Самые хорошие автомобильные новости Казахстана в 2013 году

Автомобильный год Казахстана оказался очень разнообразным. Несмотря на хорошую порцию негатива, нам постоянно попадались и хорошие новости
Андрей Свиридовский

Автомобильный год Казахстана оказался очень разнообразным. Несмотря на хорошую порцию негатива, нам постоянно попадались и хорошие новости.

Если вам больше по душе плохие, стоит заглянуть сюда, а тут мы собрали только самое приятное.

Рост продаж автомобилей

Казахстанский автомобильный рынок продолжает расти. В 2013 году дилеры увеличили продажи почти в два раза. Продажи «официалов» поползли вверх после того, как правительство фактически закрыло границы для импорта старых подержанных автомобилей. Кто-то может скучать по недорогой «бэушке», но появление в РК цивилизованного «белого» рынка — это тоже в своем роде бонус. Для Казахстана он означает увеличение количества официальных представительств, сервисов, появление новых брендов, и рост ассортимента.

Ложка дегтя в данном случае — это структура продаж автомобилей. С огромным отрывом от любой другой марки в Казахстане продается продукция АвтоВАЗа, беспошлинно ввозимая в рамках ТС из России.

Электрификация всей страны

У электрокаров в казахстанском правительстве появился крупный лобби. Вице-министр индустрии и новых технологий Альберт Рау настоятельно и неоднократно заявлял о планах отменить «растаможку» для электромобилей и гибридных авто в рамках заботы об окружающей среде Казахстана. И если от чистых электромобилей без развитой сети электрозаправок едва ли будет хоть какой-то толк, то экономные гибриды — штука очень перспективная. Снижение таможенных пошлин на эти далеко не дешевые автомобили действительно поможет казахстанцам начать экономить топливо и деньги.

Тем временем известный инвестор и предприниматель Кенес Ракишев вообще задумал наладить в Казахстане производство электромобилей Tesla и даже привез сюда один экземпляр для испытаний. «Маниловщина» это, или нет — а новость все равно приятная.

Наращивание объемов крупноузловой сборки

За 2013 год о планах начать сборку автомобилей в Казахстане заявили Peugeot и Toyota. Расширили модельный ряд уже представленные в республике марки. Скажем прямо, SKD-сборка — это не бог весть что. Скрутил вместе готовые компоненты — и все, машина готова. Однако, как говорит президент АКАБ Андрей Лаврентьев, крупноузловая сборка — это первый шаг в направлении создания в Казахстане настоящего автопрома, со своими разработками и производством автомобильных компонентов.

Пока же до этого далеко, но казахстанские автомобильные деятели всеми силами пытаются двигаться в данном направлении. Уже скоро нам обещают продемонстрировать SsangYong Nomad, первый автомобиль, собранный в Казахстане методом мелкоузловой сборки. Вместе с тем подоспели и новости о том, что компания Toyota в Казахстане будет не просто прикручивать колеса, а займется сваркой и покраской кузова.

Начало строительства нового завода

К слову о мелкоузловой сборке, в уходящем году в Казахстане началось строительство нового автомобильного завода. Он будет размещен в Усть-Каменогорске и займет площадь в 523 гектара. Заниматься там будут сваркой, окраской и сборкой автомобилей, а также выпуском автомобильных компонентов. Предполагается, что предприятие будет выпускать около 120 тыс. автомобилей в год.

Вероятно, что значительной частью этих автомобилей станут Lada Granta и Lada Kalina. Завод наполовину будет принадлежать АвтоВАЗу, с казахстанской стороны партнером выступает АО «Азия Авто Казахстан».

Увеличение предложения дорогих автомобилей

Казахстанский автомобильный бум главным образом касается недорогих авто. Именно они демонстрируют самый большой рост, а также отвечают за львиную долю продаж. Автомобили премиум-сегмента показывают лишь несколько скромных процентов роста. При этом дорогие авто на улицах встречаются, а некоторые из них почти уникальны. Так что можно предположить, что богатая публика продолжает пользоваться «серыми» каналами для приобретения своих авто.

Во многом это продиктовано исключительной скудностью представленных «официалов». Однако и эта тенденция начала меняться. В Казахстане появился автосалон Maserati, активизировали работу после объединения с российским подразделением Jaguar. Кроме того, к единственному собираемому в Казахстане представительскому авто SsangYong Chairman прибавился еще один: KIA Quoris.

Льготные кредиты на казахстанские автомобили

Гордость за молодой отечественный автопром для казахстанцев наконец может вылиться во что-то материальное. В 2013 году официальные лица заговорили о предоставлении льготных кредитов при покупке автомобилей казахстанской сборки. Предполагается, что при использовании льготных схем, государство возьмет на себя примерно половину переплаты по кредиту.

В одном из последних интервью главный лобби льготных автокредитов Альберт Рау заявил, что инициатива встретила камень преткновения. Казахстанское правительство потребовало четко прописать механизмы работы в самом законе, а это, дескать, не гибко и вообще рискованно. Однако надежды терять не стоит, ведь в России аналогичная мера была реализована, пользовалась популярностью и позволила неплохо подстегнуть продажи отечественных авто.