Ижевск, автозавод Lada. Белый универсал e-Largus бесшумно трогается с места и уезжает из сборочного цеха. В августе 2022 года тут еще заканчивали сборку «Весты», но с тех пор модели поменялись местами — Vesta уехала в Тольятти, а в столицу Удмуртии перебрался Largus. Сегодня началось производство первой опытной партии, в которой оказалась и электрическая версия. Как она устроена?
Внешних изменений у «е-Ларгуса» — минимум: наклейки на кузове, особые колеса да синяя полоса в переднем бампере, даже разъем для быстрой зарядки (CCS Combo) упрятан под тот же лючок, что и у бензиновых машин.
Внутри — сиденья с синей прострочкой и вышивкой e-Largus, приборный щиток с большим дисплеем, руль от «Весты» и круглая рукоятка на центральном тоннеле, управляющая движением (с положениями P, R и D). Хорошо, что батарея, расположенная внизу, никак не съела полезный объем — и сиденья в грузопассажирской версии, и «трюм» фургона остались без изменений.
Силовую установку поставляет партнер «АВТОВАЗа», группа компаний «Итэлма». У тестовой партии комплектующие пока из Китая, но к серийному производству «е-Ларгуса» будут локализованы все компоненты, кроме непосредственно самих ячеек тягового аккумулятора.
Базовая модификация комплектуется одной батареей емкостью 44 кВт∙ч, но есть и версия с дополнительным аккумулятором, расположенным под капотом (суммарный «объем» составляет 61 кВт∙ч). Ожидаемый запас хода составляет 300 и 400 км соответственно.
Зачем нужна версия без дополнительной батареи? Все просто — в этом случае увеличивается грузоподъемность, а запас хода не настолько критичен в случае городских перевозок. Электромотор в номинальном режиме выдает 50 кВт (68 л.с.), но кратковременно (до 20 секунд) пиковая мощность увеличивается до 120 кВт (163 л.с.), что позволяет разгоняться до сотни менее чем за 10 секунд. Максимальная скорость — 145 км/ч. Lada e-Largus на 220 кг тяжелее бензинового, поэтому задние пружины пассажирского варианта взяты от грузовой модификации, а настройки амортизаторов были изменены.
Сначала начнется производство «Ларгусов» с бензиновыми двигателями, причем и с 8-клапанным (мощностью 90 л.с.), и с 16-клапанным (106 л.с.). Ожидается появление и заводской версии Largus CNG, рассчитанной на применение газомоторного топлива, есть интерес и к гибридным технологиям. Гамма цветов пока состоит из двух оттенков — «Ледниковый» (белый) и «Платина» (серебристый).
Для старта производства в Ижевск пришлось перевезти 1100 единиц сварочного оборудования, линия рассчитана на выпуск 25 кузовов в час. Также тут уже штампуются 8 крупных кузовных деталей, а к маю 2024 года (на который запланировано начало выпуска «Ларгуса») будут штамповать уже 64 элемента.
Цену объявят ближе к старту продаж, но ожидается, что ижевский Largus будет дешевле, чем машины из последней партии, которые собрали в прошлом году из остатков компонентов, — то есть, Largus точно окажется дешевле 2 миллионов рублей.
Электрический e-Largus, разумеется, будет дороже и появится позже — в июле 2024 года. Впрочем, большой ставки на него и не делают — на его долю придется не более 10 процентов от общего объема выпуска.