Каких нарушений стоит опасаться зимой?

Зимние нарушения: где надо быть особенно внимательным, чтобы не нарваться на штраф?

Зимой на дорогах опаснее, чем летом. Об этом говорит не только статистика, но и здравый смысл. Какие нарушения наиболее распространены и каковы их последствия?

География нашей страны во многом определяет ситуацию как с аварийностью в целом, так и с нарушениями ПДД. Зима в этом смысле отнюдь не благоприятствующий формированию общей картины фактор. Скользкое покрытие, короткий световой день, осадки и грязь на проезжей части, дорожных знаках, стеклах и фарах, заснеженные обочины — все это заставляет зачастую неосознанно нарушать правила.

Так, по данным Научного центра БДД МВД России, в декабре, январе и феврале традиционно отмечаются максимальные по сравнению с другими месяцами долевые и абсолютные значения показателей аварийности (количество ДТП, погибших и раненых), связанных с выездом на встречную полосу.

В то же время количество выявленных полицией нарушений такого вида, не приведших к аварии, зимой находится на минимальном уровне. Парадокса в этом нет: инспекторы ДПС и камеры зимой «закрывают глаза» (и объективы) на нарушения из-за трудностей в их доказательстве, особенно когда умысла не было, а водитель просто не увидел под снегом или наледью разметки или не разобрался в дорожных знаках. Однако бдительности терять не стоит. Напомним, зимой количество жертв ДТП из-за выезда на встречку увеличивается.

Если дорожной разметки не видно, встречная полоса — это половина дороги, расположенная слева от середины

Как не стать невольным нарушителем и, главное, не попасть в ДТП? Прежде всего достаточно вспомнить пункт 9.1 ПДД, согласно которому при отсутствии или неразличимости разметки «стороной, предназначенной для встречного движения на дорогах с двусторонним движением без разделительной полосы, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева, не считая местных уширений проезжей части (переходно-скоростные полосы, дополнительные полосы на подъем, заездные карманы мест остановок маршрутных транспортных средств)».

Это же правило действует, если проезжая часть сужена из-за снежных валов, которые свалены на обочине, но еще не убраны. Если разметки не видно, то встречная полоса — понятие «динамическое», то есть зависящее от ширины свободной для движения проезжей части в данный конкретный момент.

При отсутствии или неразличимости разметки ни один нормальный инспектор не будет наказывать водителя за небольшой «заступ» на встречку. Но злоупотреблять этим не стоит, ведь в случае осознанного длительного (например, для обгона или объезда пробки) движения по встречной полосе, у служивого всегда найдутся аргументы убедить начальство или суд в том, что водитель совершил нарушение сознательно.

Камера в этом смысле менее избирательна, ведь работает по алгоритму: она не «видит» разметку, а просто «знает», где разрешено находиться машине, а где нет. Поэтому, если пришло постановление с фотографией, но разметки, запрещающей выезд на встречку, не видать, такое постановление имеет все шансы на успешное обжалование.

Гололед — не оправдание для виновника аварии

Отдельное внимание скорости. Она не только не должна превышать установленного ограничения, но и обязана соответствовать дорожным и погодным условиям.

Если водитель врезается в возникшее перед ним препятствие, не успев остановиться из-за гололеда, на снисхождение рассчитывать не стоит
slide image for gallery: 27311 | Снегопад в Москве
slide image for gallery: 27311 | Снегопад в Москве
slide image for gallery: 27311 | Снегопад в Москве
slide image for gallery: 27311 | Снегопад в Москве
slide image for gallery: 27311 | Снегопад в Москве
13

Да, можно попытаться разделить ответственность с дорожниками, если удастся доказать, что они не выполнили свои обязанности. Но даже в случае успеха основное бремя ответственности все равно останется на водителе, ибо именно он не выполнил требование пункта 10.1 ПДД, выбрав скорость без учета внешних факторов.

Прилипший к номеру снег может привести к лишению прав

Стоит напомнить про «сезонные» нарушения, которые не приведут к ДТП, но могут стать поводом для претензий со стороны дорожной полиции. В первую очередь, это грязные номера. Обязанность содержать их в чистоте не только перед началом, но и в процессе движения, лежит на водителе. Да, грязь, да, слякоть, но даже в длительной поездке делать остановки каждые 50−100 километров и смывать с помощью пульверизатора с незамерзайкой или воды и щетки грязь вполне под силу.

В большинстве случаев этого достаточно, чтобы не привлекать к себе внимание ДПС. Но даже если остановят, можно устранить претензию прямо при инспекторе. Штраф не разорит — 500 рублей (часть 1 статьи 12.2 КоАП РФ). Но вот чем категорически не рекомендуем заниматься, это скрывать номера сознательно. Грязный номер на чистой машине или снег, якобы случайно прилипший исключительно к номеру, — все это почти гарантирует привлечение к ответственности за сокрытие регистрационных знаков, а там уже санкция не так символична: по части 2 статьи 12.2 КоАП РФ оштрафуют на 5 тысяч рублей или лишат прав на 1−3 месяца. Судебная практика такой подход подтверждает.

Аналогичным образом обстоит дело с внешними световыми приборами — фарами и фонарями, которые тоже должны быть в порядке. Чаще всего предъявляют претензию, что фары грязные.

Штраф за это тоже 500 рублей (часть 1 статьи 12.5), но, скорее всего, инспектор ограничится устным предупреждением

Правда, придется при нем же навести чистоту. Но если перегорела лампочка (а зимой из-за перепадов температур и кислой среды это нередко происходит даже на современных автомобилях), в темное время суток или при недостаточной видимости могут запретить дальнейшее движение, как того требуют ПДД (пункт 2.3.1). Юридически этот запрет никак не оформляется, но водителя просто поставят «на прикол», пока не рассветет или не улучшится видимость. Если ослушаться и тронуться в путь, могут привлечь по части 1 статьи 19.3 КоАП РФ за невыполнение законного требования сотрудника полиции, а там уже и несколько суток административного ареста можно схлопотать.

Алексей Лучников
Подпишитесь на нас