Параллельная парковка: пошаговая инструкция и полезные лайфхаки

Авто Mail.ru рассказывает, что такое параллельная парковка, каких ошибок следует избегать при выполнении этого маневра во время сдачи экзамена на права в 2024 году, а также дает советы, как осуществлять параллельную парковку передним и задним ходом

Под параллельной парковкой, которую иногда называют также боковой, подразумевают метод постановки транспортного средства параллельно краю проезжей части. При ошибочном выполнении этого маневра возникают пробки и даже небольшие ДТП. Без отточенного умения припарковаться вдоль тротуара сдать экзамен на права в ГИБДД не получится. Более того, это одна из самых сложных дисциплин, находящаяся в обязательной части большинства дорожных тестов. Чаще всего кандидаты в автомобилисты заваливают на практическом экзамене именно ее.

Виды парковки автомобиля

Рассказываем, какие виды парковки автомобиля существуют.

Параллельная парковка

парковка
Источник: Freepik

Параллельная парковка заключается в постановке автомобиля параллельно проезжей части, в одну линию с другими ранее припаркованными транспортными средствами. В основном речь идет о парковке на правой стороне дороги. Согласно пункту 12.1 ПДД, стоянка на противоположной стороне разрешена лишь в населенных пунктах в двух случаях — если дорога имеет по одной полосе движения в каждую сторону, а посередине отсутствуют трамвайные пути, а также при одностороннем движении.

Перпендикулярная парковка

парковка
Источник: Freepik

Речь идет о постановке автомобиля на стоянку перпендикулярно проезжей части и, соответственно, параллельно с рядом стоящими машинами, равно как о заезде в бокс. Разновидностью перпендикулярной парковки является размещение автомобиля параллельно припаркованным рядом машинам, но под углом к направлению движения автотранспорта. На различных паркингах угол может варьироваться от 30 до 60°.

Параллельная парковка передним ходом

В случае с параллельной парковкой передним ходом маневр осуществляется, как правило, в два этапа: заезд передним ходом и опциональная корректировка задним ходом. При дефиците парковочной площади такой способ парковки включает в себя максимальное количество шагов и считается одним из самых сложных видов парковки.

Параллельная парковка задним ходом

При параллельной парковке задним ходом водитель ставит машину на стоянку параллельно краю проезжей части, двигаясь на задней передаче. Такой вид парковки наиболее распространен.

Экзаменационные правила параллельной парковки задним ходом

Административный регламент четко оговаривает условия успешного выполнения упражнения. Инспектор ГИБДД поставит зачет по параллельной парковке, если водитель активировал заднюю передачу не более двух раз, наехал на боковую линию «кармана» (со стороны обочины) не более одного раза, не пересекал переднюю и заднюю границы стояночного места, а по завершении маневра автомобиль не вышел за границы заданного прямоугольника.

При этом следует учитывать, что в 2024 году в свете изменений в правилах приема экзаменов на права демонстрировать навыки выполнения маневра в большинстве случаев приходится не на закрытой площадке с имитацией парковочного места конусами или флажками, а в условиях реального городского движения. Тест же на параллельную парковку передом в рамках приема экзаменов в ГИБДД, как правило, не проводится, так как не входит в разряд обязательных.

Парковка
Источник: Freepik

Алгоритм параллельной парковки задним ходом справа

Как водителю выполнять параллельную парковку: пошаговая инструкция.

Поиск места

Прежде всего нужно найти свободное место между двумя припаркованными автомобилями, включить правый указатель поворота (или аварийную сигнализацию) и следуя параллельно припаркованному транспорту, сохранять боковое расстояние до него примерно в полметра. Парковочный «карман» должен быть, как минимум, в 1,5 раза длиннее вашего автомобиля.

Подготовка к маневру

Проехав мимо подходящей «бреши», остановитесь так, чтобы зеркало заднего вида было на одном уровне с зеркалом заднего вида машины перед вашим слотом. Теперь, глядя в левое зеркало заднего вида, убедитесь, что сзади по дороге не движутся попутные автомобили. Их нужно пропустить, чтобы не создавать помех.

Начало маневра

Теперь включаем заднюю передачу и начинаем медленно двигаться задним ходом, одновременно поворачивая руль направо до упора. Смотрите в левое боковое зеркало. Когда увидите в нем правую (ближнюю к тротуару) фару стоящего сзади авто, остановитесь. Автомобиль в этот момент расположится под углом примерно 45° к бордюру.

Продолжение маневра

Выровняйте руль так, чтобы колеса встали прямо, и продолжите медленно сдавать назад, контролируя ситуацию по периметру автомобиля, пока правая фара вашего автомобиля не окажется примерно на одном уровне с задним левым фонарем впереди стоящей машины.

Завершение маневра

Теперь поворачивайте рулевое колесо до упора влево и продолжайте двигаться назад. Когда ваш автомобиль встанет на одну линию с другими припаркованными машинами, остановитесь и верните руль в нейтральное положение. Сдайте немного назад или вперед, чтобы ваше авто расположилось на одинаковом расстоянии от заднего и переднего соседей по парковке.

Фиксация ТС

Завершающий этап параллельной парковки — его постановка на стояночный тормоз. Перед этим селектор автоматизированной коробки передач переводится в положение P или же ставится в нейтраль рычаг «механики» — за выполнением этого завершающего этапа пристально следят экзаменаторы в ГИБДД.

Параллельная парковка задним ходом слева

На дорогах, где это разрешено, таким же способом выполняется парковка задним ходом слева — разумеется, с поправкой на зеркальность действий.

Параллельная парковка передним ходом

Параллельная парковка передним ходом нередко оказывается вынужденным решением из-за активного движения и других факторов, не позволяющих сдавать назад. Для такого маневра требуется больше места, чем при задней параллельной парковке. Выполнить его в один подход получится только в том случае, если для автомобиля есть расстояние, равное двум его кузовам. При более ограниченном пространстве придется делать корректирующие маневры.

Водитель должен двигаться параллельно потоку до момента, пока центральная стойка его ТС не сравняется с передним краем ближайшего припаркованного автомобиля. После этого выворачиваем руль до упора вправо и продолжаем движение до тех пор, пока автомобиль не выстроится под углом 45° относительно бордюра, а передняя левая фара машины не встанет в одну линию с левым задним фонарем автомобиля, стоящего впереди. Теперь выравниваем машину, медленно катясь вперед и одновременно плавно поворачивая руль влево. Если расстояние до бордюра в результате оказывается слишком большим (что случается часто), корректируем положение машины, сдавая назад, как при параллельной парковке задним ходом.

Обучение парковка
Источник: Freepik

Лайфхаки при задней параллельной парковке

  • Значительно облегчат парковку датчики парковки (лучше всего — и передние, и задние) и камеры заднего вида (лучше — камеры кругового обзора).
  • Внешние зеркала имеет смысл опустить так, чтобы видеть заднее колесо (правое при парковке справа проезжей части и левое — слева).
  • Особенно новичкам не зазорно выходить из автомобиля и оценивать его положение по мере парковки — так они быстрее разовьют ощущение габаритов ТС.
  • При парковке у бордюра нужно учитывать его высоту, чтобы не повредить пороги, бамперы или колесные диски.
  • Чтобы быстро проконтролировать ситуацию, достаточно аккуратно открыть дверь и взглянуть назад (лайфхак не для экзаменов).
  • Не злоупотребляйте выкручиванием руля, если машина не двигается, это чревато поломкой его усилителя.

Экзаменационные ошибки при выполнении параллельной парковки

Главными ошибками при параллельной парковке, за которые есть шанс провалить экзамен на права, являются:

  1. Включение передачи заднего хода три или более раз.
  2. Наезд на боковую границу упражнения два или более раз.
  3. Наезд колесом на переднюю или заднюю границы при маневрировании.
  4. Пересечение габаритами машины любой из очерченных границ парковочного места.
  5. Невключение сигнала поворота.

Если водитель оплошал хотя бы в одном из указанных пунктов, выполнение маневра прекращается, и водитель получает три штрафных балла. При выполнении параллельной парковки в городе распространенной ошибкой является столкновение с бордюром, ограничивающим парковочное место справа. Если столкновение сильное, экзаменатор может рассмотреть такой промах как ДТП и поставить за него 5 штрафных баллов и, соответственно, сразу отправить кандидата на пересдачу.

Стоит ли полагаться на «автопарковщик»

Система автопарковки, включенная в опциональный список ряда моделей, в том числе и массового сегмента, вопреки устоявшемуся мнению, не является панацеей при параллельной парковке. Во-первых, по факту даже передовые системы не «согласятся» припарковать машину, если сочтут, что имеющийся слот недостаточно велик. Иными словами, такие ассистенты, требуют пространства с запасом. Во-вторых, некоторые «автопарковщики» могут и вовсе просмотреть достаточное для парковки место из-за несовершенного софта, заставляя водителя ездить взад и вперед, пока электроника, наконец, не проснется.

Могут возникать сложности, также если машины спереди и сзади припаркованы некорректно — неровно или с заездом на бордюр. Если же одна из соседних машин начнет движение во время сеанса «автопарковки», электронный мозг также может спасовать.

Как прочувствовать габариты автомобиля

Водитель, даже если он опытный, должен быть хорошо знаком с особенностями той или иной модели. Например, траектория маневра будет зависеть, в том числе, от радиуса разворота, колесной базы, длины переднего и заднего свесов. Эти показатели нужно учитывать, пересев на незнакомый автомобиль, например, машину каршеринга. Правда и то, что ощущение габаритов приходит с опытом. Важно оттачивать не только глазомер, но и умение сосредотачиваться одновременно сразу на нескольких «проблемных» точках в парковочном пространстве. Условно говоря, водитель одним глазом должен смотреть на очертания машины, а другим — отслеживать всевозможные препятствия — другие машины в потоке, пешеходов, столбики, арматуру, высокие бордюры, камни, деревья и прочие проблемные объекты, которые могут оставить раны на теле автомобиля.

Александр Потапов