Для автомобильного завода огонь едва ли не самое страшное из бедствий. Однако история знает случаи, когда пожар сыграл положительную роль в судьбе автомобиля.
Что далеко ходить за примером — достаточно вспомнить первый массовый автомобиль мира. Нет, не Ford T, а Oldsmobile Curved Dash, появившийся на несколько лет раньше.
Крестный отец первой в мире массовой машины американский инженер Рэнсом Эли Олдс. Свою фирму Olds Motor Works с уставным капиталом в $200 000 он зарегистрировал 8 мая 1899 года — то есть 125 лет назад — и занялся разработкой подходящего для серийного выпуска прототипа.
Вот тут-то дело застопорилось. Работа не прекращалась ни на один день, но Олдса — перфекциониста в душе — всегда что-то не устраивало в созданных прототипах. Он никак не мог определиться с выбором оптимального для массового производства экипажа и продолжал плодить сущности. Неизвестно, сколько бы это еще продолжалось. Инвесторы, к слову, уже начинали терять терпение. Но тут пришла беда — в смысле спасание.
Однажды мартовским вечером 1901-го на заводе вспыхнул пожар, уничтоживший почти все: станки, оборудование, документацию, сами прототипы. Ночному сторожу Джеймсу Брэди, обнаружившему возгорание и вызвавшему пожарных, удалось вытолкать на улицу только один, первый попавшийся автомобиль. Это был маленький бензиновый ранэбаут — один из свежих прототипов, созданных в последние месяцы.
Как говорится, дальше рассказ можно не продолжать. Всего через несколько месяцев один из совладельцев Olds Motor Works назовет пожар «лучшим ходом нашего маркетингового отдела». Действительно, теперь в отсутствии выбора Олдсу пришлось сделать ставку на один-единственный автомобиль. Ну или просто закрывать лавочку.
К счастью, спасенный ранэбаут стал хитом.
Всего через месяц после пожара рабочие Olds Motor Works построили копию прототипа, а вскоре началось и серийное производство модели, которой суждено войти в историю как Oldsmobile Curved Dash.
И кто скажет, что пожар — это всегда плохо?!