Auto article image: 66078

Свирепый ралли-кросс на «Логанах»: «Авто Mail.Ru» в финале!

Юрий Урюков

Это было жестко, быстро и непредсказуемо! Дебютную гонку в новой дисциплине мы завершили в числе лучших

Трудно поверить, но в конце 90-х ралли-кросс проводили чуть ли не в сердце Москвы. На рулежных дорожках и полях бывшего Ходынского аэродрома разметили незатейливую плоскую трассу, по которой гоняли на «Волгах» и «Ладах». Правда, смотрели на это странное действо в основном местные жители и случайные зеваки, а потом трек вовсе похоронили под фундаментами элитных новостроек. О ралли-кроссе надолго забыли...

content image for: 66078

При этом за рубежом чуть ли не самой перспективной дисциплиной автоспорта в плане зрелищности и престижа называют именно ралли-кросс. Уже сейчас заезды там собирают тысячи зрителей, потому что шоу качественное и наблюдать удобно. К счастью, Россия тоже подтягивается, причем возрождение началось с периферии — Воронеж, Рязань... Ну а мы отправились на третий (и пока последний) ралли-кроссовый автодром — «Высокая гора» под Казанью. Здесь в последние выходные августа прошли сражения 5-го этапа чемпионата страны и завершающего раунда Кубка РАФ в дивизионе Д2Н. В нем-то нам и предстояло выступить перед забитыми до отказа трибунами в составе команды «УГМК Моторспорт».

Что такое ралли-кросс

На самом деле, ничего сложного. Надо только усвоить главные вещи:

  • Заезды проходят на кольцевых трассах со смешанным покрытием. Например, «Высокая гора» — это грунт на прямых, асфальт в поворотах и на стартовой площадке.
  • Трасса короткая — чуть больше километра, поэтому с трибун виден чуть ли не каждый поворот. Борьба у зрителя всегда перед глазами.
  • Заезд длится от 4 (квалификация) до 6 (финал) кругов.
  • В каждом «сражении» участвуют от 3 до 6 машин.
  • Один раз за заезд каждый пилот обязан проехать «джокер» — удлиненный круг.
  • Гонка идет фактически нон-стопом, поскольку в ралли-кроссе несколько дивизионов — от полноприводных монстров с разгоном до «сотни» за 2 с до скромных машин класса Д2Н и детских багги. Выезжают они по очереди.
dots image for: 66078

Д2Н — о чем это вообще?

Название класса формальное. На самом деле, дивизион де-факто превратился в монокубок Renault Logan. В него собрали седаны обоих поколений. В основной массе это машины, некогда построенные для «Гонки звезд» и раллийной серии Renault Logan Cup. В ралли-кроссе эта техника прописалась три года назад, удивив бывалых «бессмертностью». Сразу скажу — несмотря на жесткую (часто контактную) борьбу, ни один «Логан» не пришлось эвакуировать с трассы. На единственной машине скончался мотор, но и та дотянула до финиша своим ходом.

А ведь спортивный Logan не сильно ушел от гражданского. Класс задумывался как бюджетный, поэтому технический регламент во избежание гонки вооружений разрешает минимальные переделки. Лишь в плане безопасности без компромиссов — развитый каркас безопасности, сиденье-«ковш» и выключатель «массы», моментально обесточивающий автомобиль изнутри или снаружи, устанавливают в обязательном порядке.

compare slider image for: 66078
Гоночный Logan
compare slider image for: 66078
Обычный Logan

Команда «УГМК Моторспорт» выделила нам для дебютной гонки в ралли-кроссе Logan первого поколения. Машина, разумеется, облегчена (минимально разрешенная масса по правилам — 950 кг) — с изнанки кузов раздели до голого металла, оставив только переднюю панель с заводскими рулем и рычагом пятиступенчатой механики. Передаточные числа в ней не изменились, сцепление и главная пара — тоже.

А вот мотор слегка разогнали тщательной подборкой фаз газораспределения, прямоточным выпуском и гоночной программой управления. Бензин разрешен только товарный, с обычных заправок, поэтому в бак залит 98-й. В такой конфигурации заслуженный 1,6-литровый 16-клапанник K4M форсируется со 102 до примерно 115-120 сил.

dots image for: 66078

Крепко держаться за дорогу «Логану» помогает породистая подвеска Ohlins (или Bilstein) с одной комбинированной регулировкой сжатия/отбоя, а также 14-дюймовые колеса, обутые в одинаковые для всех участников полуслики «Мастер-Спорт». Тормоза серийные, но со специальными — хваткими и стойкими к перегреву — спортивными колодками.

Аренда такого автомобиля «под ключ» на этап обходится в 150-160 тысяч рублей. Выгоднее «Логана» предложения в ралли-кроссе просто нет. Даже с учетом того, что после гонки надо оплачивать ремонт «кузовщины», а сохранить ее в целости, как оказалось, почти невозможно...

Новичок? Иди в аутсайдеры

Дебютировать пришлось без тренировки. Оценить поведение «Логана» на полусликах и специфику ралли-кроссовой трассы предстояло за короткую разминку: один заезд, четыре круга. С машиной освоился быстро, с дорогой вышло сложнее. Запомнить конфигурацию автодрома оказалось легко, а вот наметить точки торможения никак не получалось — повороты то и дело закрывала завеса пыли, приходилось перестраховываться. И с траекториями беда: вынесенный на асфальт грунт — весьма скользкое покрытие. Чуть промахнулся — плывешь в отбойник, зон безопасности тут нет. Поэтому накат на конкретной трассе критично важен.

content image for: 66078

Насторожила вылетающая при ускорении на неровном грунте вторая передача — она на моем «Логане» самая рабочая. По счастью проблема оказалась в правой опоре двигателя. Подушку усилили и рычаг больше не выбивало.

На этом курс молодого бойца завершился. Следом шли четыре квалификационных заезда (или хита, как их называют в ралли-кроссе) — по паре в субботу и воскресенье. Задача этой части гонки — отобрать из 14 участников дюжину лучших для полуфиналов. И, думаю, мало кто сомневался, что за бортом останутся два новичка — я и руководитель «Академии Ралли» Михаил Лепехов (организатор монокубка Volkswagen Polo Cup). Но ралли-кросс — штука непредсказуемая...

Сила «джокера»

Автомобили выстраивают на старте в одну линию, гаснет светофор — помчали! В первый заезд судьи определили нас, дебютантов, и еще трех гонщиков. Дальше распределять по хитам будут уже по фактической скорости. Едем, боремся, стараемся это делать корректно. Я, например, неплохо стартовал, но неудачно прошел «джокер» и на выходе из дополнительной петли попал аккурат на машину Лепехова, однако не стал вжимать его в отбойник, откатившись назад. В итоге приехал 4-м из 5. Следующий хит получился как бы зеркальным. Старт проморгал, зато потом выбрал удачную тактику, вовремя и чисто взял «джокер», вжух — и вышел в лидеры! Одно время позади ехал Михаил и его атаки были настойчивы, но подчеркнуто аккуратны. Чего не скажешь о других участниках. Однажды мой «Логан» получил намеренный удар в борт на входе в поворот, машину тут же ставит поперек трассы, еле успел поймать... Но есть первая победа в заезде!

content image for: 66078

Увы, в квалификации это особого значения не имеет. Важно раз за разом показывать хорошие времена круга — по их сумме определяется лидер и начисляются бонусные очки. А с этим пока проблема — соперники заметно быстрее. Тем не менее, удается потихоньку прогрессировать. И на следующий день я попадаю в заезд с более сильными гонщиками. Финишировал 4-м, но радовался этому больше, чем победе. Во-первых, удалось не сильно отстать от «стариков», во-вторых, когда не надо обороняться от наседающих сзади, едешь чище и по чистому, а, значит, быстрее.

Приходит понимание: ралли-кросс — не классическое ралли, скользить нельзя (слишком много теряешь). Но и не «кольцо», где траектории академически точны — тут многое зависит от состояния покрытия. На грязном асфальте должного ускорения при выходе на грунтовую прямую не получишь, иногда надо внутрь сильнее уходить, порой на середину целиться. И от заезда к заезду это может меняться.

К 4-му хиту место в полуфинале я себе почти обеспечил, оставалось аккуратно завершить квалификацию, что и случилось. Дальше — пан или пропал. В финал выходят трое из шести. Причем расстановка на старте уже не в линию, а парами, друг за другом, согласно достижениям в отборочных заездах. Мне, разумеется, отвели последний ряд, что делало шансы на успех призрачными.

Обломали зеркала, намяли бока

Думаю, не полезу в толкучку, уйду сразу на «джокер», а там видно будет. Но меня опередил Лепехов, нырять за ним в узкое горлышко петли я не решился, пришлось ехать со всеми. А там... лучше смотрите видео. Одну машину разворачивает, пытаюсь объехать, но меня буквально швыряют в отбойник. «Логану» обломали зеркала заднего вида, поэтому отбивать атаки сзади я уже не мог — просто не видел соперников.

Оставалось только догонять. А это отдельная история. Так как даже в моноклассе машины разные. У кого-то короткая главная пара стоит, другие самоблокирующимся дифференциалом разжились, легкими коваными колесами, доработанным «нулевым» впуском и т.д. Мелочи, из которых вкупе с мастерством складывается ощутимое преимущество на круге. Но в гонках есть еще и везение. В последнем повороте последнего круга Logan Михаила Лепехова разворачивает на моих глазах! Уворачиваюсь, обхожу, финиширую 4-м.

Едва не грянул бунт

Что же, неплохо погоняли, пора собираться домой. Но тут прибегает руководитель команды: «Готовься, едешь в финале!» Как так? Оказывается, кого-то дисквалифицировали и я переместился на 3-е место в заезде, получив путевку в шестерку лучших. И тут на старте выясняется, судьи снова поменяли решение — перезаезд полуфинала. Скандал! Даже бывалые бойцы ралли-кросса такого не припомнят. Зреет бунт — пилоты готовы в знак протеста отказаться от заезда. Все же командные интересы берут верх, надо ехать.

content image for: 66078

Есть справедливость на свете! После повторного полуфинала ничего не изменилось — в финал прошли те же пилоты. Причем мне удалось уже по-настоящему финишировать 3-м, воспользовавшись очередной заварушкой на трассе.

А вот о финальном заезде рассказать особо нечего. Поначалу я еще пробовал бороться, но слишком велика разница в опыте, умении и подготовке машин. Побрыкался немного, но как стартовал 6-м, так и финишировал. Зато помог команде результативно завершить этап. Усилиями Максима Пикулева и Ильи Кашина «УГМК Моторспорт» завоевала 2- и 3-е места. Виталий Ларионов приехал 4-м. Так что четыре позиции в шестерке лучших остались за нашим коллективом — не зря съездили в Казань! Спасибо всем, кто переживал, болел и поддерживал!

Контент недоступен
Юрий Урюков