Для чего воруют катализаторы с машин каршеринга

Разбираемся, чем автомобильные каталитические нейтрализаторы так интересуют воров и причем тут автосервис

На серийные автомобили каталитические нейтрализаторы (в народе часто называемые катализаторами) начали ставить около полувека назад, когда в США началась волна ужесточения эконорм для автопроизводителей. Инициатива по снижению уровня вредных выбросов в атмосферу, предложенная Агентством по охране окружающей среды США, превратилась в новую цель для американских автомобильных компаний, которые в первой половине 1970-х начали устанавливать в выхлопные системы новых машин устройства, очищающие отработавшие газы из двигателя перед выходом из патрубков.

Разумеется, для того, чтобы соответствовать новым экологическим стандартам, автопроизводителям пришлось раскошелиться: весь модельный ряд, бесчисленные модификации с разными двигателями — по сути, все выпускаемые автомобили с бензиновыми моторами надо было дооснащать каталитическими нейтрализаторами с дорогими драгоценными металлами, которые выполняют функции веществ-катализаторов. Они ускоряют химические процессы, нейтрализуя вредные примеси, и удаляют остатки несгоревшего топлива, оставляя в выхлопных газах только азот, воду, углекислый газ и кислород.

Из-за этого автомобили стали дороже в производстве, а мощность двигателей, отработавшие газы на выходе из которых теперь сталкиваются с новыми «фильтрами» и не могут столь же быстро покидать выхлопную систему, снизилась. При этом эффективно очищать отработавшие газы каталитический нейтрализатор начинает только с прогретым двигателем — рабочая температура узла может достигать нескольких сотен градусов.

Выхлопная труба

В последние годы автопроизводители начали встраивать каталитические нейтрализаторы в выпускные коллекторы вплотную к двигателю — в выхлопной трубе катализатор дольше разогревается, поэтому инженеры придвинули узел поближе к горячему мотору, чтобы сократить время его выхода на рабочую температуру и, как следствие, объем вредных выбросов и несгоревшего топлива, выделяемых после запуска бензинового агрегата. Однако такое соседство начало приводить к непредвиденным трудностям, к которым инженеры не были готовы.

Почему катализаторы начали считать опасными?

С возрастом катализатор может начать разрушаться из-за перегрева выпускного коллектора, догорания топливной смеси в его сотах, а не в цилиндрах двигателя, а также из-за попадания в них масла. В процессе разрушения находящийся в непосредственной близости к мотору катализатор начинает крошиться — тогда его частицы рискуют попасть в цилиндры (например, через систему рециркуляции отработанных газов), ускоряя их износ и в конце концов образуя задиры.

катализатор
Источник: legion-media / Narat Plaeksakul

На исправном автомобиле катализатор без проблем может работать годами, однако в первой половине 2010-х несколько моделей массового сегмента корейского концерна Hyundai начали страдать от разрушающихся катализаторов, которые приводили к поломкам двигателей. Владельцы машин, подверженных риску разрушения каталитических нейтрализаторов, начали обращаться в автосервисы, которые предлагали радикальное решение — вырезать проблемные узлы, оставляя выхлопные системы без очистительных узлов.

Сервисмены оказались не против помочь автолюбителям, которые решили перестраховаться: многие владельцы машин начали обращаться с просьбами вырезать абсолютно исправный катализатор из-за боязни столкнуться с задирами в цилиндрах. Громкие страшилки про вред каталитических нейтрализаторов оказались на руку автосервисам, которые сдавали вырезанные узлы на переработку и получали хорошее вознаграждение за содержащиеся в сотах драгоценные металлы.

Сколько стоят катализаторы?

Истории про задиры в цилиндрах несколько лет назад вызвали настоящую истерию, которой недобросовестные сервисмены поспешили воспользоваться. Многие начали предлагать удалить катализатор абсолютно бесплатно, рассказывая о том, что мощность двигателя без него возрастет, а расход топлива, конечно, снизится — и если не знать, в чем подвох, то могло сложиться впечатление, что автосервисы начали заниматься благотворительностью на пользу обществу. На деле же за вырезанные каталитические нейтрализаторы они потом получали неплохие суммы, которые кратно компенсировали бесплатную работу.

А металлы в нейтрализаторах содержатся и впрямь драгоценные: платина (2000 рублей за грамм), палладий (3800 ₽/г) и родий (26,5 тысячи рублей за грамм). Суммы выплат определяют фирмы, которые занимаются переработкой этих узлов. Для этого они используют рентгеноспектрометр, определяющий содержание драгметаллов после измельчения керамического корпуса.

Самые дешевые катализаторы в своих машинах использует АвтоВАЗ — за него при переработке дадут всего лишь несколько тысяч рублей. Примерно в том же ценовом диапазоне катализаторы старых иномарок, двигатели которых, будучи новыми, отвечали нормам Евро-2 или Евро-3. А больше всего ценятся японские нейтрализаторы, причем считается, что самое щедрое содержание драгметаллов якобы у праворульных машин для внутреннего рынка.

катализатор
Источник: legion-media / Konstantin Markov

Несколько лет назад воровство катализаторов с автомобилей начало принимать устрашающие масштабы в США. На американских дорогах полно пикапов и рамных внедорожников с высоким дорожным просветом, срезать ценные узлы с которых — дело пары минут. Злоумышленники приподнимают автомобиль домкратом или просто залезают под него с болгаркой и часто успевают улизнуть, оставшись незамеченными.

Можно ли ездить на машине без катализатора?

За работой каталитического нейтрализатора следит стоящий сразу за ним кислородный датчик, который определяет уровень токсичности выбросов. Если катализатор неисправен или просто вырезан, датчик фиксирует его низкую эффективность и отправляет ошибку «check engine» на приборную панель. А покупка нового нейтрализатора — удовольствие не из дешевых, поэтому в последние годы в США появились фирмы, которые уже успели озолотиться на производстве специальных замков для катализаторов.

У нас это явление распространено в меньшей степени, однако по российским дорогам тоже ездит немало автомобилей с вырезанными каталитическими нейтрализаторами. Особенно много их в такси, а также в каршеринге — с этих машин катализаторы снимать проще всего, тем более когда обеспечить себе время наедине с автомобилем может любой человек, установивший на свой смартфон приложение сервиса краткосрочной аренды.

Отчасти поэтому в каршеринге так много автомобилей с ошибками «check engine» на приборках — если с самим двигателем все в порядке, то датчики автомобиля, скорее всего, ругаются на грязный выхлоп.

При этом отсутствие каталитического нейтрализатора на практике уже может не являться поводом для поездки в сервис, особенно после отмены техосмотра. Напомним, с начала этого года проверять техническое состояние личных автомобилей и мотоциклов, не участвующих в пассажирских перевозках, по закону нужно только при перерегистрации (и только если транспортное средство старше четырех лет), а также при внесении изменений в конструкцию. Однако побывавшие в каршеринге автомобили, которые в больших городах после удаления фирменных наклеек и комплексов телеметрии через дилерские центры продают целыми партиями, новые владельцы часто покупают без катализаторов, даже не подозревая об их отсутствии.

Check Engine
Источник: Daniel Krasoń

Что делать, если вы купили машину без катализатора?

В таких случаях по закону о «Защите прав потребителей» покупатель машины без катализатора имеет право вернуть автомобиль, получив взамен или деньги, или аналогичную модель. Но чаще всего в подобных ситуациях дилерские центры идут навстречу, не желая ввязываться в судебные тяжбы, и компенсируют сумму покупки нового каталитического нейтрализатора, которая на новых и слегка подержанных машинах нередко бывает шестизначной.

И тем не менее после покупки автомобиля с пробегом лучше проверить его техническое состояние самостоятельно. Даже если дилер с помпой рассказывает о фирменной проверке каждой выставленной на продажу машины по трем тысячам пунктов.

Если каталитический нейтрализатор в автомобиле отсутствует, а отдавать за новый без малого сто тысяч рублей жалко, то есть альтернатива. В продаже можно найти универсальные катализаторы — они стоят всего лишь несколько тысяч рублей, однако их эффективность не очень хорошо изучена, а уверенности в их долговечности и страховки от их скорого разрушения, увы, тоже нет. Но для их установки, помимо всего прочего, нужно искать опытного сварщика, который сделает качественный сварной шов — его услуги тоже будут стоить денег.

Отдельно стоит сказать про пламегаситель, который без каталитического нейтрализатора подвергает выхлопную систему риску прогорания. Он смешивает потоки отработавших газов из разных цилиндров и снижает их температуру. Пламегасители часто устанавливают вместо катализаторов, но они никак не влияют на токсичность выхлопных газов. Но и стоят пламегасители совсем недорого — цены на них стартуют с нескольких сотен рублей.

Хотя вместе с установкой пламегасителя крайне желательно озаботиться перепрошивкой блока управления двигателем или установить специальную «обманку» для кислородного датчика, чтобы он не воспринимал грязный выхлоп как ошибку.

А если в вашем автомобиле каталитический нейтрализатор все еще на месте, но вы боитесь, что он разрушится и начнет своей пылью царапать цилиндры, то не спешите удалять его — для начала обратитесь в автосервис и попросите оценить их состояние эндоскопом. С его помощью можно проверить не только цилиндры, но и сам катализатор. Если с ними все в порядке и нет других поводов для беспокойства, то вырезать катализатор, снижая тем самым стоимость автомобиля при последующей продаже и загрязняя воздух вредными примесями, не нужно.