Mazda CX-5 и Грузия

— А можно у вас употреблять алкоголь, прежде чем сесть за руль? — спрашиваю у начальника отдела дорожной полиции. — Нет, вообще нельзя. Полный ноль. — Вообще? То есть ни грамма? — Да, вообще... Ну вина только можно бокал. Или два
Денис Смольянов

— А можно у вас употреблять алкоголь, прежде чем сесть за руль? — спрашиваю у начальника отдела дорожной полиции.
— Нет, вообще нельзя. Полный ноль.
— Вообще? То есть ни грамма?
— Да, вообще... Ну вина только можно бокал. Или два.
— Погодите. Вы ведь только что сказали, что алкоголь запрещен.
— Да. Алкоголь запрещен. Но это ведь вино!

Странная логика? Ни в коем случае. Мы ведь находимся в Грузии, где не только умеют поедать галстуки, но и занимаются более интересными вещами. Например, не воруют бюджетные деньги. А еще в Грузии в начале марта прошел тест-драйв нового кроссовера Mazda CX-5. Признаться, самого интересного для меня автомобиля этой марки со времен появления Mazda3. Но желание познакомиться с CX-5 возникло не только потому, что это первый компактный кроссовер компании (откровенно говоря, Mazda проморгала рост этого сегмента рынка — даже консервативный Volkswagen, и тот был раньше со своим Tiguan). Именно в CX-5 впервые полностью реализованы новые технологии, которые получили название SkyActiv.

Подробно о SkyActiv мы уже рассказывали в материале «Sky is the limit». Но если в двух словах, то ее смысл в следующем: японцы все сделали легче и компактнее, заново создали коробки передач и двигатели. Причем моторы обладают фантастической степенью сжатия — бензиновый имеет 14:1. Для сравнения, двигатели у всех других фирм редко когда могут похвастаться больше 10:1 или 11:1. Не буду вас сейчас «грузить» техническими терминами, скажу лишь одно — новый двигатель объемом 2,0 л получил на 15% больше крутящего момента в зоне низких и средних оборотов по сравнению со старым 2,0-литровым агрегатом, а самое главное, примерно на те же самые 15% снизился средний расход топлива. И это не пустые слова. Например, на дорогах Грузии на нашей машине расход был меньше 10 литров, а при спокойной езде бортовой компьютер вообще показывал 7,7 л! Для тест-драйвов, где машины обычно никто не жалеет, это очень хороший показатель — многие конкуренты без зазрения совести тратят в городе по 11-13 л на «сотню».

Помнится, в прошлом году во время презентации Mazda CX-5 на автосалоне во Франкфурте было четко сказано, что бензиновый агрегат выдает 165 л.с. Но под капотом нашей машины было лишь 150 «лошадок». В чем дело? Неужели японцы так боятся российского топлива? Оказалось, что нет. Согласно официальной версии, мощность мотора была искусственно снижена из-за нашего налогового законодательства. И речь сейчас идет не о транспортном налоге (здесь разница на самом деле незначительная). Снизить мощность заставили таможенные акцизы, которые, при наличии у машины больше 150 л.с., становятся слишком большими. И если бы Mazda сохранила мощность в 165 л.с., то автомобили получались бы почти на 50 000 рублей дороже! А ведь CX-5 и так одна из самых дорогих в классе. Но о неприятном чуть позже. К тому же, крутящий момент (а он, в большинстве случаев, поважнее мощности) тут остался таким же — 210 Н∙м для переднеприводных моделей и 208 для полноприводных. Неплохо для атмосферного мотора, хотя современные турбированные агрегаты могут выдавать больше (например, движок от Volkswagen объемом 1,4 л развивает до 250 Н∙м).

Мотор понравился. Для своего объема он прилично везет машину (и это несмотря на потерю 15 «лошадок»). Но больше всего порадовал не силовой агрегат, а коробка передач — шестиступенчатый «автомат», напомним, тоже был разработан с «нуля» (ставят на CX-5 и «механику», но именно на АКПП придется львиная доля продаж). Трансмиссия практически мгновенно реагирует на нажатие педали газа, вовремя перескакивает на пониженные передачи и позволяет машине быстро разгоняться даже при подъеме в горку. Ну а если вам хочется неторопливо фланировать по бульвару, то CX-5 тоже подойдет — коробка всего за пару минут подстраивается под настроение водителя и начинает работать в экономичном режиме, стараясь пораньше переключать передачи. Да, с таким «автоматом» и «механика»-то не нужна, особенно если вспомнить, что АКПП тут имеет «честный» ручной режим — пока водитель сам рычаг не дернет, то скорость не переключится. Положительные впечатления от «автомата» подтверждаются и цифрами: время разгона 0-100 км/ч у переднеприводных машин одинаково, вне зависимости от коробки передач (по 9,3 с).

Хочется ли иметь больше мощности? Конечно! Тем более, что ходовая CX-5 спокойно может справиться с табуном в 200 и даже больше лошадиных сил. Ибо настроено шасси в лучших традициях Mazda: CX-5 отлично рулится на высокой скорости, кренов практически нет, да и «баранка» дает достаточно обратной связи. Класс! Комфорт тоже находится на приемлемом уровне, но на плохих дорогах, которых в Грузии хватает, машину заметно потряхивает. Причем сильнее всего при езде по разбитому асфальту страдают задние пассажиры. Хотя, слово «страдают», наверное, не совсем правильное. Просто они получают чуть больше тычков, чем водитель. Не исключено, что подобная жесткость подвески объясняется тем, что на самые дорогие CX-5 в комплектации Sport ставят 19-дюймовые колеса. А более простые машины с дисками R17 должны быть комфортнее.

На втором ряду места хватает, ведь Mazda CX-5 крупнее многих конкурентов! Она больше таких моделей, как Volkswagen Tiguan, Toyota RAV4, Kia Sportage, не говоря уже о Nissan Qashqai. Да и по размеру колесной базы CX-5 лидер в классе — 2700 мм. Для сравнения, у того же «Рафика» 2560 мм, а у Tiguan 2604 мм. А ведь именно колесная база «отвечает», в первую очередь, за простор в салоне. Хорош и багажник — 1560 л (у главных соперников меньше). Но есть и недостаток — инженеры Mazda могли бы сделать задние сиденья регулируемыми. Да и к шумоизоляции есть вопросы. Сейчас ситуация с ней, конечно, намного лучше, чем 5-10 лет назад, но на скорости аэродинамические шумы все равно прорываются в салон, прекрасно слышно и как песок с грязью бьют по днищу (а вот звук двигателя начинает давить на уши только если мотор раскрутить до красной зоны).

Ну а садясь на водительское кресло, можно подумать, что ты оказался в каком-то... BMW. Посмотрите сами — неужели только мне дизайн передней панели с длинным монохромным экранчиком напоминает баварские машины? А тут еще на центральном тоннеле разместилась круглая «шайба» управления всевозможными настройками (кстати, пользоваться ей удобно). Что касается материалов отделки и качества сборки, то тут все на уровне: пластик мягкий и приятный на ощупь, все элементы четко подогнаны друг к другу. Порадовало и водительское кресло, которое обладает хорошей боковой поддержкой и широким диапазоном регулировок (нам на тест были предоставлены автомобили в максимальной комплектации с кожаными креслами, камерой заднего вида и другими приятными мелочами).

Есть в Mazda CX-5 и навигационная система. Но ситуация с ней очень интересная. Только в комплектации Sport на машины ставят штатную навигацию, причем другие опции в виде «биксенона» или систем безопасности оказываются уже недоступными. Но зато CX-5 в самой популярной комплектации Touring имеют так называемую «подготовку под навигацию» — под рулем есть специальный разъем, куда можно вставить навигационный блок (система Tom-Tom с картами от Телеатласа). Изображение в этом случае выводится на большой сенсорный экран в центре передней панели (ну наконец-то, он появился!), а сами карты можно спокойно обновлять по интернету через домашний компьютер (объем карты памяти — 4 Гб). Правда, пробки такая навигация показывать не будет, по крайней мере, на первом этапе, хотя технически ничего сложного в этом нет — телефон ведь подключается к системе через Bluetooth. Но цена подобной навигации неприятно удивила. Сама Mazda рекомендует продавать ее за 31 000 руб., плюс 2 000 руб. брать за установку, но дилеры просят порядка 40 000 руб.! Прямо скажем, немало. Особенно если вспомнить, что эти деньги берутся только за сам навигационный блок, ведь за красивый экранчик вы уже заплатили при покупке машины (для сравнения, заводская навигационная система стоит 23 000 руб.).

Вывод таков — Mazda CX-5 обладает чуть ли не самым заводным характером в классе. И при этом CX-5 не является «табуреткой» — комфортабельность находится на достаточном уровне, особенно если брать машину с 17-дюймовыми дисками, а не с 19-дюймовыми «катками». Понравилась и автоматическая коробка передач. Проверить возможности полного привода в Грузии не получилось, поэтому пока говорить о внедорожных характеристиках автомобиля не будем, но если смотреть в паспортные данные, то дорожный просвет тут достойный — 210 мм (опять же, это больше, чем у большинства конкурентов).

Что касается бензинового двигателя объемом 2,0 л, то его надо хвалить, в первую очередь, за экономичность. Но 150 «лошадок» некоторым покупателям CX-5 может не хватить, особенно если вспомнить, что настройки ходовой так и провоцируют на быструю езду (для справки — тот же Volkswagen Tiguan может оснащаться 170- и даже 200-сильным мотором, да и Ford Kuga обладает 200 л.с.). Но, похоже, ситуацию скоро исправит дизель, который уже успел испытать Вадим Гагарин. Он при объеме в 2,2 л выдает 175 л.с. и, внимание, 420 Н∙м. И вот это будет уже настоящая Mazda!

Ну а теперь о ценах. Mazda CX-5 с «механикой» и передним приводом стоит в России 929 000 руб. за версию Direct с простым кондиционером и стальными дисками (в конце прошлого года было 911 000 руб.). Машины с «автоматом» в хорошей комплектации Touring — 1 120 000 руб. Ну а полноприводная CX-5 обойдется, как минимум, в 1 210 000 руб. Именно на нее придется основной спрос. И именно ее мы будем сравнивать с конкурентами. Самые же дорогие CX-5 с «биксеноном», системой контроля за движением по полосам, автоматической регулировкой дальнего света, люком, кожаным салоном, камерой заднего вида, 19-дюймовыми дисками и прочим стоят 1 419 000 руб.

Главным соперником CX-5 станет Volkswagen Tiguan. Немецкий кроссовер с полным приводом и «автоматом» в хорошей комплектации Sport&Style стоит 1 241 000 руб., что на 31 тыс. руб. дороже аналогично оснащенной CX-5. Но есть один важный нюанс — такой Tiguan имеет мотор мощностью уже 170 л.с. и моментом в 240 Н∙м. Toyota RAV4 со 150 «лошадками», полным приводом и вариатором можно купить за 1 104 000 руб., но достойная комплекция «Рафика» — это 1 231 000 руб. (на 21 тыс. руб. дороже CX-5).

Другой японский кроссовер — Nissan Qashqai — заметно дешевле CX-5. Особенно если смотреть на базовую комплектацию (от 730 тыс. руб.). Хотя даже машины с 2,0-литровым мотором и полным приводом обойдутся в 980 000 руб. Ну а самые «крутые» Qashqai с навигацией, кожей и прочим стоят 1 160 000 руб. И здесь Mazda уже крыть нечем, ведь цена на полноприводные CX-5 только стартует с отметки 1 210 000. Хотя, не будем забывать, что Qashqai модель для нас уже привычная и можно даже сказать надоевшая, плюс к этому, она заметно меньше. А CX-5 — это новинка.

Kia Sportage с передним приводом в простой комплектации можно купить за 869 900 руб. (мотор тут тоже объемом 2,0 л, 150 л.с.). Но полноприводные авто с «автоматом» в хорошей комплектации Luxe это 1,1 млн руб. Машина с «ксеноном», «кожей», автоматическим парковщиком и навигацией — 1 279 900 руб. (у Mazda CX-5 за 1 210 000 руб. ничего этого нет).

Ну и как там в Грузии?

Когда я вернулся из Грузии, всех интересовал один вопрос, и он не касался CX-5. Людей волнует, как в Грузии сейчас относятся к русским, ведь война между двумя государствами была совсем недавно. И оказалось, что грузины не проявляют никакой агрессивности по отношению к россиянам, по крайней мере, мы на себе этого не почувствовали (хотя, сразу стоит сказать — если в вашем загранпаспорте есть отметки о посещении Абхазии или Южной Осетии, то в Грузию вас не пустят и даже... могут посадить в тюрьму на срок до четырех лет).

В России центральные СМИ обычно пишут про Грузию или плохое, или ничего. Однако в этой стране есть масса положительных моментов, и нам есть чему поучиться у Саакашвили. Стоит начать хотя бы с того, что многие в Грузии действительно поддерживают своего президента и проводимые им реформы. Перечислять все изменения сейчас смысла нет, к тому же главное в другом — Саакашвили удалось переломить сознание людей. Они стали доверять власти и полиции. Последняя сейчас является визитной карточкой Грузии!

Реформа началась с того, что Саакашвили уволил 75 из 85 тысяч полицейских, причем сокращения коснулись всех без исключения руководителей. Мало того, была полностью распущена автоинспекция, и в течение трех месяцев ситуацию на дорогах вообще никто не контролировал. Были посажены за решетку или попросту убиты при невыясненных обстоятельствах все «воры в законе» и прочие авторитеты (многие сбежали в Россию, но потеряли рычаги влияния). Формально борьба с ворами была, конечно, не совсем законной (на то они и «воры в законе»), но результат налицо — в Грузии удалось победить организованную преступность.

И сделали это не числом, а уменьем (и желанием) — сейчас в грузинской полиции работает менее 30 тыс. человек. Которые имеют приличную по местным меркам зарплату. Например, начальник отдела в полиции получает около 1000 долларов (при средней зарплате по стране в 350-400 долларов). Я понимаю, что российских гаишников такие цифры заставят посмеяться. Но в Грузии людей интересуют не только деньги — новых полицейских уважают. Не боятся, не презирают, а именно уважают. В настоящий момент доверие грузин к полицейским 87%! Больше только в Исландии. Для сравнения, при президенте Шеварднадзе было 10%.

Конечно, одной зарплатой проблему взяточничества на дороге победить не удалось. Сильно помогло ужесточение наказания за получение взятки. Например, если полицейский «примет в дар» от водителя 50 долларов, то его могут посадить на 10 лет. Нет, не правильно, — его сажают на 10 лет! И до сих пор в Грузии ездят машины с «провокаторами», которые пытаются подкупить служителей закона. Мало того, полицейские обязаны стучать на своих напарников, которые постоянно меняются (а вдруг он тоже «подсадная утка»), — в случае сокрытия неблаговидного поступка своего коллеги, полицейского тоже могут посадить. Кидали за решетку и тех, кто предлагал взятку, причем сроки были вполне серьезные.

Конечно, можно говорить о том, что реформа была бесчеловечной (особенно по отношению к уволенным людям), но она сработала! По словам самих жителей Грузии, сейчас они чувствуют себя намного спокойнее, чем раньше. Если верить статистике, то с 2006 года количество особо тяжких преступлений сократилось на 37%, предумышленных убийств на 40%, а вооруженных ограблений стало меньше на 78%. Что касается угонов автомобилей, то они вообще исчезли — говорят, в холодное время года люди, приезжая в магазин за покупками, порой даже не выключают двигатель и оставляют двери открытыми (якобы последняя машина была похищена в Тбилиси три года назад). Да и из бюджета тоже стали меньше воровать. Кстати, власти позволяют жителям смотреть, на что же конкретно пошли их деньги. И на сайте налоговой инспекции указываются не какие-то абстрактные «дорожные фонды», а конкретно: ваши налоги были потрачены «на зарплату учителям средней школы No 1 города Мцхета». Вроде бы мелочь, но для многих налогоплательщиков это имеет большое психологическое значение.

Получается какой-то рай? Нет, конечно. Проблем в Грузии до сих пор огромное количество. Не зря же оппозиция называет нынешнюю Грузию полицейским государством: если раньше в тюрьмах сидело около 5000 человек, то сейчас порядка 25 000, а полиция имеет практически неограниченные полномочия. Кроме того, противники Саакашвили говорят, что преступления в полиции остались, просто они ушли на более высокий уровень. Со слов оппозиционеров, сейчас полиция может схватить непонравившегося им бизнесмена, продержать в тюрьме несколько месяцев, а потом отпустить после выплаты огромного «штрафа» (правда, есть нюанс — этот штраф идет не в карман прокурорам или следователям, а в бюджет). И, мол, все красивые слова об удачных реформах и прозрачные полицейские участки являются лишь ширмой.

Да и экономическая ситуация оставляет желать лучшего — даже в Тбилиси полно разваливающихся зданий. А уж большинство провинциальных городков вообще производят гнетущее впечатление: постоянно встречаются заброшенные строения без окон, даже старая «копейка» белого цвета считается приличным автомобилем, дома отапливаются дровами, люди получают минимальную зарплату, а многих спасает только натуральное хозяйство.

P.S. Кстати, Грузия недавно в одностороннем порядке отменила визы для граждан России. Теперь в эту страну можно въезжать беспрепятственно

Денис Смольянов
Фото Дениса Смольянова и Сергея Крестова