Умели же раньше делать необычные, потрясающе красивые машины! А какие гении и виртуозы своего дела работали над их внешностью и интерьером: Джорджетто Джуджаро, Вирджил Экслер, Марчелло Гандини, Джузеппе Бертоне и многие другие.
Однако и в наши дни автомобильный дизайн отнюдь не безнадежен. Даже несмотря на тотальную унификацию платформ и единообразие фирменного стиля брендов. Среди современных дизайнеров хватает настоящих звезд, достойных уважения и отдельной страницы в учебниках.
Патрик ле Кеман — Ступенчатый силуэт багажника
С именем француза Патрика ле Кемана, родившегося в Марселе в 1945 году, но выросшего в Великобритании и закончившего там Бирмингемский Институт искусств и дизайна, связан большой и важный период в истории Renault.
До октября 1987 года, когда ле Кеман стал шеф-дизайнером этой марки облик ее автомобилей зачастую создавали приглашенные итальянцы (Гандини и Джуджаро). При этом штатным стилистам не доверяли ничего важного и серьезного. В результате у марки не было как такового яркого и узнаваемого фирменного дизайна.
Переименовав «Центр стиля» фирмы в «Renault-Design», отказавшись от сторонней помощи, а также расширив штат своего подразделения и сделав его независимым, ле Кеман начал создавать смелые и яркие концепты, а также серийные машины, которые становились синонимом самой Франции.
Одним из характерных элементов дизайна, которым автомобили авторства ле Кемана запомнились миру, в том числе Renault Megane, Scenic, «первый» Twingo, Laguna и Kangoo, можно назвать ступенчатый силуэт багажника двухобъемника Vel Satis, купе-минивэна Avantime и хэтча Megane II.
Вальтер де Сильва — «Динамическая линия»
Итальянский гений дизайна Вальтер де Сильва за свой многолетний опыт работы вдоволь потрудился на именитые бренды: Fiat, Alfa Romeo, Volkswagen, Audi и Seat. Он приложил руку к великому множеству прекраснейших автомобилей от угловатых Fiat Tipo и Tempo до экспрессивных и чувственных Alfa Romeo 33, 147, 156, 164 и 166.
А еще агрессивные Audi TT и R8, знаменитые «Гольфы», с пятой генерации и далее, а также эпатажные Volkswagen Scirocco и Passat CC. Одним из самых любимых своих творений-де Сильва называет Audi A5.
Однако если говорить о дизайнерских элементах, характерных для именитого стилиста, который способен творить для разных по духу брендов, то на ум прежде всего приходит придуманная им и названная в его честь «динамическая линия» де Сильвы.
Она родилась во время работы над моделями «Сеата» и представляет собой выразительную выштамповку на боках автомобилей — как концептов, так и серийных моделей. «Динамическая линия» проходит волной по крыльям и дверям авто от головной оптики до задних колесных арок. Ее можно увидеть на Seat Ibiza, Toledo, Altea и Leon прошлых поколений.
Петер Шрайер — «Нос тигра»
Родившийся в Баварии в 1953 году немецкий дизайнер Петер Шрайер начал работать в Audi еще студентом факультета промышленного дизайна Мюнхенского университета прикладных наук.
А после получения диплома и окончания Королевского колледжа искусств в Лондоне надолго посвятил себя ингольштадтскому бренду и в целом концерну Volkswagen. Однако ни в «первой» TT, ни в новом «Жуке», ни в Audi A2 и других моделях, в разработке которых он участвовал, Шрайер не оставил какого-то яркого и узнаваемого штриха, присущего только ему.
Все изменил его переход в Kia, где в роли шеф-дизайнера Шрайер внедрил характерный стилистический элемент Tiger nose — приплюснутую по центру радиаторную решетку. Сначала она появилась на концепте Kee, а затем стала фирменной чертой всех серийных Kia.
Узнаваемая радиаторная решетка, название которой переводится как «нос тигра» (хотя многие маркетологи почему-то предпочитают называть ее «улыбкой тигра»), ассоциирует переднюю часть автомобиля с мордой тигра. А он, в свою очередь, является символом силы и ловкости.
Стив Маттин — «Икс-стиль»
Смельчак и революционер в дизайне, берущийся за сложнейшие проекты — британец Стив Маттин — после окончания Университета Ковентри по специальности промышленный дизайн успел поработать на такие крупные бренды, как Mercedes-Benz и Volvo.
Он причастен к созданию самого первого А-класса и «Майбаха», концептов S40 и V50. А его фирменным элементом вполне можно было бы назвать каплевидные фары с дополнительными секциями у радиаторной решетки на прототипах S60 и XC60.
Однако, пожалуй, самый большой и значимый след Стив Маттин оставил в истории, став главным дизайнером «АвтоВАЗа» в 2011 году. Получив свободу действий, он разработал новый фирменный «икс-стиль» для современных моделей Lada.
Литера X, символизирующая характерный для российских контрастов и простых форм экстрим, реализована им в виде выштамповок на боках Lada Vesta и XRay, а также в дизайне переднего бампера, фар и радиаторной решетки всех моделей, кроме «Нив».
Йозеф Кабань — Чешский хрусталь
Как и многие мэтры современного автомобильного дизайна, Йозеф Кабань, родившийся в 1973 году на севере Словакии и закончивший Братиславскую высшую школу изобразительных искусств и Высшую школу искусств в Лондоне, большую часть своей карьеры посвятил концерну Volkswagen.
Там он работал над самыми разными моделями от Lupo до «Вейрона».
Однако получив в свое ведение марку Skoda почти на 10 лет, сумел внедрить на ее автомобилях ряд характерных дизайнерских элементов, которые ассоциируются с его именем.
Например спорную «четырехглазую» головную оптику «Октавии», ставшую частью концепции, вдохновленной темой хрусталя — визитной карточкой Чехии. Его красоту дизайнер обыграл в гранях и выштамповках кузовных панелей, а также в сложной форме светотехники.
Жиль Видаль — «Когти тигра»
Уроженец Франции и выпускник Колледжа дизайна в швейцарском Веве — Жиль Видаль — большой патриот своей страны. Его работа тесно связана с местными автопроизводителями.
Видаль начинал свою карьеру в Citroen в 1996 году, сначала занимаясь «мелочами» вроде подготовки рестайлинга «каблучка» Berlingo и раллийной версии хэтча Saxo. А потом взял на себя концепт-кары бренда. Позже его подключили к созданию прототипов для Peugeot и разработки новой дизайн-стратегии этой марки, где стилист проявил себя в лучшем виде.
При создании облика новых моделей Peugeot 208, 2008, 3008, 5008, 508 и 508 SW, он в частности внедрил характерный для «львиного» бренда стилистический элемент, получивший название «когти тигра».
Впервые они были показаны на фееричном прототипе Peugeot Instinct в 2017 году. А затем характерная светотехника с заостренными как клыки саблезубого тигра элементами перекочевала на серийный Peugeot 508 и следом на остальные авто: от 208 и 2008 до 3008 и 5008.
Питер Хорбери — «Плечо Хорбери»
Британец Питер Хорбери, закончивший Художественный колледж Ньюкасл-апон-Тайн по направлению промышленного дизайна, прославился задолго до того, как стал вице-президентом по дизайну китайской Geely Auto.
Во времена работы Хорбери на Volvo в облике шведских моделей появился новый стилистический элемент, названный в его честь — «Плечо Хорбери». Этот ярко выраженный уступ подоконной линии сначала примерил экологичный концепт Volvo ЕСС. А потом «Плечо Хорбери» появилось и на серийных моделях бренда.
Сначала на флагманских седане Volvo S80 и кроссовере XC90 первых поколений, а затем на остальных машинах, напоминая о выпирающих крыльях культовых моделей Volvo PV444 и PV544, а также подоконной линии модели 240.
Однако самое любопытное, что фирменный элемент шеф-дизайнера Volvo был придуман отнюдь не им, а его подчиненным. Автором «Плеча Хорбери» является сотрудник американской студии Volvo Даг Фрешер (фото в конце галереии). Именно он создал концепт ECC, а потом участвовал в запуске в серию седана S80 и рисовал облик «первого» XC90.