Роботы в городе

Проблемы с парковкой актуальны и в больших, и в маленьких городах. Решают их по-разному. В Нальчике — хотят призвать на помощь роботов

Речь не про киберпанковый апокалипсис и не про восстание машин. И даже не про ставших привычными роботов-собак, роботов-прыгунов или танцоров. В Институте информатики Кабардино-Балкарского научного центра Российской академии наук придумали и собрали робота-парковщика. Дизайн его лаконичен, а практическая польза на отдельно взятой тестовой стоянке доказана.

Занято!

Идея создать систему для удобной парковки витала в воздухе, говорят в институте: жизнь все ускоряется, и главный ресурс для современного человека — это время. Роботизировать парковки сотрудники института информатики решили в начале лета — в первую очередь при организациях и торговых центрах. Существующая система со шлагбаумами часто не ускоряет процесс размещения авто, а только провоцирует мини-пробки. Роботы-парковщики же позволят, не создавая большую очередь на въезде на стоянку или во двор многоквартирного дома, отфильтровать поток машин.

Устройство выглядит как «раскладушка» с оттопыренными в стороны полосатыми «руками». В режиме ожидания робот напоминает букву Т. Когда на парковочное место, занятое роботом, подъезжает машина, водитель нажимает кнопку на пульте, «руки» опускаются, робот складывается — и авто паркуется поверх него. Машина уезжает, и робот вновь расправляет «руки».

Мурат Анчеков
Источник: Татьяна Свириденко

— Пока система очень простая: есть парковщик, есть пульт, с которого им можно управлять, — рассказывает Мурат Анчеков, заместитель председателя КБНЦ РАН по инновационному развитию. — Вполне логично, что одним и тем же роботом можно управлять с нескольких пультов. У нас есть несколько сотрудников, которые пользуются тестовым образцом, пока что никаких сбоев и проблем не было.

Над простотой использования, совершенствованием программного обеспечения и дополнительным набором функций продолжают работать. В перспективе — мобильное приложение, которое позволит бронировать парковочное место на стоянках торговых центров и других точек притяжения заранее. Это будет удобно и для людей с ограниченными возможностями, ведь оборудованное умным роботом парковочное место точно не займут недобросовестные участники движения, и для всех автомобилистов, считают разработчики. По их задумке, робот-парковщик — важная ступень к созданию так называемого «умного города». Встроенные камеры и искусственный интеллект не только позволят распознавать номер машины и соотносить его с данными бронирования через специальное приложение, но и осматривать днище автомобиля. В перспективе это может послужить и в борьбе с терроризмом.

Сколько стоит робот

Первый опытный образец работает на парковке института информатики больше месяца. Вскоре еще несколько роботов появятся возле других подразделений научного центра. Так испытания будут более объективными, считают создатели умного устройства.

Робот-парковщик
Источник: Татьяна Свириденко

— Нам важно понять, насколько этот образец удобен. Мы сами не можем быть объективными до конца, — объясняет Анчеков. — Всегда есть риск стать теми самыми увлеченными изобретателями, которые решают свою личную проблему, а не учеными, решающими общие. К тому же те моменты, которые нам как людям, разрабатывавшим робота с самого начала, могут казаться простыми, понятными и удобными, другой человек может воспринимать совсем иначе.

Пока ощутимых недостатков в работе не найдено, но разработчики продолжают исследовать слабые и сильные места своего изобретения. Между идеей и фактической установкой робота перед главным входом в институт прошло около двух месяцев, но это, говорят ученые, только потому, что организация параллельно делает сразу несколько проектов разного масштаба, и сотрудники занимались созданием робота-парковщика в свободное от других задач время. В противном случае реализовать идею удалось бы раза в два быстрее. Сейчас, когда робот тестируется, разработчики думают над важной проблемой — удешевлением производства. Пока о стоимости единицы робота-парковщика говорить рано.

— При создании первого образца мы не думаем о том, сколько какая деталь стоит, — говорит Мурат. — Когда нужна какая-то плата или камера, ставят то, что есть. Обычно это не самые дешевые варианты из возможных. Когда речь заходит о массовом производстве, понятно, что надо удешевить его там, где возможно, не теряя при этом качество и функционал.

Робот-парковщик
Источник: Татьяна Свириденко

К массовому производству будут готовы к концу года, уверяют в институте. Для этого у научного центра есть все — от квалифицированных сотрудников для создания программного обеспечения до 3D-принтеров, чтобы печатать детали, причем не только в полимере, но и в металле. Институт, по словам Мурата, сможет производить партии от 50 до 100 изделий разом. В Институте информатики говорят, что уже есть ряд организаций, проявивших интерес к их детищу. К тому же в будущем ученые надеются на сотрудничество с администрацией Нальчика.

Вести с полей

Цель ученых — не заменить роботами людей, а облегчить им жизнь, подчеркивают разработчики. И робот-парковщик, который, возможно, совсем скоро станет частью городского пейзажа, не единственное их детище на этом пути.

— Как-то к нам пришел человек, выращивающий огурцы, и спросил, можем ли мы создать робота, который упростит процесс, — вспоминает Мурат Анчеков. — Такой вот фактически прямой заказ от потребителя.

Так появился робот-сборщик огурцов. Еще одно «сельскохозяйственное» устройство — робот, отбирающий пробы почвы.

— Есть опыты, которые ведут с 1948 года: люди выходят в поле, отбирают пробы, проводят биохимический анализ, составляют карты полей. Наш Институт сельского хозяйства заинтересован в роботе, который упростил бы этот процесс для человека, — объясняет Мурат.

По мнению ученых из института информатики, именно для такого рода полевых работ, тяжелых физически, когда человеку приходится совершать сложные действия вне зависимости от погодных условий, и нужны роботы.

Робот-пробоотборник
Источник: Татьяна Свириденко

— Суть робота-пробоотборника в том, что он вместо людей копает и собирает образцы почвы для анализа ее состава в жаркую или, наоборот, в холодную погоду. В любую погоду, в общем-то, — рассуждает Анчеков.

Человеку надо лишь составить схему поля и определять, в какой части нужны те или иные удобрения, и все это — не выходя из офиса.

Контент недоступен