Алкозамки в автомобилях: нужны ли они в России

Эксперты рассказали, почему алкозамки становятся популярны по всему миру, и стоит ли с их помощью бороться с пьянством за рулем в нашей стране
Денис Буденков

В 2019 году, согласно статистике ГИБДД, более 173 тысяч человек лишились водительских прав за вождение в нетрезвом виде. Еще больше 112 тысяч водителей отказались проходить медосвидетельствование и тоже лишились прав. Это почти 300 тысяч человек.

Всего в прошлом году произошло больше 146 тысяч ДТП, и 13 790 из них — по вине пьяных водителей. В таких авариях пострадали 19 133 человека и 3894 скончались.

В целях уменьшения числа ДТП в России до конца этого Минпромторг планировал разработать концепцию массового внедрения алкозамков в автомобили. Этот вопрос обсудили на конференции МИА «Россия Сегодня» в середине ноября — рассказываем, к каким выводам пришли эксперты.

Как работают алкозамки и можно ли их обмануть

Алкозамок — это специальный прибор, который интегрируется в систему зажигания транспортного средства и блокирует запуск двигателя, если в выдыхаемом воздухе обнаружен алкоголь.

Фархад Мамедов, менеджер по развитию бизнеса направления «Контроль трезвости» компании Dräger, которая занимается производством алкотестеров уже десятки лет, объяснил, что современный прибор обмануть невозможно — ни с помощью каких-либо средств, ни благодаря подмене человека.

«Наш алкозамок с легкостью интегрируется в систему телеметрии. Но фото или видеофиксации сохраняется момент прохождения теста, эта информация отправляется либо диспетчеру, либо на сторонний сервер», — рассказал он.

Мамедов также отметил, что допустимую концентрацию алкоголя в выдыхаемом воздухе невозможно превысить напитками, вроде кваса и кефира. Также прибор способен идентифицировать алкоголь в полости рта, который на небольшое время остается после употребления подобных напитков — и предлагает водителю сдать повторный тест спустя пять минут.

Более того, алкозамок никак не будет реагировать на пьяных пассажиров, которые оказались в одном автомобиле вместе с трезвым водителем. Потому что аппарат принимает на анализ через мундштук только выдыхаемый из легких воздух — и никакие пары, вроде одеколона, не скажутся на точности измерений.

Кроме того, все манипуляции фиксируются в памяти прибора, и информация о них может быть передана заинтересованным лицам (правоохранительным органам, надзорным структурам государственной власти). Наконец, качественный алкозамок может бесперебойно работать при разных температурных режимах

Стоит ли применять алкозамки в России повсеместно?

Председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин заявил, что если уровень употребления алкоголя в России падает, то ситуация с пьяным вождением в стране остается стабильно плохой. За последние шесть лет эти показатели существенно не меняются — четверть погибших в автокатастрофах приходится на пьяные ДТП. И этого можно было бы избежать, если бы существовали превентивные меры, которые не дают пьяному водителю сесть за руль, вроде алкозамков.

По мнению Янина, алкозамки стоит использовать в каршеринге, в грузовых перевозках — и это должно быть решением собственника компании с учетом степени риска.

Легковые автомобили же стоит оборудовать алкозамками в качестве профилактической меры. Допустим, если водителя уже ловили за рулем в нетрезвом виде, либо суд доказал факт злоупотребления алкоголем. Ну или автомобилисты могут устанавливать блокирующие устройства в свои машины добровольно.

«Для граждан, которые попадались на пьяном вождении и продолжают водить по истечении определенного периода, алкозамки должны стать ношей по жизни», — подчеркнул Янин. Также он предложил обязательные алкозамки для граждан, которые совершали какие-либо хулиганские действия в пьяном состоянии.

Тем не менее, в Международной конфедерации обществ потребителей считают, что не стоит оборудовать замками все автомобили в стране.

«Мы не поддерживаем инициативу установки алкозамков на все ввозимые в Россию автомобили. Мы считаем, что она избыточна», — отметил он.

Сейчас в России штраф за вождение в нетрезвом виде составляет 30 тысяч рублей, также водитель лишается прав на полтора-два года. Депутат Вячеслав Лысаков, автор поправок об отмене нулевого промилле, счел, что «существующие санкции ужесточить сложно, и, наверное, в этом нет особого смысла».

Вместо этого он предложил использовать алкозамки в транспорте, который, к примеру, перевозит детей или опасные грузы. При этом устройства должны быть столь технически совершенны, что их нельзя было обмануть.

Депутат позитивно высказался о концепции, согласно которой алкозамок должны устанавливаться добровольно, если человек готов заплатить за него самостоятельно — и это будет считаться альтернативой наказанию, которое ему грозит в соответствии с действующим в стране законодательством.

«Человек готов поставить замок — он понял свою вину, дал обещание не принимать алкоголь за рулем. Но прибор будет его контролировать. Не только двигатель не заведется — этот прибор должен проходить периодическую проверку компанией, которая занимается установкой и контролем этого прибора», — сказал Лысаков.

Фархад Мамедов в свою очередь также поддержал эту идею: «Если человек попался пьяным во время вождения, ему предлагается выбор. Это разумный метод — либо он лишается прав, либо ему позволяют за его счет установить алкозамок и отъездить определенное количество времени с алкозамком. Тем самым, дать ему возможность исправления».

Мамедов отметил, что алкозамки широко распространены не только в Европе, но и, например, в Австралии или Северной Америке. Особенно установка устройств популярна у различный компаний — так они снижают риски, связанные со своим бизнесом.

Но для того, чтобы реализовать эту концепцию, отметил Лысаков, в стране необходимы правовые основания и изменения в законодательстве, а также компании, которая будет поставлять приборы и контролировать их работу.

«Навязывание их всем водителям противоречит в том числе федеральному закону, который запрещает навязывание услуг. У нас есть масса водителей, которые вообще алкоголь не употребляют. Заставлять их выкладывать некие деньги за установку этого аппарата — это нонсенс. Это должно устанавливаться непосредственно фирмами-производителями автомобилей — тогда это станет массовым, как АБС. Но делать это в обязательном порядке, чтобы люди платили сейчас — это некорректная постановка вопроса», — подчеркнул он.

Мамедов добавил, что алкозамки на протяжении многих лет используются по всему миру и уже доказали свою эффективность. И в России властям нужно взять опыт других стран на вооружение.

Как обстоят дела в алкозамками в Европе

За последнее десятилетие на дорогах Европы планировалось снизить количество связанных с употреблением алкоголя ДТП на 50 процентов, однако показатели упали лишь на 24%. Об этом рассказал исполнительный директор Европейского совета по безопасности дорожного движения (ETSC) Антонио Авенозо.

В странах ЕС в 2019 году на дорогах погибло 22 660 человек. По оценкам европейской комиссии, 25% смертельных аварий связано с употреблением алкоголя. Вождение в нетрезвом виде среди европейских автомобилистов довольно распространено. Так, до 1,5-2% километров, которые проезжают водители в ЕС, то езда с превышением уровня алкоголя в крови.

По данным службы SARTRE, 31% водителей в Европе утверждает, что садились за руль после принятия алкоголя. При этом аварии, в которых принимали участие нетрезвые люди, лидируют среди причин смертности людей 16-25 лет.

Чтобы предотвращать нетрезвое вождение, в ЕС снижают допустимые нормы алкоголя в крови и борются за то, чтобы везде было введено нулевое промилле, и используют алкозамки. В первую очередь приборы задействуют в программах для реабилитации нарушителей: пьяных водителей, которые совершили грубые нарушения, и водителей-рецидивистов и тех, у кого была подтверждена алкогольная зависимость.

Алкозамки также используются как механизм обеспечения безопасности на коммерческом транспорте (это школьные автобусы, аварийные службы, перевозка дошкольников и прочее). В Финляндии, например, перевозка детей дошкольного возраста разрешена только в том случае, если транспорт оборудован алкозамком.

Профилактический рейд ГИБДД Москвы «Нетрезвый водитель»
Рейд ДПС
Профилактический рейд ГИБДД Москвы «Нетрезвый водитель»
Профилактический рейд ГИБДД Москвы «Нетрезвый водитель»
6фотографий
Профилактический рейд ГИБДД Москвы «Нетрезвый водитель» Фото: Агентство городских новостей «Москва»

Как рассказывал Авенозо, владельцы больших автобусных парков оснащают устройствами свою технику даже несмотря на то, что это не требуется законом. Так, автобусная компания в Ирландии добровольно решила установить алкозамки на все свои ТС, что позволило ей выиграть важный тендер на обеспечение перевозок на время Олимпиады в Великобритании.

В разных странах Европы действуют программы по реабилитации нарушителей, которые могут скостить срок лишения прав. В Австрии ежегодно устанавливается по 100-200 алкозамков; в Бельгии, Дании и Финляндии сейчас установлено около 1600 таких устройств, а в Швеции, где наблюдается 83-процентный уровень успешного завершения программы — около трех тысяч.

В 2022 году планируется добиться того, чтобы все новые автомобили в Евросоюзе оснащались интерфейсом для подключения алкозамков, либо существовала инструкция по их подключению для технических специалистов. Каждая страна отдельно будет решать, нужно ли прописать в законах их обязательное использование.

Благодаря алкозамкам, подчеркнул Авенозо, снижается риск повторных нарушений, сокращается общее число ДТП и сохраняются рабочие места.

Вместе с этим директор ETSC поддержал позицию российских экспертов и отметил: «Европейский союз также не поддерживает установку алкозамков во все без исключения транспортные средства. Конечно, есть много водителей, которые вообще не пьют. И не нужно заставлять их платить деньги за установку алкозамка. Но, когда мы видим нарушения, или если дело касается коммерческого транспорта, эта мера целесообразна».