5 способов проверить масло на подлинность

Как отличить оригинальное моторное масло от подделки? Разбираемся вместе с экспертами и производителями смазки, на что обратить внимание перед покупкой этого расходника
Что важно знать
Опасность подделки
Как отличить
Разные бренды
Как проверить
Вопросы и ответы
Что важно знать
Опасность подделки
Как отличить
Разные бренды
Как проверить
Вопросы и ответы
Ещё

На фоне ухода из России крупнейших зарубежных производителей моторных масел и смены владельцев у тех, кто сохранил свои предприятия в нашей стране, а также появления новых схем импорта такой продукции, вопрос о подлинности смазки для двигателя автомобиля встал перед рядовыми водителями крайне остро. Авто Mail.ru спросил экспертов о том, как проверить моторное масло на подлинность, чтобы не купить контрафакт. На основе их рекомендаций мы подготовили несколько полезных советов.

Что важно знать о моторном масле

Современные моторные масла для двигателей делятся на три группы: минеральные, синтетические и полусинтетические.

Тип маслаПлюсы и минусы
Минеральное+ Деликатно очищает двигатель от отложений

- Быстро деградирует при высоких температурах и густеет на морозе
Синтетическое+ Хорошо очищает и защищает мотор, не густеет на морозе и не теряет свойств при высокой температуре

- Дороже стоит
Полусинтетическое+ Дешевле “синтетики”, лучше минерального масла

- Уступает “синтетике” по характеристикам

Для удобства поиска и выбора подходящего моторного масла принято несколько различных вариантов маркировки.

SAE

Подразделяет масла на 11 классов вязкости: шесть зимних (0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W) и пять летних (20, 30, 40, 50, 60). Самые распространены (так называемые всесезонные или универсальные масла), к примеру, 5W-30, где W обозначает Winter (зима). Чем меньше цифра перед W, тем меньше масло густеет на морозе.

API

В такой маркировке (например, PI SM, API CF и API SM/CF) первая буква обозначает рекомендованный тип двигателя (S — бензиновый, C — дизельный), а вторая — ранжирует характеристиках масел по алфавиту: чем ближе литера к концу алфавита, тем выше качество.

Спецификации масел по API для бензиновых двигателей (S)

ИндексПериод действия
SHс 1993 года
SJс 1995 года
SLс 2000 года
SMс 2004 года
SNс 2010 года
SN+с 2018 года
SPс 2020 года

Cпецификации масел по API для дизельных двигателей (C)

ИндексПериод действия
CF-4с 1990 года
CG-4с 1995 года
CH-4с 1998 года
CI-4с 2002 года
CI-4+с 2004 года
CJ-4с 2006 года
CK-4 (PC-11A)с 2016 года
FA-4 (PC-11B)с 2016 года

ACEA

В такой маркировке буквы А и B — это предназначение масел для бензиновых и дизельных двигателей, а категории C и E — ориентированность на экологичные моторы и тяжело нагруженные дизели. Цифры от 1 до 5 в обозначениях ACEA C3, C2, A2, B3 и т. д. говорят о эксплуатационных свойствах масел — чем больше цифра, тем строже требования.

В чем опасность поддельного моторного масла?

Используя практически одинаковую базу для своих моторных масел производители вводят в нее собственные присадки. От них зависят износостойкость, температурный режим и другие характеристики смазки. Качественная оригинальная продукция соответствует заявленным параметрам, поэтому такое масло снижает трение и предотвращает износ трущихся деталей ДВС. Производители подделок могут экономить на компонентах и не следовать технологии изготовления, в результате чего их продукция может навредить мотору.

«С первых минут работы ДВС с некачественным маслом будет наблюдаться повышенный шум, так как некачественное масло имеет очень слабые присадки, плохо взаимодействующие с трущимися деталями. Это приводит повышенному износу, — рассказал Авто Mail.ru Генеральный директор компании “Мой Автопрокат” Дмитрий Матвеев. — Также некачественное масло пойдет на угар, и его расход будет критически высоким. При повышении температур оно начнет коксоваться и оставлять лаковые отложения на стенках и в масляных каналах. В худшем случае превратится в пластилин».

Как самостоятельно отличить оригинальное моторное масло от подделки

Существует несколько простых и доступных каждому водителю способов, которые помогут ответить на вопрос — как проверить моторное масло на подлинность. Для этого автомобилисту не нужны какие-то особые знания и навыки. Перечислим пять основных.

1. По штрих-коду

Штрих-код — это графическая маркировка на этикетке, представляющая собой комбинацию черных линий, пробелов между ними и цифр. В нем зашифрована информация о товаре, его производителе и стране производства. Существует много приложений для смартфонов, которые могут расшифровать эти данные прямо в магазине возле полки с товаром.

Такое приложение не даст однозначного ответа на вопрос — подлинное ли масло перед вами или нет. Но оно покажет скрытую в коде информацию о товаре и его изготовителе. Если полученные данные не соответствуют выбранному моторному маслу или вообще типу этого продукта, то очевидно маркировка сделана «от балды» и покупать такую смазку не стоит. Скорее всего, это подделка.

Штрих-код

Некоторые производители размещают на канистрах масел дополнительные маркировки, коды и штрих-коды для проверки подлинности продукции. Есть у них для покупателей и свои мобильные приложения. Чтобы узнать не поддельное ли масло вам предлагают в магазине, отсканируйте штрих-код на канистре этим приложением. Или введите на официальном сайте изготовителя смазки код с крышки, пломбы или из-под этикетки.

2. По QR-коду

QR-код — это тип матричных штрих-кодов, изначально разработанный для японской автомобильной промышленности. Сам термин является запатентованным товарным знаком фирмы Denso. Скрытую в нем информацию можно узнать, наведя на QR-код камеру смартфона, если он поддерживает считывание QR-кодов.

Или предварительно скачав приложение производителя масел в Google Play или App Store. Если проверяемая канистра масла подлинная, на экране через несколько секунд должно появиться сообщение «Authentic product» («Продукт — оригинальный»). Если же конкретный ответ системы не получен или она перебрасывает вас на официальный сайт производителя масла, то вероятно перед вами поддельный товар.

Считывание QR-кода

3. По упаковке и этикетке

Вид и качество упаковки, в которой продаётся моторное масло, может легко выдать подделку, если ее изготовитель не использовал правильные материалы, не соблюдал технологию и не стремился в точности воспроизводить вид оригинальной канистры. Упаковка у фирменного продукта обязана быть без «ляпов», с ровными гранями, хорошо подогнанным отлитым пластиком, с одинаковой гравировкой всех обозначений.

«У подлинного масла упаковка должна быть качественной, без следов вскрытия, с четкими и ясными надписями. Также обратите внимание на наличие защитных голограмм и кодов. — рекомендует эксперт по сертификации компании “Серконс” Нина Ковтун — Следует изучить информацию о производителе, проверить, существует ли вообще производство по указанному на этикетке адресу».

На упаковке настоящего моторного масла должна присутствовать базовая информация, которой мошенники зачастую пренебрегают. На этикетках подлинной канистры обязаны присутствовать: тип двигателя, для которого предназначена смазка, дата изготовления и розлива, а также точный срок годности. Кроме того на этикетке должны быть данные о сырье, на основе которого сделано масло, и класс качества (ACEA или API).

Моторное масло
Источник: legion-media.ru

4. По продавцу

Любой эксперт подтвердит, что качество моторного масла напрямую зависит от того, кто его поставляет. Поэтому первое правило при закупке, как запчастей, так и масел — приобретать их у проверенного поставщика. А значит, к выбору точки продаж следует отнестись со всей серьезностью. Тогда риск потратить деньги на подделку будет куда меньше. В идеале — покупать моторное масло у дилера или в фирменном магазине.

«Покупать масло лучше всего в официальных точках продаж или автосервисах (в комплекте с услугой по замене масла), — уверен директор международной сети автосервисов Fit Service Алексей Рузанов. — Дело в том, что крупные дистрибьюторы закупают масла напрямую у производителей, а крупнейшие СТО всегда дают гарантию на свою работу».

«Требования к документообороту и репутационных риски минимизируют возможность появления подделок в офлайн магазинах. К сожалению в самой большой группе риска нарваться на подделку находятся любители покупок на маркетплейсах, далеко не все популярные платформы ответственно относятся к проверке документации от производителей», — объяснил руководитель технического департамента RINNOL в России Владимир Котляров.

Выбор масла
Источник: legion-media.ru

5. По документации

Самый верный способ купить оригинальное масло — попросить у продавца сертификат дистрибьютора. Это документ, который подтверждает возможность дистрибьютора поставлять определенный бренд на определённой территории и, как правило, у всех добросовестных продавцов его копия есть.

«Для большей уверенности можно попросить документ реализации между магазином и дистрибьютором, таким образом, будет видна вся цепочка официальной поставки. Если же продавец отказывается показать документы или заявляет об их отсутствии с большой вероятностью товар является подделкой», — рассказал эксперт RINNOL.

Как отличить от подделки масла популярных брендов

При том, что существуют общие правила и рекомендации как проверить моторное масло на подлинность, у производителей смазки есть и своя специфика в оформлении упаковки, размещении штрих-кодов и виде голограмм, позволяющих отличить оригинал от фальсификата. О ней следует знать, отправляясь за канистрой масла того или иного бренда.

Лукойл / Lukoil

Для защиты своих масел от подделки «Лукойл» использует систему контроля подлинности канистр. При их изготовлении в поверхность вплавляется защищенная от солнечных лучей и влаги этикетка. Также у масел этой фирмы двойная крышка с гарантийным кольцом и алюминиевой вставкой. Плюс фольга на горловине и трехслойные стенки самой тары, которые не воспроизвести кустарным способом.

Шелл / Shell

Помимо оригинальной формы и цвета канистр компания Shell использует для проверки его масла на оригинальность уникальный 16-значный код. Он находится на крышке, под отрывным стикером с голограммой. Его проверка должна производиться на официальном сайте фирмы.

Кастрол / Castrol

Не только канистры, продаваемые в розничной сети, но и бочки для оптовиков у Castrol пронумерованы уникальным кодом на голограмме. Проверить подлинность смазки с его помощью можно через официальный онлайн сервис. Еще одна важная особенность масел Кастрол: логотип фирмы вдавлен на крышке канистры, а также нанесен на боковую поверхность и защитное кольцо, которое ломается при открывании масла. Плюс в нижней части емкости со смазкой должен быть блестящий замок с цветным логотипом Castrol.

Тотал / Total

Дабы защитить продукцию от подделок, Total время от времени меняет дизайн канистр масел. Последний раз это было в 2019 году. Такая упаковка стала лучше держаться в руке, не «булькает» и позволяет точнее дозировать заливаемое количество смазки. Также на них появился QR-код для быстрой проверки подлинности товара. Удостовериться в оригинальности упаковки и наименования также можно, сверив его с фотографиями на официальном сайте бренда.

slide image for gallery: 27042 | Масло
slide image for gallery: 27042 | Масло
slide image for gallery: 27042 | Масло

Эльф / Elf

Узнать подлинную канистру моторного масла Elf можно по характерной форме и цвету. Пластик у нее насыщенно-синий с глянцем. Информация о дате изготовления масла наносится светлыми чернилами на лицевой стороне в нижней части тары под этикеткой. А еще, как и на канистрах масел Total, у Elf с 2019 года на упаковке появился QR-код для проверки подлинности.

Равенол / Ravenol

У упаковки моторного масла Равенол предусмотрено шесть элементов защиты от подделки. Крышка канистры — трехкомпонентная с вплавлением пластмассы разных цветов. Она не отвинчивается, в нее встроена выдвигающаяся лейка с ограничителем. У канистры масла сложная форма с ребрами, заломами, выпуклостями и шероховатостями, а также выдавленными надписями. На лицевой этикетке под ультрафиолетовым светом проявляется надпись Ravenol — Germany — Original. А в левом нижнем углу этикетки в бумагу вплавлена голограма. Также на этикетке под защитным слоем есть два кода проверки для продавца и покупателя. Их можно проверить на специальном сайте Ravenol.

Мобил / Mobil

У канистр масла Mobil новые элементы защиты применяются с 2018 года. Это в частности QR-код для проверки подлинности, объемные графические элементы с выпуклыми металлическими точками и уникальные двенадцатизначные коды, которые проверяются через официальный сайт бренда.

Как проверить качество моторного масла

Качество и подлинность моторного масла можно установить не только визуально по внешнему виду тары или с помощью кодов на ее этикетках, но и путем нехитрых проверок. Их можно провести с помощью подручных средств дома, в гараже или даже на улице. Вот самые известные и популярные ответы на вопрос — как отличить моторное масло от подделки.

1. Магнитом

Налейте в отдельную емкость небольшую порцию масла (порядка 50 мл) и опустите в него любой обычный магнит. Через несколько часов он притянет к себе ферромагнитные частицы, содержащиеся в масле. Слишком большое их количество признак товара низкого качества.

2. Бумагой

Капните пару капель масла на чистый лист бумаги, размещенный под углом 30−45°. Часть смазки в него впитается, а остальное стечет вниз. Оцените вид продукта. Качественное масло не должно быть слишком темным, а в капле смазки нет места переливам и вкраплениям. Если проверяете масло, имеющее темный цвет из-за его состава, присмотритесь к консистенции. Смазка должна быть чистой и без вкраплений.

Масло
Источник: legion-media / Hanna Kuprevich

3. Стеклянными пластинами

Капнув несколько капель масла на одну пластину и прижав его второй, начните растирать масло между стеклами. Если при этом будет слышен скрип или хруст, значит в составе смазки слишком много механических примесей. Такое масло лучше не использовать по назначению.

4. Воронкой

Проверить вязкость масла можно, если сравнить его с известным качественным продуктом. Капните по одной капле эталонной смазки и проверяемой на край воронки. Проследите, какая жидкость стекла быстрее. У нее менее вязкий состав. Стоит рассмотреть ей более качественную альтернативу.

5. Отстаиванием

Новое неиспользованное масло нужно налить в отдельную емкость в количестве 100−150 граммов и оставить на несколько дней. Поддельное масло почти всегда расслаивается на несколько фракций. Такое не стоит заливать в автомобиль.

Лабораторные тесты масла
Источник: Freepik

6. Холодом

Поместите порцию моторного масла в холодильник или на улицу, если за окном зима. Поддельные масла из дешевых компонентов при этом расслаиваются на фракции.

7. Нагревом

Для проверки свойств моторного масла его нужно нагреть до температуры 100° С. При этом можно наблюдать за тем, как ведет себя смазка и как происходит выгорание. У качественного продукта не должно происходить расслаивания и он не должен сворачиваться.

Двигатель в разрезе
Источник: Freepik

Вопросы и ответы

А теперь ответим на самые насущные и распространенные вопросы у автомобилистов о том, как проверить моторное масло на подлинность, как отличить моторное масло от подделки и чем может обернуться для двигателя автомобиля использование контрафактной смазки.

Что нужно делать, чтобы не нарваться на подделку?

Покупайте моторное масло у автодилеров, в официальных точках продаж и проверенных оффлайн магазинах. Требуйте у продавцов копию сертификата дистрибьютора. Убедитесь в качестве и оригинальности упаковки, а также проверьте его подлинность по штрих-коду или QR-коду на этикетке.

Моторное масло
Источник: legion-media.ru

Как поддельное масло ведет себя в двигателе?

Из-за слабых присадок в поддельном моторном масле компонентам двигателя не будет обеспечена должная защита в местах контакта. Вследствие этого детали могут подвергаться повышенному износу, а сам мотор будет работать шумнее обычного. Расход контрафактного масла может быть критически высоким, а при повышенных температурах оно будет коксоваться и оставлять лаковые отложения на стенках и в масляных каналах.

Опасно ли пользоваться поддельным моторным маслом?

К мгновенному выходу из строя контрафактная смазка двигатель может и не приведет. Но работа на поддельном масле мотору не пойдет на пользу. Значительным будет износ деталей агрегата, снизится ресурс. Возможны проблемы с пуском ДВС на морозе. Также двигатель может активнее загрязняться изнутри, покрываясь нагаром и отложениями. А это может потребовать от владельца проведения дорогостоящей капиталки раньше времени.

Сергей Удачин