Во время кризиса и самоизоляции автодилеры начали спешно адаптироваться к ситуации и решили дать клиентам возможность купить автомобиль, не выходя из дома. Теперь все привычные процессы, связанные с покупкой автомобиля, переходят в онлайн. Это — индивидуальные видеоконсультации, онлайн-услуги страхования и автокредитования, оплата и бронь через сервисы приема онлайн-платежей. Причем дистанционное сопровождение сейчас возможно при покупке как новых, так и поддержанных машин.
Кто из автокомпаний уже запустил онлайн-продажи
Приобрести новый автомобиль можно прямо на сайте автопроизводителя. Такую услугу уже оказывают Lada, BMW, Hyundai, Volkswagen, Land Rover, Volvo и Chery.
Механизм покупки выглядит так:
- Выбор модели и комплектации автомобиля в наличии у конкретного дилерского центра;
- Заполнение онлайн-заявки на бронирование;
- Консультация менеджера, видеопрезентация, уточнение деталей покупки;
- Дистанционное оформление и подписание коммерческого предложения (некоторые компании доставляют документы на дом), выставление счета;
- Установка дополнительного оборудования, оформление кредита, страховки или оценка trade-in также проходят онлайн;
- Внесение предоплаты или полной суммы на онлайн-сервисе (оплата банковской картой, по QR-коду с реквизитами или через сервисы Apple Pay, Google Pay);
- Выдача автомобиля — самостоятельно из салона или доставкой на эвакуаторе.
Компания Land Rover, помимо прочего, позволяет своим клиентам оформить выездной тест-драйв. А при онлайн-бронировании у Chery действует скидка до 40 000 руб.
Компания Jaguar публикуют все актуальные спецпредложения и программы по дистанционной покупке автомобиля на своем сайте — всю информацию можно очень быстро найти.
Онлайн-покупка автомобиля Hyundai будет доступна с октября 2020 года. Сейчас же в онлайн-сервисе Hyundai можно ознакомиться с автомобилем в виртуальном шоу-руме, рассчитать стоимость и продлить полис ОСАГО, а также оформить заявку на получение кредита.
Многие автокомпании ввели «частичную» возможность покупки автомобиля через Интернет. Так, выбрать автомобиль, отправить заявку на бронирование и внести предоплату на сайте можно у Renault, Mercedes, Mitsubishi, Nissan и Infiniti. Также в онлайн-формате можно оформить кредит и купить страховку. А вот для того, чтобы подписать договор, внести оставшуюся сумму и забрать автомобиль, придется приехать в дилерский центр.
При этом в 2019 году компанией Renault была предпринята попытка продать 300 новинок (купе-кроссовер Renault Arkana Edition One) онлайн со стопроцентной предоплатой (бонусом шла бесплатная доставка автомобиля на дом). Тогда компания использовала интерфейс, позволяющий производить оплату с нескольких банковских карт в течение нескольких дней. Таким образом продали только 2 автомобиля, эта идея на российском рынке провалилась. И дело не в том, что российские покупатели не оценили по достоинству этот современный способ покупки автомобиля. Главная проблема в том, что клиентам невыгодно платить высокий процент при прямом переводе денег.
У Mitsubishi продажа машин со стопроцентной предоплатой практикуется в других странах, в России же есть пока только онлайн-предоплата в размере 10 тысяч руб. Зато с 3 августа этого года компания запустила свой сервис по онлайн-кредитованию.
Выбрать модель и комплектацию автомобиля можно и в интернет-каталогах Kia, Skoda, Citroen, Honda, Subaru, Porsche, Foton, JAC и Jeep. Отправить заявку на автомобиль можно на сайте, но все дальнейшие шаги по покупке доступны лишь при личном посещении автосалона.
Маркетплейсы и банки
С маркетплейсами российские покупатели знакомы уже очень хорошо. Но не все знают, что там можно приобрести и автомобиль. Особенность таких маркетплейсов в том, что на них можно размещать объявление о продаже автомобиля и закрывать сделки там же. Покупателю не надо переходить на сайт продавца — он оформляет заказ, платит и выбирает способ доставки прямо на площадке.
В России первым маркетплейсом, который стал продавать машины в онлайн-режиме, стал AliExpress в марте 2019 года. Его первым партнером стал Chery. Компания предложила также «специальные условия» для покупателей с AliExpress. Но инициатива провалилась, сейчас на российском рынке приобрести автомобиль через AliExpress нельзя.
На других популярных маркетплейсах можно выбрать новый автомобиль у официального дилера или же подержанную машину у частного лица. Для оформления покупки необходимо связаться с продавцом. На самом маркетплейсе сделать заказ нельзя — получается, что сайт просто выступает в роли посредника между продавцом и покупателем.
А вот Озон уже расширяет свои функции в посредничестве при продаже автомобилей и готов начать работать с официальными дилерами. Партнеры планируют продавать на маркетплейсе автомобили Hyundai, Nissan, Kia, Renault, Volkswagen. Всего будет представлено 14 брендов. Покупатель сможет выбрать модель, комплектацию и забронировать автомобиль прямо на сайте. При этом гарантировать исполнение заказа и передачу машины клиенту будет дилер. На этапе запуска на маркетплейсе можно купить новые автомобили только в Москве и Подмосковье.
Популярность онлайн-покупки автомобилей побудила российские банки создать собственные маркетплейсы с льготными условиями кредитования, персональными скидками и специальными предложениями для клиентов банка.
Так, Сбербанк запустил свое мобильное приложение «Сберавто», где можно напрямую купить автомобиль от производителя. Оно функционирует при помощи единой системы авторизации Sberbank ID. Первое сотрудничество Сбербанк оформил с Jeep. В приложении покупатель выбирает автомобиль, а все заботы по проверке машины, оформлению страховки и бронированию переходят личному помощнику. Счет на оплату выставляется также в «Сберавто».
Русфинанс Банк позволяет оформить онлайн-кредит на автомобиль. Для этого нужно выбрать модель из каталога на сайте банка, оставить онлайн-заявку на кредит и получить решение банка. Подписать документы и забрать автомобиль можно только в салоне вместе с представителем банка.
Больше всего на российском рынке отличился ВТБ. В апреле этого года в Москве в пилотном режиме был продан первый автомобиль в кредит полностью в дистанционном формате. Клиент ВТБ выбрал автомобиль на маркетплейсе, там же оформил заявку на кредит, получил одобрение. Документы подписывались электронной подписью. Как получить автомобиль? На выбор — самовывоз или доставка.
Что такое онлайн-агрегаторы и как с их помощью купить машину
Агрегатор — это не полноценная площадка для купли-продажи автомобиля, а просто каталог, собирающий автомобили со всех интернет-источников. В ход идут частные объявления и реклама от официальных дилеров. Приобрести на онлайн-агрегаторах можно только пакет услуг и различные тарифы по пользованию сервисом.
Классические примеры таких агрегаторов — это ILSA, Авто. Ру, Robasta и Haraba.
ILSA формирует базу машин, продающихся у 1111 официального дилера в 147 городах России. Подобрать можно только новый автомобиль по фильтрам поиска. Выбрав несколько моделей, можно сравнить их по общим и различающимся характеристикам. Определившись с выбором, клиент связывается с официальным дилером. Далее взаимодействие между дилером и клиентом проходит без посредничества ILSA. Сервис полностью бесплатный и дополнительных услуг не предоставляет.
У Авто. Ру схожая схема работы, за исключением того, что на сайте можно провести оценку автомобиля, получить отчет по VIN (платная услуга). К тому же у агрегатора развитая система отзывов и рейтингов и широкий ассортимент выбора: от легковых до коммерческих автомобилей, новых и подержанных, мотоциклов и запчастей.
Robasta оценивает рыночную стоимость автомобилей. На агрегаторе анализируются предложения как новых, так и подержанных автомобилей крупнейших российских сайтов покупки машин у частных продавцов и официальных дилеров. После оценки на сайте по умолчанию появляются результаты сравнения. Связь с продавцом такая же, как и на предыдущих агрегаторах, — через контактные данные продавца на сайте.
Особенность Robasta — это очень подробный отчет оценки автомобиля, изучение зависимости цены от вида и мощности двигателя, срока эксплуатации, типа привода и кузова. Услуги Robasta не бесплатны, для получения подписки, в которую входят Telegram-рассылка, услуги оценки стоимости авто, подключение API, нужно оплатить тариф банковской картой на сайте агрегатора.
Haraba во многом похож на Robasta. На сайте этого агрегатора можно узнать историю продажи и эксплуатации автомобиля, а также сколько машин было продано с телефона, указанного в объявлении. Это сделано для того, чтобы обезопасить покупателей от мошенников и перекупщиков.
Дальше всех зашел AutoSpot. На этом онлайн-агрегаторе можно сразу приобрести автомобиль, не переходя на сторонние сайты. После выбора машины из каталога агрегатора и подачи заявки с клиентом связывается менеджер AutoSpot и уточняет детали покупки. Далее он присылает сканы необходимых документов с подписью продавца: ДКП, дополнительное соглашение, заказ-наряд на установку оборудования, документы, подтверждающие покупку иных товаров, а также счет с реквизитами ДКП и уникальную ссылку на онлайн-оплату через Сбербанк. Все оригиналы передают при выдаче автомобиля. Автомобиль вместе с пакетом документов можно получить в салоне или заказать доставку на дом.