Свирепый ралли-кросс на «Логанах»: «Авто Mail.Ru» в финале!

Юрий Урюков, заместитель главного редактора @Авто
14 ноября
Mercedes-Benz E 240 AT
Мерс Е 240 2000 г. в. бензин, автомат, пробег 370000 км. Авто владею уже два года, проехал 38 000 км. Моя седьмая машина, до этого были классом ниж...
4.3
15 ноября
Skoda Superb 2.0 AMT 280hp 4WD
Это мой второй Суперб и уже третья Шкода. Дружба с VAGом началась спонтанно. В 2013 году случайно заехал в салон Skoda и увидев там рестайлинговый...
5
Все отзывы
6 сентября 2017 10:20, Новости
Это было жестко, быстро и непредсказуемо! Дебютную гонку в новой дисциплине мы завершили в числе лучших

Трудно поверить, но в конце 90-х ралли-кросс проводили чуть ли не в сердце Москвы. На рулежных дорожках и полях бывшего Ходынского аэродрома разметили незатейливую плоскую трассу, по которой гоняли на «Волгах» и «Ладах». Правда, смотрели на это странное действо в основном местные жители и случайные зеваки, а потом трек вовсе похоронили под фундаментами элитных новостроек. О ралли-кроссе надолго забыли...

Ралли-кросс — гонки и праздник. Теперь и вы понимаете, почему в шатре «УГМК Моторспорт» царило хорошее настроение

При этом за рубежом чуть ли не самой перспективной дисциплиной автоспорта в плане зрелищности и престижа называют именно ралли-кросс. Уже сейчас заезды там собирают тысячи зрителей, потому что шоу качественное и наблюдать удобно. К счастью, Россия тоже подтягивается, причем возрождение началось с периферии — Воронеж, Рязань... Ну а мы отправились на третий (и пока последний) ралли-кроссовый автодром — «Высокая гора» под Казанью. Здесь в последние выходные августа прошли сражения 5-го этапа чемпионата страны и завершающего раунда Кубка РАФ в дивизионе Д2Н. В нем-то нам и предстояло выступить перед забитыми до отказа трибунами в составе команды «УГМК Моторспорт».

Что такое ралли-кросс

На самом деле, ничего сложного. Надо только усвоить главные вещи:

  • Заезды проходят на кольцевых трассах со смешанным покрытием. Например, «Высокая гора» — это грунт на прямых, асфальт в поворотах и на стартовой площадке.
  • Трасса короткая — чуть больше километра, поэтому с трибун виден чуть ли не каждый поворот. Борьба у зрителя всегда перед глазами.
  • Заезд длится от 4 (квалификация) до 6 (финал) кругов.
  • В каждом «сражении» участвуют от 3 до 6 машин.
  • Один раз за заезд каждый пилот обязан проехать «джокер» — удлиненный круг.
  • Гонка идет фактически нон-стопом, поскольку в ралли-кроссе несколько дивизионов — от полноприводных монстров с разгоном до «сотни» за 2 с до скромных машин класса Д2Н и детских багги. Выезжают они по очереди.
Как научить Renault Logan быстро ездить? Наводите курсор на точки!

Д2Н — о чем это вообще?

Название класса формальное. На самом деле, дивизион де-факто превратился в монокубок Renault Logan. В него собрали седаны обоих поколений. В основной массе это машины, некогда построенные для «Гонки звезд» и раллийной серии Renault Logan Cup. В ралли-кроссе эта техника прописалась три года назад, удивив бывалых «бессмертностью». Сразу скажу — несмотря на жесткую (часто контактную) борьбу, ни один «Логан» не пришлось эвакуировать с трассы. На единственной машине скончался мотор, но и та дотянула до финиша своим ходом.

А ведь спортивный Logan не сильно ушел от гражданского. Класс задумывался как бюджетный, поэтому технический регламент во избежание гонки вооружений разрешает минимальные переделки. Лишь в плане безопасности без компромиссов — развитый каркас безопасности, сиденье-«ковш» и выключатель «массы», моментально обесточивающий автомобиль изнутри или снаружи, устанавливают в обязательном порядке.

Гоночный Logan
Обычный Logan
В кабине спортивного «Логана» помимо сиденья и накладок на педалях есть еще пара новых вещей: выключатель «массы» (красный флажок) и омыватель, подключенный к кнопке стеклоподъемника

Команда «УГМК Моторспорт» выделила нам для дебютной гонки в ралли-кроссе Logan первого поколения. Машина, разумеется, облегчена (минимально разрешенная масса по правилам — 950 кг) — с изнанки кузов раздели до голого металла, оставив только переднюю панель с заводскими рулем и рычагом пятиступенчатой механики. Передаточные числа в ней не изменились, сцепление и главная пара — тоже.

А вот мотор слегка разогнали тщательной подборкой фаз газораспределения, прямоточным выпуском и гоночной программой управления. Бензин разрешен только товарный, с обычных заправок, поэтому в бак залит 98-й. В такой конфигурации заслуженный 1,6-литровый 16-клапанник K4M форсируется со 102 до примерно 115-120 сил.

Logan — отличный вариант для пробы сил в ралли-кроссе. Особых навыков машина не требует, зато учит сохранять скорость. Потерял темп, упали обороты мотора ниже 4000 — следующий разгон будет долгим

Крепко держаться за дорогу «Логану» помогает породистая подвеска Ohlins (или Bilstein) с одной комбинированной регулировкой сжатия/отбоя, а также 14-дюймовые колеса, обутые в одинаковые для всех участников полуслики «Мастер-Спорт». Тормоза серийные, но со специальными — хваткими и стойкими к перегреву — спортивными колодками.

Аренда такого автомобиля «под ключ» на этап обходится в 150-160 тысяч рублей. Выгоднее «Логана» предложения в ралли-кроссе просто нет. Даже с учетом того, что после гонки надо оплачивать ремонт «кузовщины», а сохранить ее в целости, как оказалось, почти невозможно...

Новичок? Иди в аутсайдеры

Дебютировать пришлось без тренировки. Оценить поведение «Логана» на полусликах и специфику ралли-кроссовой трассы предстояло за короткую разминку: один заезд, четыре круга. С машиной освоился быстро, с дорогой вышло сложнее. Запомнить конфигурацию автодрома оказалось легко, а вот наметить точки торможения никак не получалось — повороты то и дело закрывала завеса пыли, приходилось перестраховываться. И с траекториями беда: вынесенный на асфальт грунт — весьма скользкое покрытие. Чуть промахнулся — плывешь в отбойник, зон безопасности тут нет. Поэтому накат на конкретной трассе критично важен.

В одном из заездов мы с руководителем «Академии Ралли» и обладателем Кубка России Михаилом Лепеховым финишировали бок о бок

Насторожила вылетающая при ускорении на неровном грунте вторая передача — она на моем «Логане» самая рабочая. По счастью проблема оказалась в правой опоре двигателя. Подушку усилили и рычаг больше не выбивало.

На этом курс молодого бойца завершился. Следом шли четыре квалификационных заезда (или хита, как их называют в ралли-кроссе) — по паре в субботу и воскресенье. Задача этой части гонки — отобрать из 14 участников дюжину лучших для полуфиналов. И, думаю, мало кто сомневался, что за бортом останутся два новичка — я и руководитель «Академии Ралли» Михаил Лепехов (организатор монокубка Volkswagen Polo Cup). Но ралли-кросс — штука непредсказуемая...

Сила «джокера»

Автомобили выстраивают на старте в одну линию, гаснет светофор — помчали! В первый заезд судьи определили нас, дебютантов, и еще трех гонщиков. Дальше распределять по хитам будут уже по фактической скорости. Едем, боремся, стараемся это делать корректно. Я, например, неплохо стартовал, но неудачно прошел «джокер» и на выходе из дополнительной петли попал аккурат на машину Лепехова, однако не стал вжимать его в отбойник, откатившись назад. В итоге приехал 4-м из 5. Следующий хит получился как бы зеркальным. Старт проморгал, зато потом выбрал удачную тактику, вовремя и чисто взял «джокер», вжух — и вышел в лидеры! Одно время позади ехал Михаил и его атаки были настойчивы, но подчеркнуто аккуратны. Чего не скажешь о других участниках. Однажды мой «Логан» получил намеренный удар в борт на входе в поворот, машину тут же ставит поперек трассы, еле успел поймать... Но есть первая победа в заезде!

Обороняясь, приходится закрывать траекторию сопернику. В итоге и сам едешь медленнее

Увы, в квалификации это особого значения не имеет. Важно раз за разом показывать хорошие времена круга — по их сумме определяется лидер и начисляются бонусные очки. А с этим пока проблема — соперники заметно быстрее. Тем не менее, удается потихоньку прогрессировать. И на следующий день я попадаю в заезд с более сильными гонщиками. Финишировал 4-м, но радовался этому больше, чем победе. Во-первых, удалось не сильно отстать от «стариков», во-вторых, когда не надо обороняться от наседающих сзади, едешь чище и по чистому, а, значит, быстрее.

Приходит понимание: ралли-кросс — не классическое ралли, скользить нельзя (слишком много теряешь). Но и не «кольцо», где траектории академически точны — тут многое зависит от состояния покрытия. На грязном асфальте должного ускорения при выходе на грунтовую прямую не получишь, иногда надо внутрь сильнее уходить, порой на середину целиться. И от заезда к заезду это может меняться.

Во время загрузки произошла ошибка.Вот в такой замес наш черный Logan под № 77 попал в первом полуфинале. Итог — мятые бока, заклинившие двери, слегка погнутая рулевая тяга, но седан поехал дальше и успешно отработал еще два заезда. Чтобы разбираться в таких инцидентах, в каждой машине есть видеокамера. В любой момент судьи имеют право изъять записи

К 4-му хиту место в полуфинале я себе почти обеспечил, оставалось аккуратно завершить квалификацию, что и случилось. Дальше — пан или пропал. В финал выходят трое из шести. Причем расстановка на старте уже не в линию, а парами, друг за другом, согласно достижениям в отборочных заездах. Мне, разумеется, отвели последний ряд, что делало шансы на успех призрачными.

Обломали зеркала, намяли бока

Думаю, не полезу в толкучку, уйду сразу на «джокер», а там видно будет. Но меня опередил Лепехов, нырять за ним в узкое горлышко петли я не решился, пришлось ехать со всеми. А там... лучше смотрите видео. Одну машину разворачивает, пытаюсь объехать, но меня буквально швыряют в отбойник. «Логану» обломали зеркала заднего вида, поэтому отбивать атаки сзади я уже не мог — просто не видел соперников.

Во время загрузки произошла ошибка.Так ралли-кросс выглядит изнутри. «Высокая гора» — трасса короткая, но разнообразная. Тут есть ходовые отрезки, интересные повороты и даже подъемы-спуски

Оставалось только догонять. А это отдельная история. Так как даже в моноклассе машины разные. У кого-то короткая главная пара стоит, другие самоблокирующимся дифференциалом разжились, легкими коваными колесами, доработанным «нулевым» впуском и т.д. Мелочи, из которых вкупе с мастерством складывается ощутимое преимущество на круге. Но в гонках есть еще и везение. В последнем повороте последнего круга Logan Михаила Лепехова разворачивает на моих глазах! Уворачиваюсь, обхожу, финиширую 4-м.

Едва не грянул бунт

Что же, неплохо погоняли, пора собираться домой. Но тут прибегает руководитель команды: «Готовься, едешь в финале!» Как так? Оказывается, кого-то дисквалифицировали и я переместился на 3-е место в заезде, получив путевку в шестерку лучших. И тут на старте выясняется, судьи снова поменяли решение — перезаезд полуфинала. Скандал! Даже бывалые бойцы ралли-кросса такого не припомнят. Зреет бунт — пилоты готовы в знак протеста отказаться от заезда. Все же командные интересы берут верх, надо ехать.

На подиум дивизиона Д2Н поднялись сразу два гонщика коллектива «УГМК Моторспорт» — молодой Максим Пикулев (слева) и капитан команды Илья Кашин

Есть справедливость на свете! После повторного полуфинала ничего не изменилось — в финал прошли те же пилоты. Причем мне удалось уже по-настоящему финишировать 3-м, воспользовавшись очередной заварушкой на трассе.

А вот о финальном заезде рассказать особо нечего. Поначалу я еще пробовал бороться, но слишком велика разница в опыте, умении и подготовке машин. Побрыкался немного, но как стартовал 6-м, так и финишировал. Зато помог команде результативно завершить этап. Усилиями Максима Пикулева и Ильи Кашина «УГМК Моторспорт» завоевала 2- и 3-е места. Виталий Ларионов приехал 4-м. Так что четыре позиции в шестерке лучших остались за нашим коллективом — не зря съездили в Казань! Спасибо всем, кто переживал, болел и поддерживал!

Во время загрузки произошла ошибка.
Подпишитесь на новую рассылку Mail Авто, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
Комментарии
7
Прокуратор
Хорошо видно, как 72(из вашей команды),
развернул 5 Логан( не из вашей команды) а потом устроил завал.
СсылкаПожаловаться
Николай Сасов
Я так по городу езжу)
СсылкаПожаловаться
VYMHIY
а я предлагаю устроить соревнование в нашем поселке - глядишь хоть асфальт частично появится для гонок. В остальном полное бездорожье
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Подпишитесь на нас
Новости от Mail Авто