Lada Riva: праворульные «Жигули» родом из СССР

Светлана Парфенова
ВАЗ-2104 с правым рулем? Да, и такое возможно! Авто Mail.ru рассказывает о Lada Riva, которая вернулась в Россию из Великобритании

Все давно привыкли к праворульным автомобилям на наших дорогах. В основном это машины, произведенные в Японии. Гораздо реже — в Великобритании. Удивление тех, кто встречает на выставках или на улицах города продукцию советского автопрома с правым рулем, не знает границ. Что это, самоделки? Разновидность тюнинга? Вовсе нет! Это настоящие заводские праворульные «Жигули». Так называемый реэкспорт.

content image for: 79510

На экспорт — только лучшее

Многие, наверняка, слышали о существовании экспортных модификаций советских автомобилей. Они выглядели лучше, имели более богатое оснащение и опции, недоступные для советских граждан. Но самое интересное, что экспортные модели производились не только с левым рулем. Да-да, были модификации и с правым расположением руля.

content image for: 79510

Созданы они были вовсе не для японского рынка, как многие предполагают. Подобные модификации были разработаны для рынка Великобритании и, кстати, пользовались там поначалу (советские «Жигули» начали экспортировать на Запад в начале 1980-х) большой популярностью.

Это вполне логично — «Жигули», по европейским меркам, стоили недорого, а с дополнительными дилерскими опциями так и вовсе были настоящими конфетками. Правда на сегодняшний день увидеть в Великобритании Lada Riva, экспортный вариант ВАЗ-2104, 2105 и 2107, практически невозможно. Они встречаются там реже, чем дорогущие суперкары. Что уж говорить о России, где, по идее, их вообще быть не должно. Тем не менее, есть настоящие фанаты, которые ищут, находят и хранят эти невероятно редкие автомобили.

Возвращение на родину

Иван — как раз один из таких людей. В его руках побывало уже несколько праворульных «Жигулей» и на данный момент он является обладателем одной из самых редких модификаций — праворульной «четверки», которая для английского рынка имела куда более мелодичное название — Riva. Этот автомобиль находится практически полностью в заводском исполнении, без каких-либо доработок. Это и делает его особенно ценным.

content image for: 79510

Lada Riva 1988 года выпуска снова оказалась на родине благодаря одному человеку из Карелии, который в 80-е годы перегонял в Советский Союз автомобили из Англии. Однажды он перевез обратно и этот универсал. Сначала машину использовали, а потом законсервировали в гараже, где она простояла порядка 20 лет. Ее выкупил и пригнал в Москву друг героя нашего рассказа, который после долгих уговоров продал машину самому Ивану.

content image for: 79510

Для своих лет сохранился автомобиль действительно хорошо. За все время существования он не видел ни одной аварии. Даже стандартно для классики проваливающиеся поддомкратники — не про этот экземпляр. Об отсутствии аварий говорит и тот факт, что все до единого стекла на машине — родные заводские, сохранившиеся с 1988 года.

slide image for gallery: 26879 | Lada Riva 05
slide image for gallery: 26879 | Lada Riva 05
slide image for gallery: 26879 | Lada Riva 05
slide image for gallery: 26879 | Lada Riva 05
6фотографий

Во внешности в глаза сразу бросаются шильдики на английском языке, полосы по бокам кузова, нанесенные еще на заводе, оригинальные колесные диски Melber, решетка радиатора с дополнительными фарами, установленная дилером перед продажей, редкие зеркала Hagus и люк.

slide image for gallery: 26880 | Lada Riva 06
slide image for gallery: 26880 | Lada Riva 06
slide image for gallery: 26880 | Lada Riva 06
slide image for gallery: 26880 | Lada Riva 06
6фотографий

В салоне все привычно, за исключением того, что руль расположен справа. К сожалению, многие праворульные «Жигули» в силу возраста имеют весьма потрепанные передние панели. Это вещь крайне редкая и купить ее очень непросто. Этому автомобилю повезло: передняя панель практически в идеальном состоянии.

slide image for gallery: 26881 | Lada Riva 07
slide image for gallery: 26881 | Lada Riva 07
slide image for gallery: 26881 | Lada Riva 07
slide image for gallery: 26881 | Lada Riva 07
6фотографий

Сиденья пришлось заменить на вариант от «Семерки» (точнее, с такими она уже была куплена), а весь остальной салон — оригинальный. Разметка спидометра и одометра, разумеется, в милях. На данный момент пробег составляет честные 84 тысячи миль, что в переводе в километры означает около 135 тысяч.

content image for: 79510

Под капотом Riva двигатель объемом 1,3 литра мощностью 64 л.с. по паспорту. Двигатель родной. Состыкован с 5-ступенчатой КПП. Из отличий от леворульной версии — расположение механизмов рулевого управления, а также управления сцеплением, дросселем и тормозами, что логично, ведь руль с педалями располагаются с другой стороны. Это означает, что у кузовов с правым и левым рулем отличаются моторные щиты. Они получаются зеркальными, как и расположение всех технологических и крепежных отверстий. При этом большинство деталей, при возникновении каких-то поломок, подходят от обычных «четверок» и «пятерок». Единственной проблемой может стать поломка рулевого редуктора. Он здесь свой, особенный. Новый такой не найти.

По ходовой части от ВАЗ-2104 отличий нет. Те же тормоза (спереди дисковые, сзади барабанные), те же рычаги, тот же мост. Ходовую часть, кстати, пришлось полностью обновить, так как на том наборе, что стоял еще с 88 года и безвозвратно потерял за столько лет все свои характеристики, передвигаться было невозможно и опасно.

slide image for gallery: 26882 | Lada Riva 09
slide image for gallery: 26882 | Lada Riva 09
slide image for gallery: 26882 | Lada Riva 09
slide image for gallery: 26882 | Lada Riva 09
6фотографий

В ближайших планах — полная перекраска кузова. На данный момент краска родная, и за столь долгую жизнь лакокрасочное покрытие заметно износилось. А дальше — эксплуатация исключительно в качестве автомобиля выходного дня с хранением в теплом гараже. Такой автомобиль нужно беречь.

Riva притягивает взгляды прохожих. И если к праворульным японкам все уже давно привыкли, то праворульные «Жигули» — настоящая экзотика. Их остались буквально единицы, а в заводском состоянии и без тюнинга, как этот автомобиль, и того меньше. На такой машине не хочется ехать быстро или участвовать в гонках, она располагает к тому, чтобы ехать не торопясь в правом ряду и, как говорит сам владелец, «собирать лайки». Мы определенно ставим лайк этой Lada Riva.