Еще два десятилетия назад, когда не были распространены качественные химические присадки, моторное масло рекомендовалось менять два раза в год. Есть ли причины последовать советам бывалых автомобилистов и в рамках подготовки машины к теплому сезону поменять старое зимнее масло на новое?
Старые загрязнения
Производители автомобилей определяют интервал замены моторного масла в 15 тысяч километров пробега. Однако в реальности смазывающую жидкость в силовом агрегате необходимо менять примерно в два раза чаще. При этом чем старше машина, тем чаще необходимо менять масло. В картере накапливается осадок, который не весь уходит при смене старого масла на новое, из-за чего следующая порция смазывающей жидкости смешивается со старыми загрязнениями и разлагается быстрее.
Зимой условия эксплуатации техники можно назвать экстремальными. Сильные перепады температур, обилие конденсата и изменение вязкости приводят к быстрому окислению масла. Поэтому любой двигатель внутреннего сгорания ДВС при равных условиях в морозы изнашивается гораздо сильнее, чем в теплое время года.
Во время холодных пусков из-за дефицита смазки появляется стружка, возникают окислы, в масло попадают сажа и несгоревшие продукты износа. При холодных пусках выделяется большое количество кислот, которые растворяют присадки в масле и вызывают выпадение осадка.
Кроме того, новое масло имеет активные химические добавки, очищающие мотор и вымывающие из него старые сажевые отложения. Эта грязь растворяется в масле и меняет его цвет. И уже через 2−3 тысячи километров масло приобретает темно-коричневый оттенок.
Осадок, мелкодисперсная стружка и старые отложения в картере оказывают негативное воздействие на трущиеся детали двигателя. Поэтому после зимнего сезона, если автомобиль проехал уже свыше 5 тысяч километров, масло не будет лишним заменить.
Срок службы масла смотрится по моточасам
Большое значение имеют не только пробег и количество моточасов, которые отработал двигатель зимой. Качественные масла работают без потери рабочих характеристик в течение примерно 250 моточасов. Однако в пробках нагрузки растут, время в пути удваивается, и количество затраченных на поездки моточасов увеличивается. Только за один зимний сезон в дорожных заторах можно наездить 150−200 моточасов при сравнительно небольших пробегах.
В целом даже хорошие масла нестабильно работают в течение заявленного 15-тысячного межсервисного интервала. Первые 5 тысяч километров пробега они сохраняют превосходные характеристики, которые рекламируются производителями. Однако потом начинаются расслоение присадок, выпадение осадка, его прижигание с образованием примесей и сажевых отложений на клапанах. Такое масло будет плохо работать в теплую погоду.
Поэтому если зимой приходилось ездить часто на небольшие расстояния и стоять в пробках по 2−2,5 часа, то масло весной лучше заменить.
При этом необходимо выбирать всесезонные масла, но с меньшей вязкостью. Для лета рекомендуется использовать синтетическое масло с вязкостью SAE 5W30, которое более стойкое в среднем диапазоне температур.