Расход топлива напрямую зависит от манеры езды, параметров работы агрегатной связки и бортовой электроники. Скажем, среднестатистический легковой автомобиль будет потреблять значительно больше горючего, если водитель практикует активные старты, резкие торможения и ускорения, а также поддерживает крейсерскую скорость выше 110 км/ч на трассе на машине со старым четырехступенчатым «автоматом» или механической коробкой передач лишь с пятью передачами.
Также машина израсходует больше бензина или солярки с постоянно работающим кондиционером, при езде с недокачанными до рекомендованного производителем давления шинами (из-за повышенного сопротивления качению), открытыми окнами (из-за роста аэродинамического сопротивления), под завязку загруженным багажником и заполненным салоном. Но есть и другие факторы, которые могут влиять на расход топлива.
Воздушный фильтр
Средний срок службы воздушного фильтра легковых автомобилей зависит от условий их эксплуатации, но в среднем составляет около 15 тысяч километров пробега. Несвоевременная замена этого расходника увеличивает расход топлива, как минимум, на 10−15%. Если фильтр забит грязью, в камере сгорания возникает недостаток воздуха. Соответственно, ухудшается наполнение цилиндров двигателя, снижается его отдача и повышается топливный аппетит.
И это не говоря о том, что пыль и грязь с фильтра могут просочиться в камеру сгорания и спровоцировать появление царапин на стенках цилиндров. В том числе поэтому при тяжелых условиях эксплуатации (например, на грунтовых дорогах) воздушный фильтр можно и нужно регулярно очищать: его либо выбивают, как половик, либо пылесосят, либо продувают из компрессора для накачки шин.
Топливный фильтр
На современных машинах часто встречается двухступенчатая фильтрация топлива. Перед бензонасосом за отсев загрязняющих частиц отвечает приемная сетка. Окончательный же отсев мусора осуществляет фильтр тонкой очистки. Из-за скопления в этих фильтрующих элементах пыли и грязи на пути топлива в камеру сгорания образуется преграда. Электронный блок управления в результате выдает команду на более длительное открытие форсунок, чтобы привести подачу топлива в норму. Соответственно, снижается мощность двигателя, водителю приходится сильнее давить на педаль газа, а расход топлива начинает расти.
Топливные форсунки
Топливные форсунки (или инжектор) — это своего рода микронасосы, отвечающие за равномерную подачу горючей смеси и ее последующее эффективное сгорание. Когда они засоряются, факел распыления топлива становится неравномерным, а двигатель в целом — более прожорливым.
В качестве экстренной меры можно использовать очистители топливной системы, которые заливаются в бензобак. Однако наиболее оптимальный вариант — промывка форсунок на специальном стенде. Эти меры помогут привести расход топлива в норму.
Неисправные свечи и катушки зажигания
Свечи зажигания в бензиновых машинах отвечают за воспламенение топлива в камере сгорания двигателя. При выработке расчетного ресурса, на контактной группе свечи образуется нагар, а регламентный зазор между электродами нарушается. Все это приводит к тому, что свеча начинает срабатывать не всегда, и топливо не сгорает полностью. Отсюда — увеличенный расход топлива.
Катушка зажигания при выходе из строя тоже провоцирует неполное сгорание бензина или солярки. Помимо перерасхода появляются также пропуски зажигания, требующие визита в сервис.
Повреждения электронных датчиков
Еще одна частая причина перерасхода топлива — выход из строя одного или нескольких датчиков, задействованных в блоке управления двигателем (ЭБУ). Так, при поломке датчика массового расхода воздуха (ДМРВ) искажаются показания расхода воздуха, попадающего в камеру сгорания. Отсюда — повышенный расход топлива, перебои в работе двигателя и потеря мощности.
При выходе из строя датчика угла открытия дроссельной заслонки (ДПДЗ) нарушается процесс формирования топливно-воздушной смеси. Соответственно, резко возрастет потребление горючего с одновременным снижением мощности двигателя.
Если неисправен датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ), управляющая электроника будет подавать в камеры сгорания переобогащенную топливную смесь и повышать обороты двигателя, опять-таки, с неизбежным ростом потребления топлива.
Система выпуска
Нередко виновником перерасхода горючего на машинах с пробегом более 100 тысяч километров становится каталитический нейтрализатор, который в народе часто называют катализатором. Забитый катализатор не в состоянии обеспечить температурный режим, необходимый для нейтрализации вредных газов. При этом кислородный датчик будет автоматически увеличивать подачу кислорода, провоцируя рост потребления топлива.
Казалось бы, решение очевидно — заменить катализатор. Однако его замена обойдется, мягко говоря, в немалую сумму — цена детали даже для легковой модели массового сегмента превышает 100 тысяч рублей. В качестве альтернативы ремонтники предлагают замену поврежденного катализатора на универсальный (ремонтный) или на пламегаситель, а также в ряде случаев — восстановление или очистку оригинального узла.
Неисправности поршневой группы
При износе поршневой группы, характерном для двигателей с большими пробегами (более 100 тысяч километров) увеличение расхода топлива часто связано с нарушением компрессии в цилиндрах. Главные причины такой напасти — закоксовка поршневых колец, износ трущихся деталей, а также плохое прилегание клапанов к гнездам в ГБЦ.
Во всех случаях топливо сжигается неэффективно и наблюдается перерасход топлива при одновременном снижении мощности двигателя. Для проверки компрессии используется специальный прибор — компрессометр. А чтобы восстановить компрессию обычно приходится проводить раскоксовку поршневых колец и восстанавливать изношенные детали двигателя.
Вывод: провоцировать повышенный расход горючего могут сразу несколько из вышеуказанных причин. Поэтому, чтобы разобраться в проблеме, лучше сразу отправиться на СТО, где машину протестируют с помощью специализированного оборудования. Но предотвратить рост топливного аппетита в большинстве случаев помогает обычная замена расходников и отказ от вредных водительских привычек.