Как Карлос Гон создал и потерял автомобильную империю

27 марта 1999 года родился могучий автомобильный альянс Renault-Nissan. Трудно прогнозировать, как сложилась бы судьба концернов, останься они по отдельности, но перспективы идеолога, создателя и бывшего главы альянса — Карлоса Гона — вполне ясны
Илья Фишер

После громкого побега из-под домашнего ареста из Токио великий функционер, похоже, навсегда застрял на исторической родине, в Ливане. Попробуем проследить путь знаменитого беглеца и затворника.

Начиная с 2018 года Карлоса Гона несколько раз арестовывали в Японии за финансовые злоупотребления и сокрытие доходов. Отпускали под залог и вновь арестовывали, пока кризисный менеджер не сбежал из-под ареста.

История с побегом вышла поистине детективной. По версии японских правоохранителей, Гона тайно вывезли из Токио на частном самолете в ящике из-под музыкального оборудования. В похищении, как говорят, участвовало до 20 человек — cотрудников одной ливанской ЧВК. Бывший глава альянса Renault-Nissan нынче объявлен в розыск во многих странах мира, что делает некогда успешного функционера и кризисного менеджера фактически невыездным со своей исторической родины — из Ливана.

Киллер расходов

Многие называют Карлоса Гона убийцей издержек, киллером расходов, королем рентабельности, а также идеологом и инициатором смены автомобильных эпох. В сущности, это он создал самую крупную международную автоимперию. А где империя, там, как известно, император и авторитаризм. В нашем случае выразившийся в тотальной унификации и перекройке модельных линеек французского и японского концернов, которые привели к полной смене имиджа Renault и Nissan.

«Гражданин мира», так называет себя сам Гон, свободно говорящий на португальском, английском, французском и арабском языках.

Ливанец по происхождению. Христианин. Родился в Бразилии 9 марта 1954 года. Позже Гоны вернулись в неспокойный Бейрут, где мальчик учился в колледже, а затем перебрались во Францию. В Европе Карлос в 1974 году окончил химический факультет Высшей Политехнической Школы, а еще через четыре года — Высшую Горную Школу в Париже. Как мы видим, Гон впоследствии «рулил» с помощью своих природных способностей, а никак не специального образования. Талант.

После обучения в 1978 году Гон получает престижное место в компании Michelin. Шинный (и не только) гигант в те годы лихорадит. В 1976 году, чтобы выжить концерн вынужден избавиться от акций Citroёn, который контролировал более тридцати лет. Карлос отдал Michelin 18 лет, получив взамен бесценный опыт и невероятный карьерный рост.

Успешная карьера

В 30 лет он начинал операционным директором южноамериканского филиала Michelin. Не проработав в Рио-де-Жанейро и двух лет, и напрямую подчиняясь лично Франсуа Мишлену, благодаря исключительной тактике и верным решениям он вывел убыточный филиал на прибыль.

Гон отвечал за бразильское подразделение концерна, затем стал директором североамериканского филиала — в 1990 году он назначен генеральным директором Michelin North America. Гон контролирует инженерные работы, развитие, исследования, операционную деятельность, которой занималась компания в Северной Америке. И здесь он опирается на собственный метод.

Гон существенно сокращает расходы на производство покрышек, благодаря чему Michelin в США вновь начинает приносить прибыль

К середине 90-х в глубоком кризисе оказался французский Renault S.A., и в 1996 году председатель совета директоров автоконцерна Луи Швейцер приглашает Гона на должность исполнительного вице-президента.

Миссия: реорганизация

Гон реорганизовал концерн всего за год. Он закрыл завод в Бельгии, и кроме того во всем мире не осталось предприятия Renault (включая Samsung Motors и Dacia), по которому не прокатилась бы волна массовых сокращений и реорганизации, инициированная безжалостным функционером. Его действия тогда вызвали огромную волну протестов и даже угроз. Но план опять сработал, а победителей, в итоге, не судят.

Уже в 1998 году Гона считали настоящим экономическим гением, а тем, кому чудом удалось сохранить работу в Renault, он казался героем

В 1999 году руководство Renault посчитала миссию Гона выполненной. И тот по всестороннему согласию отправился спасать очередную жертву — японский концерн Nissan Motor Co. Ltd, который к тому моменту пребывал в самом глубоком за свою историю кризисе. Двадцать миллиардов долгов, шесть из которых — убытки только за последний год, доля на мировом и японском рынках падает вместе с престижем марки. Для начала Карлос Гон получает должность директора по производству и уже через неделю — время, необходимое для знакомства с делами — управленец обещает руководству концерна вывести японскую компанию из кризиса через год.

Как Гон закрывал заводы

Получилось даже быстрее. Угадайте, как он это сделал? Правильно! Вновь за счет работников. Он закрывает сразу пять заводов Nissan в Японии и выбрасывает на улицу порядка 20 000 человек. Безработными становятся около 14% сотрудников концерна, что для японских производственных традиций — нонсенс и гуманитарная катастрофа. Здесь так не принято. Под нож сокращений пошла почти половина управленцев, но сокращения прошлись и по рабочим сменам. Быть может, Гону тот «кровавый дефолт» еще припомнят в будущем?

Стремясь к сокращению непроизводственных расходов, он инициирует продажу практически всех акций компаний-поставщиков, ранее принадлежавших автопроизводителю. Идет под нож значительная часть сходящих с конвейера моделей. Кроме того, Гон берет под контроль дизайн-бюро концерна. Видимо, чтобы пресечь японскую самодеятельность с «азиатским дизайном», который де-факто «убивает» продукт для всего остального мира.

И довольно быстро дело пошло — загруженность мощностей Nissan выросла с 53% до 82%, а стоимость закупки комплектующих снизилась на 20%. В управленца по-прежнему со всех сторон летели проклятия, но это не мешало ему в ходе своей карьеры в Nissan буквально жонглировать должностями.

В 2000 году из директора по производству Гон превратился в президента концерна, а в июне 2001 года назначен генеральным директором Nissan

В 2004 году про Гона опять вспомнили в Renault. Собственно, о нем и не забывали, поскольку именно его стараниями с 1999 года между концернами происходил активный, простите за тавтологию, обмен активами. В итоге Renault прикупила 44,4% акций концерна Nissan, а тот, напротив, стал владельцем 15% акций Renault. Именно с подачи Гона был создан на тот момент взаимовыгодный технический и финансовый альянс, известный теперь как Renault Nissan Alliance.

Гон — глава альянса

Словом, в апреле 2005 года Карлос Гон воцаряется во главе обоих концернов и становится главой альянса, к которому чуть позже присоединяется в свою очередь утопающий и требующий спасения Mitsubishi. План покорения мира по Гону прост. Богатым — Infiniti. Cреднему классу даешь относительно недорогие кроссоверы с экономичными вариаторами, а для развивающихся рынков — массовую модель на платформе B0.

Logan в каждый дом, а кому не хватит — извлечем из нафталина бренд Datsun

На конец 2005 года французско-японский альянс выходит на второе место по доходности среди автомобильных концернов в мире. Карлос Гон становится одним из самых хорошо оплачиваемых менеджеров в мире. Только в Renault его услуги ежегодно оцениваются в несколько миллионов евро. Сколько Гону перепадало в Nissan, история умалчивает. Если верить сотрудникам концерна, не просто в несколько раз больше, а значительно больше. На него молились, как на спасителя.

34
Открытие завода Nissan в Санкт-Петербурге, 2009 год

Гон не привык стеснять себя в расходах, когда под рукой практически безлимитная корпоративная карточка. В чем его только не обвиняют! Десятки костюмов от лучших кутюрье. Подарки для близких, для партнеров, ужины в дорогих ресторанах на тысячи персон по случаю собственного юбилея. Поддержка под благовидными предлогами бизнеса ливанских друзей, жены и детей (у него их четверо от первого брака) и прочие «невинные» шалости — типичная, по словам сотрудников Nissan и версии следствия, манера поведения одного из самых известных в мире топ-менеджеров. Расходы Гона в его бытность главой альянса — нынче не секрет, о них можно почитать в том числе и в российской прессе. Вот только очень похоже, что на эти фокусы концерны просто закрывали глаза и были, что называется, в курсе. Так, кстати, утверждает и сам Гон.

Неделю он в Токио, другую — в Париже, о семье нельзя забывать, затем летит по всему миру, проверяя заводы, офисы, предприятия. Быть может, именно частые перелеты разбудили в Гоне настоящего ливанца — человека с Востока, который любит дворцы. За счет Nissan приобретено несколько особняков? Ну и что? Это в представительских целях. Разве можно осуждать Гона, который реально трудится круглые сутки напролет. Работает фактически на межгосударственном уровне. Именно Гон в 2009 году лично представлял тогда премьеру Путину первую Nissan Teana, собранную на заводе компании в Санкт-Петербурге. Эх, где нынче та «Теана»?

Платформа B0 как главный козырь

У него персональный Golfstream с годовым налетом в 240 000 км. В середине «двухтысячных» кризис уже позади (следующий еще не виден за горизонтом). Заводы уже не закрываются, а открываются вновь, осваиваются новые рынки. Массированная экспансия в Китай, где открываются совместные предприятия. Развертывание производства «Логанов» в Индии. Наращивание производства тех же «Логанов» в Москве на заводе «Автофрамос». Строительство завода в Танжере (Марокко). Здесь тоже будет выпускаться продукция на платформе B0. Покупка контрольного пакета акций «АвтоВАЗа».

В Тольятти планы стандартные — чтобы поднять репутацию бренда, повысить качество автомобилей, увеличить долю на рынке, и, разумеется, снизить расходы придется лишить заработка десятки тысяч людей. В 2013-2016 годы Карлос Гон даже занимает пост председателя совета директоров российского концерна. Время шло. Платформа B0 продолжает захватывать мир, а «АвтоВАЗ» действительно превращается в современное предприятие, создающее конкурентные автомобили на французско-японской платформе. В 2018 году он даже показывает чистую прибыль!

У альянса появляется «жирок», позволяющий вплотную заняться темой электромобилей. Renault побеждает в Формуле 1. Помните яркую езду Фернандо Алонсо? Но что-то пошло не так...

Так почему японцы не простили Карлосу Гону пустяковых в масштабе альянса финансовых шалостей? Много лет закрывали глаза на методы его управления, а осенью 2018-го перестали? Единственное, что приходит в голову — промышленники из Страны восходящего солнца испугались все возрастающего влияния европейца и связанных с ним европейских финансовых институтов. Японцы опасаются, что контроль над их традиционно домашним автопромом захватят гайдзины-чужаки, и к тому, видимо, были все основания.

Ведь не случайно накануне ареста японцы назначают на пост генерального директора Nissan своего земляка Хирото Саикаву. При этом Гон остается председателем совета директоров альянса Renault-Nissan-Mitsubishi, а внутренняя служба безопасности активно «роет» под него, вытаскивая на свет факты, достаточные для открытия уголовного дела — неполная уплата налогов, несанкционированное использование активов компании в личных целях. В итоге, в ноябре 2018 года Карлос Гон арестован, вся его команда уволена, в Японии стартовал уголовный процесс.

В декабре 2019-го гражданин Ливана, Бразилии и Франции, бывший глава самой крупной в мире автомобильной империи, пренебрегая $14 млн залога бежит из Токио в ящике из-под музыкального оборудования. В Японии таким подследственным не вешают на ногу специальный трекер-браслет для слежки.

А что с Гоном сейчас?

Сегодня Карлос Гон живет в Бейруте в особняке, который некогда был приобретен концерном для него и его семьи. Nissan безуспешно пытается вернуть собственность, а экс-глава не съезжает.

Гон утверждает, что ни в чем не виноват, дело сугубо политическое, а обо всех расходах, в которых его обвиняют, он сообщал в компании

Может, и так, но своим дерзким побегом Гон полностью лишил себя легитимности. Маловероятно, что он сможет спасти еще какой-нибудь концерн от гибели. Сегодня спасаться нужно ему самому. Сокращать расходы, избавляться от непрофильных активов и что он там обычно делал в подобных случаях.