Всевидящее око: штрафовать нарушителей будет не только ГИБДД

Какие новые способы выявления нарушений прямо в потоке машин появились у ЦОДД и кто такие «летучие голландцы», о которых вас не предупредят дорожные знаки?
Алексей Лучников

В прошлом году автоматические камеры зафиксировали почти 146 млн нарушений — по одному на каждого жителя нашей страны, включая младенцев и стариков. И это далеко не предел.

Новости последних дней автомобилистов совсем не радуют. Система наказаний за нарушения ПДД выходит на новый уровень. Чего стоит уже одно известие о начале эксплуатации в Москве автомобилей Центра организации дорожного движения, оборудованных камерами фиксации нарушений ПДД. По сути, это такие же автоматические камеры, как установленные на столбах (по ГОСТ Р 57144−2016 они классифицируются как стационарные) или треногах (передвижные), но позволяющие выявлять нарушения прямо в движении.

Они отнесены к категории мобильных устройств фотовидеофиксации (все по тому же ГОСТу). Главное отличие их в том, что о них не предупреждают заранее ни дорожные знаки, ни навигаторы, а значит, сфотографировать нарушителя эти «летучие голландцы» могут в любой момент.

Стукачество или гражданская позиция?

Масла в огонь подлило поручение Владимира Путина реализовать столичную же идею наказания автомобилистов на основании материалов, зафиксированных с помощью мобильного приложения под условным названием «Народный инспектор», прародителем которого станет «Помощник Москвы». Подобные приложения работают и в ряде других российских регионов, но их функционал ограничен незначительным количеством нарушений, главным образом, связанных с парковкой в запрещенных местах.

Мобильное приложение «Помощник Москвы»
Мобильное приложение «Помощник Москвы»
Мобильное приложение «Помощник Москвы»
Мобильное приложение «Помощник Москвы»
Мобильное приложение «Помощник Москвы»

Пока что результаты их использования приравниваются к сообщению о правонарушении, каждое из которых рассматривается индивидуально. Когда президентское поручение будет выполнено, и они получат статус специальных технических средств фотовидеофиксации, появится возможность использовать алгоритм автоматического вынесения и рассылки нарушителям штрафных постановлений по аналогии со ставшими уже привычными «письмами счастья».

Собственно, это и будут те же «письма счастья», только «написанные» другим «автором», живущим, вполне вероятно, в соседней квартире. Да, решающее слово за сотрудником Госавтоинспекции, который, просмотрев материалы на экране монитора, принимает решение о наказании, ставя свою электронную подпись. Однако надежды на справедливое и внимательное рассмотрение всех обстоятельств немного, ведь, когда счет идет на тысячи постановлений в день, любой, даже самый внимательный глаз волей-неволей замылится.

Это происходит и сейчас — всей стране известны случаи штрафов за пересечение сплошной разметки тенью автомобиля или превышение скорости машиной, перевозимой эвакуатором. Но с внедрением «Народного инспектора» проблема может обрести угрожающие масштабы.

Контент недоступен

Выносить наказания будут гражданские лица

Ну и вишенкой на фискальном торте может стать передача полномочий по рассмотрению всех нарушений, зафиксированных камерами, органам власти субъектов Российской Федерации. Законопроект об этом уже несколько лет пылится в Госдуме, а теперь, после поручения Президента, имеет все шансы наконец быть принятым. Пока что рассмотрение материалов и вынесение штрафных постановлений — это функция полиции, которая финансируется из федерального бюджета, поэтому прямой заинтересованности в количестве собранных штрафов, идущих в региональные бюджеты, не имеет.

Но как только рассматривать материалы правонарушений, составленные с помощью камер, начнут региональные власти, «бизнес-план» заиграет новыми красками. Не забываем, что установка камер тоже финансируется субъектовыми властями либо непосредственно, либо на основании концессионных соглашений с коммерсантами.

Дорожные камеры фотовидеофиксации
Дорожные камеры фотовидеофиксации
7

Кстати, подобный прецедент уже создан: с 2013 года за нарушение требований знаков, запрещающих остановку и стоянку, в Москве штрафует не ГИБДД, а административная дорожная инспекция, специально созданная для этих целей. На вооружении у нее не только известные серебристо-зеленые «солярисы», но и пешие инспекторы со специальными планшетами.

Когда выгоднее заплатить, чем обжаловать

Главное отличие автоматической фиксации нарушений ПДД от выявленных по старинке заключается в том, что при рассмотрении составленных материалов отменяется презумпция невиновности. Это означает, что не власть должна доказывать вину гражданина, а сам гражданин должен доказать свою невиновность. В какой-то степени с 1 сентября это стало немного проще, ведь в КоАПе прописали возможность обжалования вынесенных постановлений в электронном виде (статья 30.2 КоАП РФ).

Это облегчает долю граждан, так как, по идее, позволяет их не обивать пороги госорганов и судов. Но здесь есть два важных момента. Во-первых, обжалованию в электронном виде подлежат только те постановления, которые вынесены на основании материалов с камер, полученных в автоматическом режиме. Во-вторых, воспользоваться этим инструментом могут только граждане, зарегистрированные на портале госуслуг. Но даже тем, кто выполнит эти условия, есть повод задуматься, а стоит ли оно того…

Напомним, закон дает на обжалование 10 дней с момента получения копии постановления на портале (статья 30.3). В то же время большинство штрафов можно оплатить с 50-процентной скидкой, если сделать это в течение 20 дней с момента вынесения постановления. При этом на рассмотрение жалобы закон тоже отводит 10 дней (статья 30.5). Вероятность получить ответ на жалобу и уложиться в срок льготной оплаты, прямо скажем, невелик.

Вот и стоит у водителя выбор: то ли оплатить половину штрафа и забыть, то ли бороться за справедливость без гарантии результата, и в случае неудачи оплатить полную сумму штрафа. Многие выбирают первый вариант.