Обычно все гоночные сезоны начинаются весной — команды и гонщики пробуждаются от зимней спячки и готовятся вновь выехать на трассы всех мастей. И не важно, Формула-1 это или любительский чемпионат в формате «тайматак». Сначала по такому же сценарию проводился и кубок Mazda Sport Cup — в 2011 году журналисты и владельцы Mazda стартовали в апреле и носились по «Нижегородскому кольцу» между сугробов. Но уже в сезоне-2012 старт был сдвинут на лето, а в этом... вот уже и август прошёл, а спортивные шины родстеров MX-5 Aori так и не коснулись асфальта российских автодромов. Неужели полюбившиеся всем соревнования не состоятся? Но всё же дождались! И 13 сентября, в пятницу, на подмосковный трек в Мячково отправились сразу два представителя редакции «Авто Mail.Ru».
Главным сюрпризом стала даже не дата проведения отборочного этапа, хотя в прошлом году в конце сентября уже состоялся финал. Задержка проведения Mazda Sport Cup 2013 была связана ещё и с реорганизацией Mazda Sport Academy — Олег Кесельман со своей командой окончательно ушёл в организацию Porsche Club Cup, а Академию возглавил Сергей Балдин, кандидат в мастера спорта и хорошо известный в мире российского картинга тренер. И, как выяснилось в Мячково, Балдин решил внести дополнительную интригу в процесс отбора будущих финалистов — нас ждали не только традиционные заезды по трассе, но и тесты на физическую подготовку!
Конечно, речь не о том, что каждый участник должен был пробежать 15 километров, а после этого поднять 200-килограммовую штангу. Так как физкультура впервые появилась в Mazda Sport Cup, нас решили приучать к этому постепенно. Всё, что требовалось — это пройти через стойку на выносливость и справиться с тренажёром на реакцию fitLight. Кажется, ничего сложного. Тем более, накануне этапа я посмотрел кучу видеороликов, как с этим самым fitLight управляться. Помогло? Чёрта с два! Задача кажется простой — за 60 секунд нужно «погасить» максимально возможное число загорающихся в случайном порядке лампочек. Но то ли я такой корявый и нерасторопный, то ли сказалось то, что я был первым участником и уже по пути осваивал технику, но результат был одним из худших — 48!
Но физика — это хорошо, а во главе угла всё-таки стояло вождение. Чай не на Олимпийские игры-то приехали! За стойку и тренажёр на реакцию, конечно, начисляли очки, но в разы меньше, чем за успешное прохождение тесной трассы, выстроенной конусами в паддоке. У каждого — одна тренировочная и одна зачётная попытки. Старт! Быстро преодолеваю коварные змейки и развороты, подлетаю к финишу, останавливаюсь. Лучшее время? Да ну! Но, оказалось, я чуть-чуть не заехал в «гараж», поэтому мне накидывают секунду за «недоезд». Впрочем, это ничуть не помешало занять мне по итогам трёх упражнений второе место после... Антона Небылицкого — бывшего пилота Формулы Renault 3.5!
В чём суть отбора? Выбрать 48 лучших, которые потом распределяются по 8 командам. Так отсекаются самые медленные, поэтому состав команд получается более равномерным. Правда, узнав на жеребьёвке, с кем я поеду дальше, я призадумался и немедленно назвал наш коллектив «Пятница 13-е». Оказалось, что у меня — сплошь новички! В то время, как в конкурирующей «Альпаке Рэйсинг» — половина ребят, с которыми мы в этом сезоне ездили картинговые марафоны на трассе «Маяк» (там же оказался и наш Дмитрий Ласьков). Где же объективность? Впрочем, задача в Мячково была проста — попасть в топ-6, то есть оставить за бортом 2 команды. Посильно!
Как определяется результат? По сумме лучших кругов каждого из членов команды, показанных в любой из двух попыток. Плюс штрафы за сбитые конусы и невменяемое поведение на трассе (игнорирование флаговой сигнализации, намеренное создание помех другим пилотам). Наш состав, помимо меня: Александр Столяров (За Рулём. Регион), Игорь Бурцев (Самара ТВ), Кирилл Савченко (auto.km.ru), Родион Баранов (auto-dealer.ru) и Мария Арзамасова (FHM). Причём на этот раз мы ездили по полной конфигурации трассы в Мячково! Честно говоря, до подведения итогов я и представить не мог, что мы пройдём дальше — лучший круг ближайшего ко мне «одноклубника» оказался на... 11 секунд хуже. Что и говорить об остальных?
Но всё решили конусы. Да, пусть наша команда оказалась не самой быстрой и опытной, зато стабильная! В итоге мы расположились на четвёртом месте и получили путёвку в полуфинале, воспользовавшись штрафными секундами конкурентов. А я попутно отметился лучшим временем дня (2:01.312), опередив и опытного «тайматакера», картингиста и кандидата в мастера спорта Илью Каменского (2:01.769), и уже упомянутого Антона Небылицкого (2:02.758). Пустячок, а приятно! Однако расслабляться было рано — следующий этап нам предстоял уже через 2 недели на трассе «Казань-Ринг». Причём в компании с двумя командами, занявшими высшие места в подмосковном отборе!
Что же делать? Пытаясь как-то поднять уровень команды, я выложил свои «онборды» с этапов любительских чемпионатов RHHCC и Maxpowercars и попробовал рассказать о нюансах. Тем более, никакой иной конфигурации «Казань-Ринга», кроме полной, не существует — так что в нашем распоряжении были все 3,5 километра быстрой и рельефной трассы. Но главным сюрпризом стали даже не ретардеры из конусов, которые поставили на всех прямых (кроме стартовой) ради снижения скорости перед сложными поворотами, а погода. Кто ожидал, что в конце сентября будет валить... снег?!
Веселье началось с самого утра — на этот раз у трёх команд журналистов были общие заезды с владельцами автомобилей Mazda, прошедших отбор. И один из участников, видимо, витавший в облаках во время брифинга, слишком рьяно принялся за дело — вылетел на первом же повороте первого быстрого круга! Казалось бы, что особенного? Но вытащить родстер MX-5 из сырого гравия оказалось задачей непростой — «УАЗик» сотрудников трассы попросту... застрял сам. Тянулись минуты, десятки минут, а мы всё сидели под зонтиками в Aori, защищавшими нас от снега. В итоге пауза составила почти час! И это уровень автодрома, принимающего этапы Чемпионата России?
Курьёзы на этом не закончились. Ребятам дали перезаезд, но уровень адреналина в тот день явно зашкаливал — двое не заметили финишный флаг и продолжали, как ни в чём не бывало, нестись по трассе. Пришлось вмешиваться Балдину, выехавшему на трассу на «сэйфти-каре». В результате всех этих задержек было принято трудное решение — все остальные едут по одной попытке, так как продолжительность светового дня не позволила бы проехать запланированное число заездов. Что ж, сами виноваты. Значит, нужно выкладывать все карты сразу.
Выезжаю на трассу — а «держак»-то совсем неплох, ес ли учесть, что Mazda MX-5 Aori обута в спортивные шины Yokohama Advan Neova AD08, а за бортом 1 градус по Цельсию и валит мокрый снег. Ретардеры? Тоже не беда, многие из них проходятся на хорошем ходу. Заезд я закончил с лучшим временем — кроме меня, пары коллег и некоторых местных ребят, по «Казань-Рингу» не ездил никто. А дальше оставалось лишь наблюдать за развитием событий — наша команда подтянулась, поэтому борьба была невероятно плотной!
Больше происшествий на трассе не было — заслышав о единственной попытке, многие тут же умерили пыл. А в конце лидерам команд все же дали возможность проехать финальный заезд! Время для рекордов — трасса начала подсыхать, а ретардеры из конусов местами стали чуть шире из-за того, что их постоянно сбивали. Пролетаю круг и прилично улучшаюсь — 1:56.7! Ближайшим соперником стал Константин Васильев (вице-чемпион RHHCC этого года), но его время ровно на 2 секунды хуже. Так кто же выиграет? Ситуацию накалял тот факт, что из трёх команд дальше проходила только одна, а мы изначально были в роли догоняющих. Но в итоге всё решила не скорость, а доклады маршалов с постов казанской трассы.
Во-первых, у меня отобрали лучший круг, накинув 5 секунд за сбитый конус. И где я его мог зацепить? Загадка. Но всю интригу убили 6-минутные (!) штрафы, наложенные на ряд команд за то самое продолжение борьбы после финишного флага. Впрочем, после публикации итогов стало ясно, что и эта чудовищная пенализация на самом деле ничего не изменила. В Казани был немного изменён формат — теперь результатом команды считалось среднее время (лучшие круги суммировались и делились на шесть). И даже без учёта лишней минуты у соперников мы бы выиграли с преимуществом... 0.023 и 0.528 секунды, соответственно! Фантастика!
Впереди осталась только финальная схватка на «Смоленском кольце». Здесь уже всё будет по-взрослому, никаких заездов на время. Тренировка, квалификация и двухчасовая командная гонка с борьбой за позиции. Логично, что нашими соперниками будут самые сильные команды. Но без боя «Пятница 13-е» не сдастся. Интересно, что и наш Дмитрий Ласьков также вышел в финал в составе «Альпаки Рэйсинг». Так что, как ни крути, а редакция «Авто Мail.Ru» в любом случае выиграет Mazda Sport Cup 2013!
Вадим Гагарин
Фото компании Mazda