Пять правил сезонной смены шин

Алексей Лучников
16 ноября 2020 10:40, Статьи, Безопасность
Предпочтения относительно производителей шин и баталию приверженцев шипов и «липучек» вынесем за скобки — рассказываем о правовом аспекте вопроса и о новых требованиях к шинам. Так про что же стоит помнить водителю при смене шин?

Использовать зимние шины требует техрегламент, но штрафа нет

Обязанность использовать зимние шины по-прежнему остается декларативной. Использовать их в декабре, январе и феврале (а если региональные власти решат расширить этот диапазон, то и дольше) нам предписывает технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств». Однако оснований для наказания водителя за невыполнение этого требования в законе по-прежнему нет.

Ситуация изменится, если МВД России «продавит» разрабатываемый сейчас проект нового Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств.

В двух словах суть документа в том, что в Перечень переносятся «шинные» и другие требования техрегламента, касающиеся конструкции и технического состояния эксплуатируемых транспортных средств. В случае его принятия нарушителям будет грозить предупреждение или 500-рублевый штраф. Однако в существующем виде шансов получить подпись премьер-министра у него немного. Поэтому пока что в решении вопроса о необходимости сменить шины автовладельцами движет лишь здравый смысл.

Важно, чтобы все колеса были одинаковыми

Если вы относитесь к числу разумных и ответственных водителей, то при установке зимних колес надо руководствоваться законами физики и буквой закона. А они вторят друг другу.

Если колеса неновые, то во внимание надо принимать и степень износа, чтобы избежать значительной разницы в коэффициентах сцепления с покрытием по правому и левому бортам автомобиля. К слову, в отличие от летних шин, где для легкового автомобиля минимально допустимая высота протектора составляет 1,6 мм, зимние колеса должны иметь в запасе минимум 4 мм. О критическом значении обычно сообщает индикатор износа. Но если его нет, то провести самостоятельный замер водителю большого труда не составит.

Наконец, если выбор сделан в пользу шипов, то такая резина должна быть установлена одновременно на всех четырех колесах. Задача всех этих требований в том, чтобы обеспечить равномерное распределение сцепления с покрытием между всеми колесами. В противном случае возможна потеря устойчивости и управляемости даже в относительно безобидной ситуации.

Какую размерность колес выбрать? Ответ — в инструкции к автомобилю

Не стоит отклоняться от рекомендаций автопроизводителя по размерности и давлению воздуха в шинах. Строго говоря, делать этого вообще нельзя. Однако с учетом того, что распознать несоответствие сотруднику ГИБДД достаточно проблематично, а в некоторых ситуациях небольшие вольности способны повысить эксплуатационные качества автомобиля, в разумных пределах на эксперимент можно решиться. Слишком смелые опыты могут привести не только к штрафу, но и к запрещению эксплуатации автомобиля и прекращению его регистрации.

Инспектор может расценить нестандартные колеса как несогласованное внесение изменений в конструкцию.

К тому же, если машина свежая, то и у дилера могут возникнуть юридические основания отказать в гарантийном ремонте отдельных узлов, главным образом, подвески и трансмиссии, как раз из-за того, что были нарушены заводские рекомендации относительно размерности колес. Причем это не надуманный, а совершенно обоснованный повод, ведь использование нештатных колес приводит к нарушению геометрии работы подвески и ходовой части, перераспределению и критическому возрастанию величин испытываемых нагрузок. И еще обратите внимание, что установленные заводом-изготовителем машины размерности зимних и летних шин могут отличаться.

Шины старше семи лет — на свалку

Не стоит использовать старые шины. Резина, как известно, способна менять свои свойства под воздействием внешних факторов и стареть, как и любой материальный предмет на этой планете. Это приводит к повышению риска растрескивания, разрыва, разбалансировки, ухудшению сцепных свойств, хотя внешне колесо может выглядеть вполне прилично. Поэтому если шинам более семи лет, специалисты советуют заменить их на новые. То же касается и шипованных колес, которые растеряли большую часть «гвоздей». «Липучками» они от этого не стали, поэтому на приемлемую управляемость на скользкой дороге можно не рассчитывать.

Фото: Robert Laursoo on Unsplash

Повреждения дисков недопустимы

Часто под зимние шины мы оставляем диски, которые похуже. Закрываем глаза на коррозию и незначительные повреждения, полагая, что зимой скорости меньше, да и эстетика уходит на второй план. На самом деле в этом элементе конструкции тоже кроется значительный резерв безопасности, ведь никому не хочется, чтобы колесо раскололось или разбалансировалось. Поэтому остаточный принцип в этом вопросе не всегда подходит. Лучше купите диски подешевле, но новые.

Во время загрузки произошла ошибка.
Подпишитесь на нас