О том, какие электромобили действительно покупают в Китае, вы можете прочитать в материале «Китайские электромобили: удивительные итоги продаж». Скажем лишь, что любимая многими Tesla занимает только 15 место в рейтинге самых популярных электромобилей в Поднебесной.
Однако издание Asia Times опубликовало любопытную статистику. Оказывается, если новые электромобили китайцы покупают довольно охотно, то на вторичном рынке у продавцов таких машин большие проблемы. Никто не хочет покупать старые электромобили! Единственное исключение — подержанные Tesla.
Например, трёхлетняя Tesla Model S с пробегом 38 тысяч километров стоит в Китае 475 300 юаней (около 67 тыс. долларов), что составляет порядка 60% от цены новой модели. При этом китайский электромобиль BYD Song оценивается в 119 800 юаней или чуть меньше 17 тысяч долларов. А это всего 40% от его цены в 2017 году. При этом есть китайские электромобили, которые всего лишь через год эксплуатации стоят 35% от первоначальной цены (при этом стоимость бензиновых машин и через три года остается на уровне 60-75% от новых).
Старые аккумуляторы никому не нужны
Главная причина такой ситуации, по мнению китайских экспертов, заключается в слишком быстром развитии технологий электромобилей. Машины китайских фирм, которые продавались несколько лет назад, сейчас серьезно проигрывают по своим характеристикам новым электрокарам. В первую очередь по автономности пробега и возможности быстрой зарядки. Кроме того, покупатели подержанных машин опасаются, что аккумуляторы старых электромобилей недостаточно хорошо держат запас энергии и их надо будет скоро менять (а процедура эта совсем недешевая, к тому же гарантия на машины закончилась). Да и к надежности и качеству сборки китайских электромобилей у жителей Поднебесной есть вопросы.
Однако в ближайшем будущем ситуация на вторичном рынке электрокаров может нормализоваться. Нынешние электромобили, который выпускает китайская промышленность, имеют, как правило, достаточно большой запас автономности, да и качество сборки серьезно выросло. Кроме того, в Китае скоро должны появиться электромобили многих известных мировых брендов, что также сделает вторичный рынок более цивилизованным и прогнозируемым.
Предполагается, что уже в конце 2019 года около 10% проданных легковых моделей будут иметь экологически чистые двигатели, в 2020 году их число вырастет до 12%, а к 2025 году цифра увеличится уже до 20%. При этом субсидии от государства отныне положены только покупателям машин с пробегом не менее 250 км.
Самые популярные электромобили в Китае (по итогам продаж за 8 месяцев 2019)
BAIC EU-Series
Электрический седан EU5 с двигателем мощностью 215 л.с. способен проехать 416 км при полностью заряженных аккумуляторах. В Китае в 2019 году продано уже 65 593 таких моделей, а в августе — более 7,5 тыс. В Поднебесной такая машина стоит 32,5 тыс. долларов.
BYD Yuan EV S2
BYD Yuan EV S2 занимает второе место по продажам в 2019 году — почти 43 тыс. автомобилей. Как раз накануне введения новых правил, производитель провел обновление машины: увеличена емкость аккумуляторов до 58 кВт∙ч, что позволило повысить автономность до 410 км. Двигателей две штуки — базовый имеет 93 л.с., но есть еще и 163-сильная версия. Цена в Китае — от 25 тысяч долларов.
Baojun E-Series
По результатам продаж за 8 месяцев модель занимает третье место, но в августе она стала лидером электрического рынка Китая! Более 8,6 тыс. проданных машин. Главное преимущество модели — невысокая цена (14,7 тыс. долларов). А благодаря недавнему обновлению и появлению новых аккумуляторов на 24 кВт∙ч E-Series способен по заявлению производителя проезжать на одной зарядке более 250 км. А, значит, покупатели по-прежнему могут покупать эти машины с субсидиями от государства.
BYD e5
За первую половину 2019 года BYD e-5 набрал неплохой ход, что позволило ему занять четвертое место по продажам (28,1 тыс.). Хотя в августе спрос на этот седан резко снизился — продано менее 2 тысяч машин.
BYD Tang PHEV
Будущее этой модели под вопросом — спрос на подзаряжаемые гибриды в Китае, видимо, будет снижаться. Хотя Tang PHEV пока еще держится молодцом. Причем, компания уже построила полностью электрическую версию своего кроссовера, которая получила два электромотора суммарной мощностью 245 л.с. (разгон 0-100 км/ч за 4,4 с). А батареи на 82,8 кВт∙ч должно хватить на 500 км пути. Правда, кроссовер недешев — от 38 до 53 тысяч долларов.
А где известные бренды?
Несмотря на то, что в сегменте «обычных» легковых автомобилей марка Volkswagen является в Китае несомненным лидером, среди электромобилей она пока ничем не выделяется. Гибридная версия Volkswagen Passat занимает лишь 13 место, причем в августе было продано менее 700 машин. Хотя мы понимаем — ситуация может резко измениться, когда на китайский рынок выйдут новые электромобили концерна: Volkswagen ID.3 и кроссовер ID.4 и пр. Чуть лучше сейчас дела у BMW 530Le, которая является самым продаваемым иностранным гибридом в Китае.
Молодые и наглые
Титул самого продаваемого стартапа в 2019 году принадлежит молодой марке Nio. Кроссовер ES6 только в августе нашел 2366 покупателей. Причем, Nio ES6 недешевый автомобиль — базовая версия кроссовера стоит в Китае 358 тысяч юаней, что в пересчете на рубли порядка 3,5 млн. А цена дорогой версии вообще 5,5 млн рублей!
Хотя цена оправдывается высокими технологиями — электрические двигатели на ES6 имеют суммарную мощность 544 л.с., с места до сотни эта машина может разогнаться за 4,7 с. Пробег на полностью заряженных аккумуляторах обещают 510 км.
В салоне тут все «как у Теслы», даже круче: большой планшет в центре, качественные материалы отделки, автопилот, есть даже «интеллектуальный» помощник водителя NOMI. При его активации из передней панели выезжает небольшой кругляш с «глазами», который выполняет голосовые команды, следит за пассажирами, погодой, настраивает радиостанции, включает музыку и контролирует другие системы машины.