Этот зимний сезон стал неожиданностью для водителей средней полосы, ведь благодаря глобальному потеплению они уже почти забыли, что такое мороз и снежные заносы на дорогах и во дворах. А значит, во многом утеряны навыки преодоления трудностей, связанных с зимней эксплуатацией.
Как правильно «прикуривать» машину, выдергивать ее из снежного плена и размораживать стекла, знают почти все. А вот про необходимость не нарушать при этом закон — лишь единицы. Ну вот взять хотя бы вопрос буксировки, к которой зимой приходится прибегать чаще, чем летом. Вытащить машину, увязшую в сугробе, запустить двигатель при «сдохшем» аккумуляторе или доставить ее до сервиса — все это может потребовать помощи другого автомобиля. Задача не из самых сложных, однако беспечность здесь может стоить дорого.
Чтобы «выдернуть» кого-то из сугроба, нужно иметь не менее двух лет стажа управления
ПДД требуют, чтобы буксирный трос, длина которого от 4 до 6 метров, был обозначен специальными щитками с диагональными чередующимися красно-белыми полосами. Первое требование призвано обеспечить приемлемый уровень контроля буксируемого автомобиля, одновременно исключив контакт с тягачом в «связке». Поэтому за указанные пределы длины лучше не выходить.
Второе условие — обозначение троса — продиктовано опять же заботой о безопасности движения: не ровен час, в темноте или при недостаточной видимости (и то, и другое зимой — не редкость) кто-то решит вклиниться между тягачом и его «прицепом», не заметив тонкого связующего звена.
Какими бы ни были обстоятельства и причины буксировки, к водителю буксируемой машины предъявляется весь комплекс стандартных требований: он должен быть трезв и иметь стаж управления не менее 2 лет, а при себе — необходимые документы. Напомним, что аварийная сигнализация должна быть включена только на буксируемом автомобиле, в то время как на тягаче — лишь ближний свет фар. Если аккумулятор совсем мертв и аварийка не работает, ПДД требуют закрепить на задней части аварийный треугольник.
Проверьте исправность фар и фонарей перед поездкой
Бортовой электрике в условиях температурных скачков и солевых ванн вообще приходится тяжелее всего. Поэтому исправности внешних световых приборов — особое внимание. Погасла хотя бы одна лампа в фаре или заднем фонаре — начинать и продолжать движение в темное время суток или при плохой видимости нельзя. Об этом опять же прямо написано в ПДД.
Попадетесь на глаза инспектору — оштрафуют, а дальнейшее движение запретят, пока не рассветет или атмосфера не очистится. Чтобы продолжить движение, не дожидаясь веления природы, неполадку можно устранить самостоятельно, хотя на современных машинах, да еще и прямо на дороге, сделать это не всегда возможно.
Но главное — создается опасность дорожно-транспортного происшествия. За отключенные в целях экономии незамерзайки омыватели фар пока не наказывают, а вот грязные или залепленные снегом номера могут стать причиной как штрафа, если причина «естественная», так и лишения прав на 1-3 месяца, если в прилипшем комке снега инспектор заподозрит злой умысел водителя. Обязанность проконтролировать техническое состояние транспортного средства, включая чистоту фар, фонарей и регистрационных знаков, возлагается на водителя не только перед началом движения, но и в его процессе.
Прогрев двигателя во дворе дольше 5 минут грозит штрафом
Дистанционный запуск двигателя — удобная вещь, хотя и неоднозначная с точки зрения защиты авто от кражи. Однако пользоваться им, если машина стоит во дворе или жилой зоне, без нарушения ПДД фактически невозможно. Стоянка с работающим двигателем здесь запрещена, а значит, поработать на холостом ходу мотор может не более 5 минут, что едва ли устроит владельца. Штраф, между прочим, за нарушение правил в жилых зонах отнюдь не символический — 1500 рублей.
Как не получить штраф за нечитаемые знаки и разметку
Дорожную инфраструктуру, равно как и тех, кто обязан ее обслуживать, зима тоже испытывает на прочность. Однако водителю часто некогда ждать, когда дорогу очистят от снега (кстати, срокам и правилам приведения дорог в порядок посвящен целый национальный стандарт), и в таких условиях надо постараться не нарушить ПДД. Увы, при занесенной снегом проезжей части это не всегда возможно: не видна дорожная разметка, залеплены снегом знаки, сломался светофор и прочее.
Живому инспектору учесть эти нюансы под силу, а вот автоматическая камера действует по математическим алгоритмам: если в этом месте машины быть не должно, значит, водителю придет штраф. Чаще всего в подобных условиях водителей наказывают за нарушение требований разметки, которую невозможно разглядеть под снегом.
В этом и других подобных случаях Госавтоинспекция рекомендует водителям обжаловать вынесенные в отношении них постановления о привлечении к ответственности. Сделать это необходимо в течение 10 дней с момента получения постановления путем личного или письменного обращения в региональный центр автоматической фиксации правонарушений. Возможно, в этом году у водителей появится возможность сделать это и в электронном виде, авторизовавшись через портал госуслуг.