За последние десять лет в России каршеринг разросся до федеральных масштабов, успев из смелого эксперимента для автомобильных энтузиастов фактически превратиться в новый вид общественного транспорта, которым могут пользоваться обладатели водительских удостоверений со стажем от мала до велика. Но при этом, несмотря на захват улиц, проспектов и дворов крупных российских городов машинами в яркой расцветке, каршеринг по-прежнему является серьезной угрозой как для окружающих, так и для самих пользователей.
Разумеется, это напрямую связано с тем, что любой человек с действующим водительским удостоверением или даже поддельным аккаунтом в приложении сервиса краткосрочной аренды автомобилей имеет доступ к десяткам тысяч машин, добраться на одной из которых до пункта назначения зачастую можно даже дешевле, чем на такси. А если сократить время в пути, то сумма чека за аренду будет еще более скромной… Сочетание факторов, согласитесь, не самое благоприятное.
Что нужно сделать перед первой поездкой
Каждый пользователь каршеринга перед регистрацией обязан прочитать условия пользования сервисом, в которых подробно описаны правила для водителей, а также наказания, штрафы и прочие санкции за их нарушения. По сути, в этих документах прописаны все тонкости, о которых пользователям надо знать перед регистрацией и первой поездкой, однако прочитать написанные сухим языком юристов трехтомники удается не всем. Поэтому после неожиданного происшествия на дороге жившие в неведении водители рискуют столкнуться с серьезными проблемами.
Кроме того, каршерингу присущи и самые банальные проблемы из жизни российского автомобилиста — практически пустой бензобак, неважно справляющиеся со своими обязанностями «уставшие» щетки стеклоочистителей, невовремя закончившаяся стеклоомывающая жидкость, сырые или грязные коврики на полу, неполадки с печкой или кондиционером, перегоревшие фары и габаритные огни, ошибки на приборной панели, свидетельствующие о падении давления в шинах или проблемах с двигателем…
Кто убивает машины в каршеринге
Ни для кого не секрет, что автомобилям в каршеринге и так приходится непросто — а неаккуратные водители вдобавок не утруждают себя прогревом двигателей на морозе или объездом крупных ям, резко разгоняются и тормозят, то и дело ломают детали салона. Все равно уже через десять минут они завершат поездку и, вероятно, больше никогда не окажутся за рулем этой машины!
Откровенно говоря, отчасти их можно понять — увы, автомобиль в каршеринге никак не застрахован от неаккуратного обращения водителей. Ведь даже если вы спокойно доедете на машине до нужной точки и завершите аренду без приключений, то никто не сможет гарантировать, что следующий водитель не превратит ее в груду металла.
И такого рода издержки чаще всего ложатся на плечи оператора сервиса. А уж сколько катализаторов было украдено с каршеринговых машин — не сосчитать. Мойку машин, страховку, заправки на АЗС, покупку «омывайки» и новых комплектов шин (разумеется, сам шиномонтаж тоже) оператор тоже берет на себя.
Осмотр и бронирование автомобиля в каршеринге
Бывает так, что кузов у забронированного пользователем автомобиля покрыт настолько толстым слоем грязи, что под ним невозможно даже определить, есть ли на внешних панелях машины какие-либо потертости, царапины или вмятины. В таких случаях автомобиль перед началом аренды и после завершения поездки лучше фотографировать со всех сторон — если оператор обвинит вас в нанесении ущерба кузову машины после долгожданной мойки, вы сможете подтвердить свою непричастность к инциденту.
О наличии неприятных загрязнений или запахов в салоне пользователь тоже может узнать уже после начала аренды — в таких случаях оператору стоит сразу сообщить о проблеме. А если машина внутри будет грязная настолько, что в нее невозможно даже сесть, то служба поддержки возместит вам сумму, потраченную на время брони и аренды, и наверняка добавит бонусные баллы на следующие поездки в качестве извинения за доставленные неудобства.
К слову, за курение в машинах каршеринга предусмотрен штраф. У некоторых операторов в автомобилях есть датчики, которые могут заметить наличие табачного дыма в салоне, а еще компании, предоставляющие автомобили в краткосрочную аренду, призывают других водителей и пешеходов сообщать о фактах курения в салоне каршеринговой машины. Причем представители некоторых сервисов каршеринга даже обещают денежное вознаграждение за фотографии водителя за рулем соседнего автомобиля (или его пассажиров) с сигаретой.
Почему зимой каршеринг стоит дороже
Сильные снегопады последних недель напомнили еще об одной проблеме, связанной с каршерингом, — нехватке парковочных мест. Когда дворы жилых кварталов оккупированы сугробами, а центральные районы города кое-как очищены от снега, кучами сгребаемого на тротуары и дефицитные парковочные карманы, поиск подходящего места для стоянки может затянуться, особенно в первые дни после снегопадов.
Это отражается и на стоимости каршеринга по минутному тарифу — ведь иной раз автомобиль попросту негде оставить, но время аренды по-прежнему идет! Так что в такие дни такси иногда бывает дешевле, даже с завышенной стоимостью посадки. И параллельно оберегает от других зимних проблем.
Поломка арендованного автомобиля вдали от города
Отдельная категория рисков связана с поездками за черту города, в зоны, где нельзя завершать аренду. Они делятся на две категории: зоны, разрешающие переводить машину в режим ожидания (если вы взяли автомобиль, допустим, на выходные, чтобы съездить на дачу), и зоны, в которых даже этого делать нельзя — как правило, въезд на них запрещен.
В редких случаях приложения разрешают оставлять машины за городом, однако и там надо соблюдать стандартный набор правил: аренду нельзя завершать на закрытой территории за шлагбаумом, парковаться на газонах или просто под запрещающим знаком — тоже. Все штрафы за нарушение ПДД переадресуются пользователю.
А как быть, если за городом вдали от зоны завершения аренды у вашего автомобиля, к примеру, разрядился аккумулятор, перестали работать дворники или колесо спустило? Предпринимать героические попытки самостоятельно устранить неисправность не стоит — лучше начать со звонка в службу поддержки, где вам подробно объяснят дальнейший план действий и, если повезет, даже смогут принудительно завершить аренду, чтобы не заставлять вас ждать приезда вызванного оператором механика с инструментом. Хоть бы телефон находился в зоне действия сети…
Как бы то ни было, к сожалению, на практике так происходит далеко не всегда — служба поддержки запросто может отказать в завершении аренды под предлогом пребывания за пределами разрешенной зоны, и тогда вам придется смиренно ожидать прибытия подмоги. Бывают случаи, когда сервис даже не возмещает сумму, потраченную водителем в режиме ожидания! Но если будет доказано, что поломка случилась не по вашей вине, то можно рассчитывать не только на возврат средств, но и на неплохую компенсацию в виде тех же бонусных баллов на будущие поездки — главное, будьте понастойчивее.
Иногда проблемы случаются не с самим автомобилем, а с системами его удаленного управления — известны случаи, когда переведенная в режим ожидания машина не принимала команды со смартфона и попросту отказывалась разблокировать центральный замок. Даже в центре города! А уж если вы оказались вдали от цивилизации, переведя автомобиль в режим ожидания, да еще и с почти разряженным телефоном…
Если ваш телефон все-таки разрядился, срочно ищите другой — деньги за аренду будут продолжать списываться до тех пор, пока поездка не будет завершена! А когда найдете, отправляйтесь на поиски номера горячей линии оператора каршеринга, звоните и просите завершить аренду удаленно. Только не отходите от автомобиля — вас попросят назвать ФИО, госномер и модель машины, а также ваше местоположение. Если автомобиль припаркован по правилам сервиса (чаще всего операторам приходится просто верить водителям на слово), то аренда будет завершена.
Штрафы в каршеринге
Но что будет, если автомобиль припаркован не по правилам, а, скажем, на газоне? Ведь каршеринговый автомобиль зарегистрирован на юридическое лицо, а для них штраф за стоянку на газоне составляет 300 тысяч рублей! Как показывает практика, представители сервисов краткосрочной аренды сами пытаются обжаловать такие штрафы без участия водителя-нарушителя — компания направляет запрос в МАДИ, дорожная инспекция обрабатывает его и в конце концов выставляет штраф пользователю как физическому лицу в размере пяти тысяч рублей. И еще водителю направят счет за работу сотрудника каршеринга, которому придется самостоятельно забирать автомобиль со штрафстоянки.
Впрочем, помимо штрафов за нарушения ПДД, которые фиксируют дорожные камеры или инспектор, санкции в отношении водителя каршеринга может применять и сама компания, предоставившая ему автомобиль в аренду. Например, штраф за отключение или повреждение терминала управления машиной может достигать 400 тысяч рублей. По сути, этот электронный комплекс уже сам по себе дорогой, но это не главное — он связывает автомобиль с оператором каршеринга, и без него он фактически теряет машину из поля зрения, подвергая ее риску угона.
Также водителей штрафуют за передачу управления другому лицу, ненадлежащее использование автомобиля (запрещается использование в качестве такси для извоза или учебного автомобиля для работы инструктором) утерю документов или ключей, буксировку другой машины и многое другое.
ДТП на каршеринге: что нужно знать
И, пожалуй, самое неприятное, что может произойти с водителем за рулем каршеринга — ДТП. Некоторые компании в своих договорах указывают, что в случаях, когда в аварии виновником признан пользователь сервиса, он обязан заплатить до 100 тысяч рублей. Более того, иногда водителю приходится еще и оплачивать упущенную выгоду компании, пока поврежденный в ДТП автомобиль простаивает в ремонте и не приносит ей деньги.
Что делать, если вы попали в ДТП на арендованной машине? В целом порядок действий почти такой же, как в случае с обычным ДТП, однако несколько дополнений все-таки есть: сфотографируйте место аварии и поврежденных автомобилей, звоните в службу поддержки, сообщите о ДТП и уточните дальнейший порядок действий, а также спросите, какие документы нужно собрать для дальнейшего предоставления компании.
Чаще всего это протокол об административном нарушении, постановление или определение о ДТП, полис ОСАГО и заявление о страховом случае — как правило, их требуют привезти в офис компании уже на следующий день после аварии с утра пораньше. Если европротокол по тем или иным причинам оформить нельзя (некоторые компании запрещают это делать даже после незначительных ДТП с минимальным ущербом), то надо, конечно, вызывать ГИБДД.
Если в ДТП виновен не водитель каршеринга, то для него никаких последствий (при условии оперативного предоставления всех необходимых подтверждающих документов) быть не должно — придется разве что заплатить за время аренды машины, потраченное на разбирательство с другими участниками ДТП и сотрудниками ГИБДД. К слову, несмотря на то, что завершить аренду в это время будет нельзя, в период простоя автомобиля можно хотя бы немного сэкономить, периодически переводя его в менее дорогой режим ожидания.
Если есть сомнения в невиновности водителя каршеринга, то ему нужно до последнего пытаться доказывать, что ДТП произошло не по его ошибке — либо на месте аварии, либо позже в суде, причем, желательно, опираясь на какие-то доказательства. Когда вина водителя каршеринга неоспорима, надо пробовать по возможности уменьшать заявленную сумму, в которую был оценен нанесенный автомобилю ущерб.
Виновному водителю придется частично оплатить ремонт машины из своего кармана — точная сумма зависит от условий договора конкретного оператора каршеринга, суммы ущерба, а также от того, по какому тарифу был застрахован автомобиль. И штраф за нарушение ПДД оплатить тоже, разумеется, придется.
Поэтому иногда перед тем, как взять в аренду очередной автомобиль каршеринга, стоит хорошенько задуматься, есть ли в этом смысл — не быстрее ли в условиях городских пробок добраться на метро, не проще ли взять такси, чтобы не тратить время на тщательный осмотр автомобиля?
Будет ли рядом с местом вашего назначения подходящее парковочное место, или придется еще минут десять кружить по соседним кварталам? Может быть, все-таки рвануть на общественном транспорте? Каждый решает сам. Главное — помнить о рисках каршеринга и быть готовым к потенциальным сложностям. Доброй вам дороги и спокойных поездок!