные площадки. Незадолго до отмены Женевского автосалона стало известно о том, что больше не будет проводиться выставка во Франкфурте. Ее, правда, в итоге решили перенести в Мюнхен.
Судьба Московского автосалона, который проходит в столице раз в два года в августе, сейчас неопределенна. В пресс-службе «Крокус-Экспо», организатора события, Авто Mail.ru 5 марта не смогли однозначно подтвердить, что автосалон в Москве в 2020 году действительно состоится.
Премьеры — только для журналистов?
Автопроизводители и организаторы Женевского мотор-шоу проводили свои трансляции в пресс-дни. И многие называли их пресс-конференциями. А публичные дни Женевы, 5-15 марта, как будто и вовсе не существуют.
Значит ли это, что мотор-шоу нужны только журналистам? А вы как думаете? Делитесь мнением в комментариях!