Renault Elf Logan Cup. Моё первое ралли

За три недели до старта гонки раздался звонок: «Поедешь на Ралли Лахденпохья?» То есть, с нуля, без тренировок, без опыта работы со штурманом? Но от таких предложений не отказываются!

В реальность происходящего я поверил только в тот момент, когда в наушниках начался обратный отсчёт: «Пять, четыре, три, два, один, пошёл!» Первая, вторая, 125-сильный мотор легко проворачивает узкие колёса с 4,5-миллиметровыми шипами в колее, но Renault Logan Cup всё же разгоняется по разрытому полноприводниками спецучастку Ралли Лахденпохья, этапа Чемпионата России. Нарочно не придумаешь – первое в моей жизни ралли, а уже с таким статусом!

content image for: 39542


События развивались молниеносно – за три недели до старта гонки раздался звонок: «Поедешь на Ралли Лахденпохья?» То есть, с нуля, без тренировок, без опыта работы со штурманом? Но от таких предложений не отказываются! К счастью, аккурат между командировками мне удалось хотя бы раз прокатиться на трассе под Домодедово с моим будущим наставником и, не побоюсь этого слова, настоящим опекуном в Карелии – опытнейшим «ко-драйвером» Сафонием Лотко. Но разве хватит нескольких попыток, чтобы познать все тайны составления стенограммы и привыкнуть к поведению раллийного «Логана», да ещё и на «боевых» шипах? Конечно же, нет! В омут. С головой...

content image for: 39542

Обратного пути не было. К тому же, мне, в отличие от всех коллег, уже участвовавших в этапах моносерии Renault Elf Logan Cup в «медийном» экипаже, повезло по-настоящему – впервые представитель СМИ принимал участие в рамках этой программы на гонке Чемпионата, а не Кубка России. Отличий от Кубка достаточно – это и более сложная трасса, и целых 73 заявленных участника на старте (+ ещё 23 «региональных»). А, главное, вдвое большая дистанция – нам предстояло преодолеть 420 километров, из которых 148 были «боевыми», то есть, хронометрируемыми!

Сказать, что мне было страшно – значит, не сказать ничего. Я был наслышан и о коварных карельских спецучастках с их «рваным» ритмом, когда скоростные секции вдруг сменяются закрученными, и о маститых титулованных соперниках. К тому же, я не мог подвести команду и позволить себе «роскошь» финишировать в первом же сугробе. Плюс почти полное отсутствие какого-либо опыта в зимних гонках (не считать же таковыми любительские «покатушки» на дорожных шинах). По-настоящему очнулся я уже в Лахденпохье. Шатры команд, суета механиков, рёв гоночных моторов, снующие туда-сюда разукрашенные автомобили, радостные местные мальчуганы с календарями команд и автографами пилотов. Всё это знакомо по этапам WRC, IRC, да любых других соревнований. За тем лишь исключением, что теперь я – участник. Поэтому сажусь за руль... нет, не «боевого» Logan Cup, а серийного Renault Duster. Зачем? Сначала ознакомление с трассой и запись стенограммы!

content image for: 39542


Ерунда, справимся и уже к обеду будем дома – так мне казалось, когда я с Сафонием подкатывал к первому спецучастку. И чего сложного? Еду, диктую, а мои корявые фразы и ошибки тут же подправляет гуру российского ралли. Впитывай, говорит, опыт и запоминай! Стараюсь... Благо, полноприводный Duster на шипованных шинах Continental ContiIceContact позволяет держать хорошую скорость на льду и снегу – это важно, чтобы правильно записать крутизну поворота, ведь на «боевой» машине темп будет ещё выше. Конечно, опытные экипажи могут «прописываться» хоть на 40 км/ч – им всё видно с первого взгляда. Что, впрочем, касается не всех – мы вытащили из придорожной канавы Subaru Сергея Успенского, который просвистел мимо за пару километров до вылета под усмешки Сафония Сафониевича – в своё время Лотко ассистировал и многократному чемпиону России. К слову, машину Успенского была обута в шины с тренировочным шипом, что запрещено правилами. Но разве есть дело до правил тому, кто должен контролировать их соблюдение (Успенский является ещё и функционером РАФ)?

content image for: 39542

Но записать стенограмму – лишь половина дела. И под конец я «поплыл», мозг опух от обилия новой информации, повороты казались одинаковыми – путаешь, к какой категории их относить. К счастью, второе прохождение посвящено именно проверке – едешь, слушая то, что тебе диктует штурман. И есть возможность оперативно исправить записи. Например, «четвёрку» заменить на «пятёрку», добавить дополнительные условия – «узко, опасно, трамплин не прыгать». Но от каши в голове избавиться сложно – поначалу «двойкой» записывал одно, а под конец эти повороты могут превратиться либо в «тройку», либо в «единичку». И это тоже сыграло свою роль в гонке.

Перед стартом не заснёшь! В голове роятся мысли: «Может, ещё подправить записи?» И, конечно, мандраж, начинает давить ответственность. И пусть задача стояла простая – доехать до финиша и получить удовольствие. Но ведь хочется и побороться! Тем более, одних только «Логанов» на старт вышло аж девять – вдруг есть шанс оказаться не последним? О борьбе с другими автомобилями речи не шло – в класс R1 заявлены все монстры с 1600-кубовыми двигателями мощностью 180 «лошадок». Так что даже хорошо, что мы соревнуемся в формате монокубка Renault Elf Logan Cup, где доработки строго ограничены для сохранения вменяемой стоимости участия – можно установить лишь более «злой» распредвал (он поднимает мощность восьмиклапанного мотора примерно до 125 сил) и блокировку дифференциала.

content image for: 39542

И вот он – торжественный момент! Через стартовую рампу строго в свою минуту проходят все участники, публика приветствует экипажи, а штурман в это время забирает дорожную книгу. Теперь всем расписанием заведует Сафоний – когда и куда надо ехать и где в итоге оказаться. Это очень важно – за опоздание или слишком раннее прибытие на старт спецучастка или сервис полагается пенализация. Я должен был концентрироваться только на управлении автомобилем. Но тут же получил заряд бодрости – на старте первого СУ «Райвио» мы должны были оказаться через 35 минут. Ехать чуть больше 30 километров (разумеется, по дорогам общего пользования), но сложность в ограничении скорости – почти на всём протяжении Лахденпохьи висят знаки «40», а кругом полно сотрудников ДПС. Плюс светофоры.

content image for: 39542


В итоге, стоило нам выехать из населённого пункта, как пришлось «втопить». Задачка та ещё! Информативный руль «Логана» на узких шинах с длинными шипами словно открутили от рейки, внутри шумно, трясёт, машина ёрзает по раздолбанной дороге, и нет возможности даже повернуть голову на перекрёстках – все перемещения ограничивает обязательное устройство HANS для защиты шеи. Так что ралли для меня началось ещё на лесных дорожках на подходе к старту первого «допа». Успели! Времени отдышаться не было, первые «боевые» 12,65 километров в моей жизни мы проехали за 9 минут и 13 секунд. Да, медленно, но даже с этим результатом мы оказались седьмыми из десяти участников Logan Cup!

content image for: 39542


СУ2 «Вялимяки» – та же картина, а вот на втором прохождении этих же «допов» уже начало смеркаться, поэтому результатов улучшить не удалось. Какие тут рекорды – не вылететь бы! Конечно, перестраховывался я сильно – тем более, в первый день по сугробам «расселось» немало экипажей, включая и одного из лидеров Logan Cup Алексея Ковальчука. Но вот так, спокойно, без ошибок и лишнего риска мы заползли на третье место в зачёте! Конечно, в этом большая заслуга Сафония Лотко – он знает эти спецучастки, как свои пять пальцев, и всячески старался направить меня на путь истинный. «Страшно? Дави на газ! Вытянет!» – наставлял меня мой опытнейший штурман. Где надо – подбадривал, где не надо – осаживал. Что бы я без него делал? «Тошнил» бы себе потихонечку до финиша.

content image for: 39542

Аппетит приходит во время езды! Воодушевлённый первым днём, я очень хотел удержаться на третьей строчке. Но то были цветочки, ибо проехали мы всего-то 43,7 километра в гоночном режиме, а вот в субботу предстояло преодолеть уже 104,3 – в два с лишним раза больше! И «допы» эти оказались гораздо более скоростными. Началось всё с великолепного отрезка «Лумиваара» – начинается этот «доп» в лесу, потихоньку разгоняясь и разгоняясь. Но на быстрой секции я начал терять. «500, левый 2», – диктует в «переговорку» Лотко. Окей, жму на всю катушку, четвёртая передача, пятая! Скорость уже переваливает за 140 км/ч. Под колёсами непонятная смесь из грунта, воды, снега и льда, температура сменилась на плюсовую. Что будет дальше – одному Богу известно. И, конечно, в голову заползают дурацкие мысли: «А вдруг там не «двойка», а «тройка»? Результат закономерен – торможу раньше, поворот прохожу с запасом, теряя драгоценные секунды. И ругаю сам себя – да тут даже не «двойка», а вообще «единичка». Вот она – важность стенограммы и доверие тому, что сам надиктовал! Да ещё эти бегающие туда-сюда зрители и, то и дело лежащие на брустверах (а то и вовсе поперёк дороги) автомобили...

За спиной, тем временем, наседали быстрые и опытные ребята – Олег Мыслевич и Александр Шестаков, которые столкнулись с проблемами в первый день гонки. У Мыслевича на ходу открылся капот и разбилось ветровое стекло. К слову, именно наша команда E2 Motorsport помогла Олегу новой «лобовухой», иначе к старту в субботу его могли не допустить судьи. Дух ралли немыслим без взаимовыручки! И если на сравнительно короткой (12,88 км) «Лумивааре» я проиграл из своего запаса не так много времени, то на следующем спецучастке окончательно растерял преимущество.

content image for: 39542


31 километр – именно такой была дистанция СУ «Куянсуо». Не каждый этап чемпионата мира может похвастать такими спецучастками-монстрами! Плюс снег начал таять, покрытие стало рыхлым, появилось много «отработки» вне колеи. Спустя несколько километров после старта я едва не вылетел на спуске перед 90-градусным поворотом (там уже были красноречивые следы и пробитый снежный бруствер), но, к счастью, смог удержаться на трассе. После чего окончательно понял – с лидерами я бороться не готов, поэтому надо хотя бы добраться до финиша. И очень сложно пришлось под конец «допа». Дело и в потере концентрации, начинаешь ехать «на автомате», пропускать позиции в стенограмме, и в самой трассе – она стала узкой, шириной в одну машину, плюс глубокая колея. Пытаешься ехать чуть быстрее – лёгкий Logan начинает из неё выбрасывать, а до снежных брустверов по краям рукой подать. Малейшая ошибка и будет «крыша»! В общем, на «Куянсуо» я скатился на четвёртое место, а на следующем – «Аккахарью» – уступил и его, оказавшись ровно посередине, пятым из девяти участников Renault Elf Logan Cup.

content image for: 39542


Но дальше мне было проще – на каждом спецучастке я заметно опережал тройку участников, идущих позади, а Алексей Ковальчук проиграл из-за своего вылета настолько много, что даже с учётом своей скорости не смог бы подняться выше собственного девятого места в зачёте Renault Logan Cup. Поэтому я мог ехать в своё удовольствие и на финальной секции действительно начал, как говорится, «въезжать» в процесс – меньше перестраховывался на скоростных отрезках, стал больше верить собственной стенограмме. Да, на вторых прохождениях не удалось улучшить свои времена, но подтаявшую трассу совсем растерзали. Плюс на СУ9 «Куянсуо» произошла авария «нулевого» судейского экипажа – их Subaru Impreza легла на крышу прямо поперёк трассы (это именно на том узком участке со снежными брустверами!). А сзади вовсю накатывал Василий Грязин – лидер гонки! Увы, предупредить его об этом вылете никто не успел и на полном ходу сын чемпиона России Стаса Грязина врезался в Subaru. К счастью, пострадавших в этом эпизоде не было, но СУ9 перевели в дорожный режим, времена на нём уже не учитывались, все спокойно ехали до финиша.

content image for: 39542

Потом второе прохождение коротенького СУ «Аккахарью» и... всё! В этот момент испытываешь невероятную гамму эмоций! И вроде падает гора с плеч, что всё закончилось, машина цела, ты уже на финише. И тут же накатывает усталость – нелегко с первого раза участвовать в соревнованиях высокого уровня с такими длинными и сложными спецучастками. А затем, спустя пару минут, появляется разочарование от того, что ехать больше никуда не надо, а ведь ты только «вкатился», страха стало меньше, а желание продолжить гонку невероятно высоко. Но главное – это радость. Чёрт подери, это же было первое ралли, да не какое-то любительское, а этап Чемпионата России! И мы доехали, мы не последние! Пусть уступили третью позицию, но, объективно, на неё Renault Logan Cup под номером «68» со мной за рулём и не мог рассчитывать. Эх, вот бы ещё разок!

Вадим Гагарин

Итоги Renault Elf Logan Cup 2012

Мы получили фотографии и видео с Ралли Лахденпохьи лишь к лету, поэтому решили отложить публикацию до объявления итогов года в Renault Elf Logan Cup. Всего в монокубке приняло участие 11 экипажей, а самое «рубилово» было как раз в Карелии, куда приехало девять «Логанов» (включая журналистский). Итоговую победу отпраздновал Олег Мыслевич, которому 28,5 очков уступил Аркадий Богомолов (он участвовал лишь в двух этапах в рамках Чемпионата России). А третье место благодаря четырём стартам занял Алексей Шлямин. Пилот из Чебоксар не мог похвастать серьёзной скоростью, но воспользовался отсутствием лидеров на многих этапах – Алексей Ковальчук не ездил в Logan Cup после «Лахденпохьи», только в Карелии отметился и Руслан Артамонов. За победу в Renault Elf Logan Cup Олег Мыслевич получил главный приз – участие во французском ралли Du Var!

content image for: 39542


Нельзя не отметить и наших коллег из «Авторевю» – экипаж Владимир Мельников/Никита Гудков выиграл третий этап Renault Elf Logan Cup в уральском Асбесте. Но тогда у них, по сути, не было соперников – лишь ещё два экипажа на старте в отсутствие лидеров. Однако за эту победу Мельников и Гудков получили второй шанс на финальном гонке – ралли «Кубань» в рамках Кубка России, где у них было уже 8 конкурентов, включая Мыслевича и Богомолова. И ребята доказали, что их успех в Асбесте был не случайным – победа на Кубани на той же самой машине вновь досталась Владимиру и Никите. Поздравляем!

content image for: 37457


К слову, несмотря на появление нового поколения Renault Logan российское представительство марки пока не собирается закрывать раллийный Logan Cup – первенство состоится и в 2013 году. А вот будет ли команда Drivetech строить гоночные «Логаны» второй генерации – вопрос пока открытый.

Фотографии компании Renault

Вадим Гагарин