Маленький, тихоходный, консервативный — и за полтора миллиона? Шансы у такого автомобиля есть лишь в одном случае — если он особенный. Но таков Jimny и есть. Его козыри — убойная харизма и впечатляющая проходимость. Причём внедорожные способности доступны уже «из коробки», безо всяких доработок и переделок. Условных конкурентов можно пересчитать по пальцам одной руки, а разброс цен на них от полумиллиона до трёх с половиной. Поэтому фирменный слоган модели — «Такой один» — совсем не маркетинговое словоблудие.
Новый «Джимник» выглядит как игрушка и игрушкой на самом деле является. Он не подходит для «дальняка» и для ночёвок, не способен регулярно перевозить больше двух человек и, скорее всего, слабо годится на роль зимнего автомобиля, особенно для не очень опытных водителей. Поэтому купить его можно лишь в виде второй-третьей машины. Единственной — только в дополнение к ежедневному каршерингу и автобусу. Ну или если вы эгоист-энтузиаст, который не обременён хозяйственными задачами и знает, что с такой техникой делать.
Какой — такой?
Два моста, рама, понижайка да подключаемый полный привод. Суровая внедорожная классика. Причём в сравнении с предыдущей моделью есть как прогресс, так и некий условный регресс. Например, кузов стал более угловатым — лобовое стекло новой машины почти плоское и установлено вертикальнее, а боковины вообще практически отвесные. Поэтому машину ещё больше сдувает с трассы фурами и поперечными ветрами. Ехать по трассе терпимо, но местами тревожно — руль лучше держать двумя руками.
Салон стал современнее и старомоднее одновременно. Планшет мультимедийки выглядит модно, а в старшей из двух комплектаций появился невиданный прежде климат-контроль. Но там, где раньше была ткань, — теперь жёсткий пластик, а где был пластик — теперь металл. Правда, пластмасса местами затейливо текстурирована, а металл для создания ретро-настроения окрашен в цвет кузова. Аналогичную роль играют многочисленные бутафорские заглушки «под шестигранник» и приборка с парой колодцев в стиле пращура Suzuki Samurai.
Управление раздаткой сделано на олдскульный манер — механическим рычагом. В машине прошлого поколения полный привод повиновался нажатию клавиш. Рычаг всё того же 4-ступенчатого автомата теперь бегает не по извилистой прорези, как было модно в «нулевых», а по прямой траектории. Но с ним есть пара проблем. Во-первых, постоянно случайно нажимается клавиша «овердрайва» на левом торце рукоятки, оставляя вас с тремя передачами. А во-вторых, без подсветки в тёмное время бывает непросто попасть селектором в нужное положение.
Есть ещё пара особенностей. Управление светом вполне традиционное для «японцев», но вот индикация хромает: понять, что когда включено — сложно. При этом сами диодные (в старшей комплектации) фары отличные, ехать с ними по тёмной трассе комфортно. А вот на дневных ходовых огнях сэкономили — их роль выполняют противотуманки. А ещё звук из динамиков такого качества, что лучше слушать музыку через смартфон. Если он ещё не разрядился — потому что маломощный USB-порт в салоне Jimny заряжать современные гаджеты не способен.
Зато стало удобнее находиться за рулём. Человек практически любого роста и комплекции может подобрать в миниатюрном внедорожнике оптимальную посадку. В основном, благодаря появившейся регулировке руля по высоте. Также стали шире передние кресла, а диапазон их продольной регулировки увеличился. Впрочем, чудес не бывает: водителю массой больше 120 килограммов лучше присмотреться к УАЗ Патриот, который, наконец, появился с автоматом и теперь может составить некую конкуренцию двухпедальному Jimny. На втором ряду сидеть можно примерно с тем же комфортом, как на третьем большинства семиместных кроссоверов.
Вседозволенность
С учётом бака объёмом 40 литров и расхода по трассе около 10, меньше всего меня интересовало то, как Jimny едет по асфальту. Понятно, что далеко от дома на нём не уедешь и в экспедицию тем более не отправишься. Это оружие ближнего внедорожного боя, когда интересная местность находится в пределах пары часов езды — здорово кататься на такой машине, живя в гористой или лесистой местности.
Компактность творит чудеса — при общей длине 3,5 метра (без учёта навесной запаски), колёсной базе 2,25 м и клиренсе 210 мм получаются потрясающие углы въезда, переката и съезда: 37, 28 и 49 (!) градусов соответственно. Для сравнения: у «длинного» Defender 110 нового поколения при клиренсе 291 (!) мм это 38, 20 и 40 градусов. В общем, по «геометрии» у нового Jimny уверенная пятёрка, хотя и предыдущий ему практически не уступает. Приятный бонус, которого не было раньше — скошенные по углам бамперы, которые позволяют штурмовать ещё более крутые косогоры.
Колёса от прошлого поколения подходят по параметрам дисков, но размер шин новый: 195/80 R15 против 205/70 R15. Ширина стала меньше, а высота больше. Это немного улучшает демпфирование, но увеличивает давление на грунт. Впрочем, кто ездит по бездорожью на накачанных «в номинал» покрышках? Когда смотришь на стоящие рядом старый и новый Jimny, на глаз кажется, что места в арках прибавилось. Поэтому наверняка можно поставить колёса на размер больше, чем раньше, не прибегая к лифту кузова. Но надо ли вообще это?
Ведь Jimny хорош своей сбалансированностью. Его не следует облегчать — это уже сделали на заводе. Автомобильчик весит всего 1100 кг! Его не нужно мучить лебёдками и «силовиками» — колею армейских грузовиков лучше штурмовать на чём-то другом. Идеально на такой машине ездить в горах, сухих лесах и песках — там, где требуется манёвренность, лёгкость и юркость. Это тот редкий случай, когда стандартный автомобиль на гарантии может подарить яркие моменты приключений и научить понимать бездорожье, повысить навык водителя без изнурительной возни в сервисах.
Благодаря сочетанию геометрии, малой массы и простого и эффективного полного привода вездеходик легко перекатывается через рвы и энергично ползёт вверх по сложному рельефу, заставляющему скрещивать оси. Главное — следить за тем, чтобы не кувыркнуться на короткобазной машине. В астраханских степях Jimny порождает ощущение вседозволенности — просто едешь куда глаза глядят и большего не желаешь. Из электроники есть лишь помощник спуска с горы, который настроен на чересчур стремительное низвержение. Лучше уж без него, на первой пониженной по старинке.
Понять, принять и простить
А ещё впечатляет энергоёмкость подвески. Можно мчать чуть ли не прыгая на перегибах грунтовки, влетать в ямы и колдобины на ходах 60-80 — всё нипочём! Подвеска очень тихая и всепоглощающая. Прошлый Jimny на щербатой дороге долбил в руль и козлил, а новый водителя в таких ситуациях не беспокоит. Амортизаторы неожиданно пасуют, лишь когда препятствие встречают два колеса одной оси одновременно: это лежачие полицейские, высокие стыки и поперечная волна асфальтовых трасс. Такой профиль дороги Jimny не любит и начинает тревожно вздрагивать и греметь «костями».
На ровных дорогах внедорожный Suzuki едет без энтузиазма. Он просто их терпит. После 80 километров в час 102-сильный 1,5-литровый моторчик ощутимо скисает. Конечно, он куда живее старого 1.3, но 15 секунд (неофициальные данные) вместо 17 до сотни — слабое утешение. Хотя для продуманных обгонов тяги хватает, а крейсерская 120 (при максималке 140) вполне соответствует реалиям наших трасс. Старый автомат о 4 ступенях адекватно распоряжается мощностью и не раздражает суетой, поэтому такую динамику просто стоит понять и простить.
Управляемость на асфальте для любого рамного «мостового» внедорожника — понятие условное. Длинная рейка (около 4 оборотов) требует привыкания, а валкая подвеска и узенькие шины делают активную езду бессмысленной. Но если надо, то водителя Jimny подстрахует грамотно настроенная стабилизация. К сожалению, порезвиться зимой в режиме заднего привода тоже не получится — отключенная электроника всё равно просыпается после 30 км/ч. Но зато благодаря ей короткобазный высокий автомобильчик всегда безопасен — наскользить дел на нём нереально.
Не для женщин и детей
В Suzuki считают, что новое поколение модели привлечёт больше женской аудитории, чем предыдущее. Не согласен. Прошлый Jimny появился тогда, когда кроссоверы обыватели путали с кроссовками, а сегодня это самый популярный тип автомобиля. Полный (и даже передний) привод любого паркетника удобнее и безопаснее «парт тайма» Jimny, оснащение лучше, салоны просторнее и удобнее, бамперы висят выше бордюров. А вместо великолепной обзорности есть парктроник и камера. Поэтому не мучайте свою девушку, если только она не из тех, кто как следует «в теме».
Jimny для водителей (неважно, какого они пола), которые любят выделяться, лишены предрассудков и знают толк в приключениях за рулём. И могут себе это позволить финансово, потому что на вторичном рынке (а автомобили «для фана» часто покупаются подержанными) слишком много альтернатив за эти деньги — от «корчей» для трофи-рейдов до построенных с иголочки экспедиционников, под любой бюджет и задачу. Но фишка Jimny — в балансе. С ним не надо ничего делать, чтобы получить удовольствие вне дорог и в комфорте добраться до нужного съезда с асфальта. А если хочется, то можно и каждый день ездить.