В 2019 году, согласно статистике ГИБДД, более 173 тысяч человек лишились водительских прав за вождение в нетрезвом виде. Еще больше 112 тысяч водителей отказались проходить медосвидетельствование и тоже лишились прав. Это почти 300 тысяч человек.
Всего в прошлом году произошло больше 146 тысяч ДТП, и 13 790 из них — по вине пьяных водителей. В таких авариях пострадали 19 133 человека и 3894 скончались.
В целях уменьшения числа ДТП в России до конца этого Минпромторг планировал разработать концепцию массового внедрения алкозамков в автомобили. Этот вопрос обсудили на конференции МИА «Россия Сегодня» в середине ноября — рассказываем, к каким выводам пришли эксперты.
Как работают алкозамки и можно ли их обмануть
Алкозамок — это специальный прибор, который интегрируется в систему зажигания транспортного средства и блокирует запуск двигателя, если в выдыхаемом воздухе обнаружен алкоголь.
Фархад Мамедов, менеджер по развитию бизнеса направления «Контроль трезвости» компании Dräger, которая занимается производством алкотестеров уже десятки лет, объяснил, что современный прибор обмануть невозможно — ни с помощью каких-либо средств, ни благодаря подмене человека.
«Наш алкозамок с легкостью интегрируется в систему телеметрии. Но фото или видеофиксации сохраняется момент прохождения теста, эта информация отправляется либо диспетчеру, либо на сторонний сервер», — рассказал он.
Мамедов также отметил, что допустимую концентрацию алкоголя в выдыхаемом воздухе невозможно превысить напитками, вроде кваса и кефира. Также прибор способен идентифицировать алкоголь в полости рта, который на небольшое время остается после употребления подобных напитков — и предлагает водителю сдать повторный тест спустя пять минут.
Более того, алкозамок никак не будет реагировать на пьяных пассажиров, которые оказались в одном автомобиле вместе с трезвым водителем. Потому что аппарат принимает на анализ через мундштук только выдыхаемый из легких воздух — и никакие пары, вроде одеколона, не скажутся на точности измерений.
Кроме того, все манипуляции фиксируются в памяти прибора, и информация о них может быть передана заинтересованным лицам (правоохранительным органам, надзорным структурам государственной власти). Наконец, качественный алкозамок может бесперебойно работать при разных температурных режимах
Стоит ли применять алкозамки в России повсеместно?
Председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин заявил, что если уровень употребления алкоголя в России падает, то ситуация с пьяным вождением в стране остается стабильно плохой. За последние шесть лет эти показатели существенно не меняются — четверть погибших в автокатастрофах приходится на пьяные ДТП. И этого можно было бы избежать, если бы существовали превентивные меры, которые не дают пьяному водителю сесть за руль, вроде алкозамков.
По мнению Янина, алкозамки стоит использовать в каршеринге, в грузовых перевозках — и это должно быть решением собственника компании с учетом степени риска.
Легковые автомобили же стоит оборудовать алкозамками в качестве профилактической меры. Допустим, если водителя уже ловили за рулем в нетрезвом виде, либо суд доказал факт злоупотребления алкоголем. Ну или автомобилисты могут устанавливать блокирующие устройства в свои машины добровольно.
«Для граждан, которые попадались на пьяном вождении и продолжают водить по истечении определенного периода, алкозамки должны стать ношей по жизни», — подчеркнул Янин. Также он предложил обязательные алкозамки для граждан, которые совершали какие-либо хулиганские действия в пьяном состоянии.
Тем не менее, в Международной конфедерации обществ потребителей считают, что не стоит оборудовать замками все автомобили в стране.
Сейчас в России штраф за вождение в нетрезвом виде составляет 30 тысяч рублей, также водитель лишается прав на полтора-два года. Депутат Вячеслав Лысаков, автор поправок об отмене нулевого промилле, счел, что «существующие санкции ужесточить сложно, и, наверное, в этом нет особого смысла».
Вместо этого он предложил использовать алкозамки в транспорте, который, к примеру, перевозит детей или опасные грузы. При этом устройства должны быть столь технически совершенны, что их нельзя было обмануть.
Депутат позитивно высказался о концепции, согласно которой алкозамок должны устанавливаться добровольно, если человек готов заплатить за него самостоятельно — и это будет считаться альтернативой наказанию, которое ему грозит в соответствии с действующим в стране законодательством.
«Человек готов поставить замок — он понял свою вину, дал обещание не принимать алкоголь за рулем. Но прибор будет его контролировать. Не только двигатель не заведется — этот прибор должен проходить периодическую проверку компанией, которая занимается установкой и контролем этого прибора», — сказал Лысаков.
Фархад Мамедов в свою очередь также поддержал эту идею: «Если человек попался пьяным во время вождения, ему предлагается выбор. Это разумный метод — либо он лишается прав, либо ему позволяют за его счет установить алкозамок и отъездить определенное количество времени с алкозамком. Тем самым, дать ему возможность исправления».
Мамедов отметил, что алкозамки широко распространены не только в Европе, но и, например, в Австралии или Северной Америке. Особенно установка устройств популярна у различный компаний — так они снижают риски, связанные со своим бизнесом.
Но для того, чтобы реализовать эту концепцию, отметил Лысаков, в стране необходимы правовые основания и изменения в законодательстве, а также компании, которая будет поставлять приборы и контролировать их работу.
«Навязывание их всем водителям противоречит в том числе федеральному закону, который запрещает навязывание услуг. У нас есть масса водителей, которые вообще алкоголь не употребляют. Заставлять их выкладывать некие деньги за установку этого аппарата — это нонсенс. Это должно устанавливаться непосредственно фирмами-производителями автомобилей — тогда это станет массовым, как АБС. Но делать это в обязательном порядке, чтобы люди платили сейчас — это некорректная постановка вопроса», — подчеркнул он.
Мамедов добавил, что алкозамки на протяжении многих лет используются по всему миру и уже доказали свою эффективность. И в России властям нужно взять опыт других стран на вооружение.
Как обстоят дела в алкозамками в Европе
За последнее десятилетие на дорогах Европы планировалось снизить количество связанных с употреблением алкоголя ДТП на 50 процентов, однако показатели упали лишь на 24%. Об этом рассказал исполнительный директор Европейского совета по безопасности дорожного движения (ETSC) Антонио Авенозо.
В странах ЕС в 2019 году на дорогах погибло 22 660 человек. По оценкам европейской комиссии, 25% смертельных аварий связано с употреблением алкоголя. Вождение в нетрезвом виде среди европейских автомобилистов довольно распространено. Так, до 1,5-2% километров, которые проезжают водители в ЕС, то езда с превышением уровня алкоголя в крови.
По данным службы SARTRE, 31% водителей в Европе утверждает, что садились за руль после принятия алкоголя. При этом аварии, в которых принимали участие нетрезвые люди, лидируют среди причин смертности людей 16-25 лет.
Чтобы предотвращать нетрезвое вождение, в ЕС снижают допустимые нормы алкоголя в крови и борются за то, чтобы везде было введено нулевое промилле, и используют алкозамки. В первую очередь приборы задействуют в программах для реабилитации нарушителей: пьяных водителей, которые совершили грубые нарушения, и водителей-рецидивистов и тех, у кого была подтверждена алкогольная зависимость.
Алкозамки также используются как механизм обеспечения безопасности на коммерческом транспорте (это школьные автобусы, аварийные службы, перевозка дошкольников и прочее). В Финляндии, например, перевозка детей дошкольного возраста разрешена только в том случае, если транспорт оборудован алкозамком.
Как рассказывал Авенозо, владельцы больших автобусных парков оснащают устройствами свою технику даже несмотря на то, что это не требуется законом. Так, автобусная компания в Ирландии добровольно решила установить алкозамки на все свои ТС, что позволило ей выиграть важный тендер на обеспечение перевозок на время Олимпиады в Великобритании.
В разных странах Европы действуют программы по реабилитации нарушителей, которые могут скостить срок лишения прав. В Австрии ежегодно устанавливается по 100-200 алкозамков; в Бельгии, Дании и Финляндии сейчас установлено около 1600 таких устройств, а в Швеции, где наблюдается 83-процентный уровень успешного завершения программы — около трех тысяч.
В 2022 году планируется добиться того, чтобы все новые автомобили в Евросоюзе оснащались интерфейсом для подключения алкозамков, либо существовала инструкция по их подключению для технических специалистов. Каждая страна отдельно будет решать, нужно ли прописать в законах их обязательное использование.
Вместе с этим директор ETSC поддержал позицию российских экспертов и отметил: «Европейский союз также не поддерживает установку алкозамков во все без исключения транспортные средства. Конечно, есть много водителей, которые вообще не пьют. И не нужно заставлять их платить деньги за установку алкозамка. Но, когда мы видим нарушения, или если дело касается коммерческого транспорта, эта мера целесообразна».