Казахстан автомобильный: год 2015

В последний день года мы по традиции вспоминаем самые важные события в автомобильной жизни страны

Год 2015 запомнится казахстанским автомобилистам как один из самых богатых на разнообразные нововведения и реформы. На казахстанских автомобилистов пришлось много экономических потрясений, а правила игры менялись чуть ли не каждый день. И все это время мы старались держать руку на пульсе, не пропуская ничего стоящего.

Уходящий год не был бедным на новости. Нам было, что обсудить в эти 365 дней, и «Авто Mail.Ru» выбрали самое важное из произошедшего.

Новые правила

content image for: 58791

В 2015 году в Казахстане начали действовать новые правила для автомобилистов. Среди них наиболее «резонансные» — обязательное использование зимней резины и дальнего света зимой. Зимние покрышки теперь обязательны с 1 декабря по 1 марта — то есть все время календарной зимы. «Всесезонные» покрышки, маркированные «MS», тоже спасут вас от штрафа, хоть и не обезопасят в полной мере зимнее вождение. Кроме того, теперь в Казахстане обязательно нужно усаживать детей в специальные автокресла, а доверенность больше не числится в списке обязательных документов.

За машиной — к соседям

content image for: 57053

Весь 2014 за 100 казахстанских тенге можно было купить около 21 тысячи русских рублей. Но к концу 2014 рубль относительно тенге начал стремительно дорожать — до 37 тыс. рублей за 100 KZT. Это привело к тому, что цены в российских автосалонах временно оказались крайне выгодными для казахстанского покупателя. К концу года курс тенге и рубля снова вернулся к уровню, который сохранялся до скачка, но за первые месяцы 2015 года покупатели из Казахстана и Беларуси накупили огромное количество автомобилей в России. Ассоциация казахстанского автобизнеса назвала январь «черным» месяцем для казахстанского авторынка.

Но и в остальные месяцы продажи автомобилей в Казахстане были далеки от автомобильного бума, наблюдавшегося двумя годами ранее.

Льготные кредиты

content image for: 55509

Год 2015 наконец подарил казахстанцам прямую выгоду от того, что начала активно развиваться автосборка. В Казахстане начала действовать программа льготного кредитования на автомобили, собранные на отечественных предприятиях. Машины можно купить с процентной ставкой всего 4%, которая при включении остальных платежей и страховки вырастает до 7,5%.

Льготные кредиты оказались палочкой-выручалочкой для отечественных автосборщиков, которые тяжело переживали поток автомобилей, хлынувший из России. Кредиты позволили поправить статистику продаж, и в будущем программу собираются поддерживать.

Свадебный скандал

content image for: 57455

Осень — пора свадеб. Это событие в Казахстане принято отмечать с таким размахом, что даже Правила дорожного движения не могут сдержать всеобщего веселья. Свадебные кортежи на дорогах РК нередко движутся со всеми мыслимыми нарушениями, но в нынешнем году полиция сказала «баста». Два свадебных кортежа на улицах Астаны и Алматы попали в объективы камер случайных прохожих, которые были возмущены таким поведением «крутых» автомобилей. Видеозаписи начали распространяться в социальных сетях, где их увидели тысячи казахстанцев. Полиция тоже посмотрела ролики и решила принимать меры. Водители получили штрафы и остались без прав, а чиновник, чей отпрыск праздновал бракосочетание, лишился должности.

Вслед за этим по стране прокатились рейды на свадебных нарушителей. Тем, кто попал под горячую руку, не позавидуешь: одна пара в Талдыкоргане даже осталась без свадебного лимузина. В полиции заявили: портить настроение молодоженам никому не нравится, но соблюдать закон нужно.

С бензином разбирайтесь сами

content image for: 56449

До недавнего времени правительство Казахстана самостоятельно устанавливало максимально допустимую стоимость самого ходового сорта бензина А-92. Но осенью в Казахстане решили отказаться от такой практики, и многие автомобилисты познакомились с рыночной экономикой поближе.

Стоимость бензина сразу подскочила на несколько десятков тенге, и никто не мог дать точного прогноза, когда же цена стабилизируется. Платить больше за заправку автомобиля не понравится никому. Но при этом не стоит забывать, что благодаря отмене госрегуляции стоимости А-92 Казахстану удалось избежать острого дефицита топлива. Дорогой бензин — это все же лучше, чем никакого.

Один серый, другой белый

content image for: 57187

С 2015 года продавать автомобили в Казахстане может не каждый. Теперь все автодилеры должны получить лицензии в Комитете индустриального развития и промышленной безопасности МИР РК. Выдают их не всем подряд, а только юридическим лицам, являющимся официальными представителями изготовителя, а также официальным дилерам на основании дилерского либо дистрибьюторского соглашения.

Таким образом, «серые» дилеры, которые действовали без официального соглашения с производителем, фактически становятся вне закона и больше не смогут продавать автомобили. Обычных граждан, которые собираются пригнать автомобиль в Казахстан из-за рубежа, ограничение не коснется. Они все еще смогут это сделать, главное, чтобы авто пригонялось не для перепродажи и соответствовало техническому регламенту.

Но автомобильный мир не сошелся клином на Казахстане. У наших соседей и в других странах творилось всякое: рушились рынки, гремели экологические скандалы, выпускались новые автомобили. Подробнее об этом можно прочитать в нашем итоговом материале.

Андрей Свиридовский