Однако исследование американских ученых из университета штата Северная Каролина опровергают эти предположения. Оказывается, прокатные скутеры наносят окружающей среде серьезный вред!
Правда, удар по природе происходит не во время поездки — здесь как раз все хорошо, ведь электрический скутер не выбрасывает в атмосферу вредных веществ. Но что, если подсчитать совокупный вред от скутеров в процессе всего их жизненного цикла: производства, обслуживания, утилизации.
Жизнь самоката — 2 месяца
Исследователи изучали самокаты модели Xiaomi M365, которые используются во многих сервисах краткосрочной аренды в США (так называемого кикшеринга). А там, по данным компании Bird, один электрический самокат живет не более 2 месяцев, после чего его надо утилизировать. А согласно другой статистике, средний срок эксплуатации одного прокатного самоката в США и того меньше — 28,8 дня.
И если использовать эти цифры, то окажется, что один электрический самокат в процессе своего жизненного цикла «выбрасывает» в атмосферу в общей сложности 202 грамма углекислого газа на одну милю пути на пассажира. Это, конечно, заметно меньше, чем у автомобиля, который выбрасывает 414 граммов. Но существенно больше, чем у автобуса (82 грамма), не говоря уже про велосипед (8 граммов).
При этом примерно половина выбросов приходится на этап добычи полезных ископаемых для производства самоката и аккумуляторов для него. Плюс существенная доля выбросов (43%) приходится на... грузовики и пикапы, которые требуются для ежедневной доставки самокатов до пункта подзарядки (учитывалось также и загрязнение атмосферы, которое происходит при транспортировке новых самокатов из Китая, где их делают, до США).
А вот нагрузка на окружающую среду в процессе непосредственно подзарядки скутеров оказалась минимальной — всего 4,7%. И, кстати, исследователи не учитывали в своих расчетах техническое обслуживание, ремонт и замену шин или аккумуляторов — в связи с небольшим сроком жизни скутеров в прокатных конторах предполагалось, что этого не потребуется.
Что делать?
Исследователи полагают, что для улучшения ситуации с экологичностью электрических самокатов нужно изменить технологию производства: применять более «чистые» материалы, а для доставки техники до пункта зарядки необходимо использовать не бензиновые машины, а электрокары. И, главное, нужно существенно увеличить срок эксплуатации самокатов и снизить уровень вандализма. А он в США по отношению к самокатам высок. Ведь если бы самокаты служили не пару месяцев, а два года, то выбросы в течение жизненного цикла сократились бы уже до 141 грамма.
Но как бороться с вандализмом, пока никто не знает. Мало того, случаев повреждения самокатов в последнее время все больше. Например, недавно в интернете появилось видео, на котором мужчина ломает припаркованные самокаты. 59-летний житель американского штата Флорида по ночам регулярно обходил окрестности с кусачками в руках и повреждал тормоза на ненавистных транспортных средствах.
Полиция подозревает, что с апреля 2019 года мужчина вывел из строя в общей сложности более 140 электросамокатов, принадлежащих популярному сервису проката Lime. Злоумышленника нашли с помощью камер видеонаблюдения, когда он вновь вышел на охоту под утро и повредил около 20 самокатов, сообщает издание Sun Sentinel. Стражи порядка сразу связали этот случай с систематическими актами вандализма в отношении двухколесной техники, так как большинство выведенных из строя самокатов были найдены недалеко от дома подозреваемого.
Злоумышленник признался, что действительно повреждал тормоза специально, но отказался назвать точное количество сломанных самокатов. Не раскрыл он и мотивов своего преступления, заявив, что «не хочет рыть себе могилу».