Чтобы разобраться в том, как в XXI веке выбирать моторные масла, как их менять, а как — проверять, редакторы Авто Mail.ru обратились к главному техническому специалисту компании «ТОТАЛ ВОСТОК» Роману Корчагину. На что можно, а на что нельзя ориентироваться?
Миф 1
В реальности:
С моторным маслом дела обстоят примерно так же, как с продуктами питания. Никто не запрещает покупать самые дешевые продукты в магазине, но если питаться только ими, то проблемы со здоровьем в будущем весьма вероятны.
![](https://resizer.mail.ru/p/e40a7205-0f18-5e8b-845c-7bc63cac5721/AQABm6rs7rTeTgmd-RO7CUtglF0rs4SldElNx6rPbsrHI506-q5Izj3oOfavWNdhcRsvwHKozEGRFkiXijYlcQLmElY.jpg)
От некачественного смазочного материала мотор автомобиля вряд ли выйдет из строя за несколько минут. Но в отдаленной перспективе использование масла, которое не соответствует требованиям производителя автомобиля, приведет к нежелательным последствиям. Как минимум — к повышенному износу деталей газораспределительного механизма и к значительному объему отложений, которые и станут отложенным результатом нерациональной экономии.
Миф 2
В реальности:
Чистые базовые масла без присадок применялись 80 лет назад. И уже тогда специалисты поняли, что естественных противоизносных свойств смазочного материала недостаточно, чтобы обеспечить длительную сохранность двигателя и его работоспособность и надежность. С этого момента, собственно, началась история разработки международных классификаций смазочных материалов.
![](https://resizer.mail.ru/p/345f18a2-91a6-5e76-bf83-cdbf890e4231/AQABMQHG73YRrtxdlYa6d_mDoRiSU8OVVf_ig6pqa62JfNbGuKdTvSge80iIZ2PcEYQ629ba4JCBAMFByvoMeXVeHY0.jpg)
Сначала в масла стали добавлять специальные компоненты, противостоящие износу моторов — это и были первые присадки. После противоизносных присадок появились компоненты с моющими свойствами...
К сегодняшнему дню мировая индустрия пришла к тому, что в моторном масле используется более 20 специальных соединений, которые обеспечивают работоспособность продукта.
Миф 3
В реальности:
Минеральное масло, полусинтетическое и синтетическое моторное масло делаются совершенно разными способами, с использованием сильно отличающихся технологий.
Их состав тоже разный. Кроме того, отличаются и пакеты присадок для «минералки», полусинтетики и синтетики — в них будут разные компоненты. Да, международные стандарты обязывают производителей смазочных материалов обеспечивать совместимость масел, но одинаковые свойства требуются лишь в пределах 10-процентной разницы. Все, что выше 10% просто-напросто никем не проверяется.
Сама же цифра в 10% не означает, что разные масла можно смешивать в соотношении 1 к 1. Указанный процент выдерживается для того, чтобы гарантировать лишь возможность замены масла без промывки двигателя, ведь небольшое количество старого смазочного материала остается в моторе даже после полного слива масла. Я не рекомендую рисковать со смешиванием масел разного типа.
Миф 4
В реальности:
Универсальной рекомендации по этому вопросу не существует. Когда речь идет об автомобиле, история обслуживания которого полностью известна, а при этом обслуживании всегда выбирались высококачественные материалы — да, промывать двигатель необходимости нет. Моющие свойства современных масел обеспечивают необходимую защиту мотора.
Если у владельца нет информации, какое масло использовалось в автомобиле ранее, неизвестно, как часто проводилось техническое обслуживание, то первым делом нужно оценить: что под клапанной крышкой? Если отложений нет и все в порядке, то можно обойтись без промывания. Зато если видны отложения, то промывка необходима.
При промывании мотора лучше всего использовать опять-таки товарное масло. Популярные «пятиминутки» и средства, называющиеся промывочными маслами, как раз могут навредить двигателю, поскольку их состав неполноценен по сравнению с товарным маслом. Именно негативные последствия использования этих средств и стали причиной появления мифа об опасности промывания мотора.
Миф 5
В реальности:
Все наоборот, мотору грозит поломка, если цвет масла со временем не меняется. Смазка движется по замкнутому контуру, выполняет свои функции и смывает нагары — и она должна становиться более темной. В случае если после 3-5 тыс. км пробега владелец видит на щупе прозрачное масло, должен возникнуть большой вопрос: очищает ли используемая смазка двигатель, есть ли в ней все необходимые присадки и вообще правильно ли работает это масло? У бензиновых, дизельных и газовых двигателей скорость потемнения масла слегка отличается, но правило все равно общее для всех.
![](https://resizer.mail.ru/p/fb1855a0-b5e2-5b87-ab29-20bc07bb155c/AQABFLI3eaAUFhfpze99yWnHb_6u0vR9VouOv5U1VyvIZI3lkBqBfA7hGVpFngo9DuG6Iaq2XuuiVb1U3G4R3i7p4F0.jpg)
Если масло спустя 5 тыс. км не потемнело, то его немедленно нужно заменить на новый смазочный материал, причем приобретенный у официального дистрибьютора, чтобы исключить риск повторного использования некачественного продукта.
Миф 6
В реальности:
Вязкость масла определяется только в лабораторных условиях на специальном приборе — вискозиметре. Механики, которые берут пробу и растирают каплю масла пальцами, на самом деле определить его вязкость таким образом не могут. Конечно, невозможно таким способом и понять, подходит ли масло автомобилю.
![](https://resizer.mail.ru/p/df26a4db-a136-5986-914c-f10cf2a31083/AQABKxV-ZxwvgbAMRcfqazMEU8PNiixLFAGavR8nWJHSsTIPoSoYZ4eSvXAFAbEYcoiDbGM5qWi_E3r43FrlHM2yc10.jpg)
При необходимости провести детальный анализ отработанного масла стоит воспользоваться услугой ANAC от бренда TOTAL. Современная технология дает полное описание реологических свойств смазочного материала, состояние пакета присадок, наличие загрязнений и состояние износа. «На глаз» или «на ощупь» эти параметры не определяются в принципе.