Автомобилисты vs велосипедисты: права и обязанности

Ежегодно в России происходит около пяти тысяч ДТП, связанных с наездом на велосипедистов. За сутки до 30 велосипедистов получают ранения, причем каждый третий из них — несовершеннолетний. Мы подготовили небольшой ликбез, который должен снять все основные споры между автомобилистами и велосипедистами.
1
Велосипедист — это водитель?
ОдноклассникиВКонтактеFacebookTwitter

Конечно. Согласно 1.2 ПДД: велосипед — это транспортное средство, а велосипедист — это «лицо, управляющее велосипедом».

2
Как должен быть оборудован велосипед для движения?
ОдноклассникиВКонтактеFacebookTwitter

Велосипед должен иметь исправные тормоз, руль и звуковой сигнал, быть оборудован спереди световозвращателем и фонарем или фарой белого цвета (для движения в темное время суток и в условиях недостаточной видимости), сзади — световозвращателем или фонарем красного цвета, а с каждой боковой стороны — световозвращателем оранжевого или красного цвета (пункт 6 «Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения»).

3
Может ли велосипедист ездить по проезжей части? Или по обочине?
ОдноклассникиВКонтактеFacebookTwitter

Пункт 24.2 ПДД разрешает велосипедистам старше 14 лет ехать по правому краю проезжей части в определенных случаях:


    •    отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов, либо отсутствует возможность двигаться по ним;
    •    габаритная ширина велосипеда, прицепа к нему либо перевозимого груза превышает 1 м;
    •    движение велосипедистов осуществляется в колоннах, причем колонны должны быть разделены на группы по 10 велосипедистов — расстояние между группами должно составлять 80–100 м (пункт 24.5 ПДД также уточняет, что велосипедисты должны двигаться только в один ряд, однако допускается движение колонны велосипедистов в два ряда в случае, если габаритная ширина велосипедов не превышает 0,75 м).

4
А по тротуару?
ОдноклассникиВКонтактеFacebookTwitter

Можно, но только если отсутствуют велосипедная дорожка и если нельзя ехать по проезжей части или по обочине. При этом есть исключение: если вы катаетесь вместе с детьми до 14 лет или везете малыша (до 7 лет) в дополнительном кресле, то на тротуар вам выезжать можно.

Кроме того помните. Если вы создаете помехи другим участникам движения (например, пешеходам), то согласно ПДД велосипедист должен слесть с велосипеда!

5
Могут ли велосипедисты двигаться по выделенным полосам для общественного транспорта?
ОдноклассникиВКонтактеFacebookTwitter

Да, но только в том случае, если полоса для маршрутных средств располагается справа.

6
Что велосипедистам делать нельзя?
ОдноклассникиВКонтактеFacebookTwitter

Пункты 24.8 и 24.9 ПДД РФ запрещают:

  • буксировку велосипедами других велосипедов (можно лишь буксировать специальные прицепы для велосипедов).
  • управлять велосипедом без рук — за руль нужно держаться хотя бы одной рукой;
  • перевозить груз, мешающий управлению, либо выступающий более чем за 0,5 м по длине или ширине за габариты велосипеда.
  • перевозить пассажиров, если это не предусмотрено конструкцией;
  • перевозить детей до 7 лет при отсутствии специально оборудованных для них мест;
  • поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении;
  • пересекать дорогу по пешеходным переходам.
7
Существует ли ответственность для велосипедистов за нарушение ПДД?
ОдноклассникиВКонтактеFacebookTwitter

Можно, но только если отсутствуют велосипедная дорожка и если нельзя ехать по проезжей части или по обочине. При этом есть исключение: если вы катаетесь вместе с детьми до 14 лет или везете малыша (до 7 лет) в дополнительном кресле, то на тротуар вам выезжать можно.

Кроме того помните. Если вы создаете помехи другим участникам движения (например, пешеходам), то согласно ПДД велосипедист должен слесть с велосипеда!

8
Как возмещается ущерб от ДТП, если виновен автомобилист?
ОдноклассникиВКонтактеFacebookTwitter

Ущерб возмещается страховщиком по полису ОСАГО водителя-виновника.

9
Как возмещается ущерб от ДТП, если виновен велосипедист?
ОдноклассникиВКонтактеFacebookTwitter

Велосипедист возмещает ущерб в соответствии с гражданским законодательством. Поскольку велосипед не считается источником повышенной опасности, ответственность велосипедиста наступает по ст. 1064, а не по ст. 1079 ГК РФ. Ущерб возмещается добровольно, либо в судебном порядке.

10
Может ли велосипедист оформить на себя ОСАГО, раз велосипед — тоже транспортное средство?
ОдноклассникиВКонтактеFacebookTwitter

Не может, потому что ОСАГО предусмотрено для механических транспортных средств, стоящих на учете в ГИБДД. Однако некоторые страховые компании предлагают свои программы добровольного страхования гражданской ответственности для велосипедистов.

11
Можно ли оформить ДТП с велосипедом по «европротоколу», если вред причинен только транспортным средствам?
ОдноклассникиВКонтактеFacebookTwitter

Нельзя,потому что у велосипедиста нет полиса ОСАГО, а его наличие является одним из обязательных условий, позволяющих упростить процедуру оформления ДТП.

Комментарии
516
Yura
Я так и делаю. Останавливаю и поясняю.
СсылкаПожаловаться
Валерий Васильев
Для велосипедистов, придерживающихся обочины левой полосы дороги навстречу движения транспорта, вероятность и тяжесть последствий аварии от воздушного потока несравненно меньше вероятности и тяжести последствий аварии от столкновения с попутными крупногабаритными с/х машинами, легковыми авто- и мото- транспортными средствами, управляемыми небрежными, нетрезвыми водителями и подростками без прав. Зеркалами заднего обзора оборудованы единицы велосипедов. Да, невозможно отрицать и нельзя не учитывать законы физики, влияющие на дорожное движение и его участников. Однако нельзя не учитывать и поведение осторожных людей, продиктованное их здравым смыслом. Практика – критерий истины. Массовость движения велосипедистов страны по левой стороне дороги стала явлением, а значит, требует исследования. Его выводы могут привести к корректировке правил велосипедного движения на двухполосных дорогах, наиболее характерных для России, что обеспечит большую безопасность её граждан.
СсылкаПожаловаться
leo bron
При встречном движении гораздо опаснее, как встречный поток так и столкновение.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Подпишитесь на нас
Новости от Авто Mail.ru