Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
Рейтинг@Mail.ru

«Чебурашка» и гриф «секретно»: чем удивил новый российский БТР?

Юрий Урюков, заместитель главного редактора Авто Mail.Ru
17 ноября
Mitsubishi Outlander 2.4 160hp AT
Честно говоря, ожидал большего. Первый паркетник, до того все как то на обычных пузотерках. Думалось, ах, высоко сижу, далеко гляжу и ты ды. Неа. Посадка больше легковая. Сидушки не очень то удобны...
3.5
17 ноября
Ford Kuga 1.6 EcoBoost 182hp AWD AT
За три года эксплуатации только положительные эмоции. По гарантии поменяли байпасный клапан и ручку двери пассажира для бесключевого доступа. Больше проблем не было. Комплектация титаниум, есть всё...
5.0
Все отзывы
Рассылка
Подпишитесь на рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
14 октября 2016 10:01, Тест-драйвы
Афган, Чечня, Южная Осетия... Бронетранспортеры не вылезают из горячих точек с рождения. И, похоже, БТР-82А без боевой работы не останется. Чем он «порадует» врагов?

Тревога! Бравые ребята с автоматами запрыгивают на БТР, облепляя его, как пчелы улей, и уносятся на задание. Но почему на броне, а не внутри защищенной машины? Потому что снаружи безопаснее — больше шансов выжить, особенно при подрыве на мине...

БТР-82А принят на вооружение в 2013 году и уже поступает в войска. «Наша» машина служит в десантной роте отдельного разведывательного батальона знаменитой 4-й гвардейской танковой Кантемировской дивизии

Основной бронетранспортер нашей армии — БТР-80 — разрабатывали с учетом опыта войны в Афганистане, но это было в начале 80-х годов прошлого века. А сейчас другая эпоха: расплодились террористы, изменилась тактика боевых действий, экипаж и десант надо оберегать еще тщательнее. Так что настало время обновить транспорт моторизованной пехоты.

Десант прикрыли от осколков

БТР-82А — глубокая модернизация «восьмидесятки», попытка малой кровью довести ее до стандартов XXI века. Менять корпус оказалось слишком дорого, поэтому машина не получила противоснарядную броню или V-образное днище (как на опытном БТР-90 или зарубежных аналогах), рассекающее ударную волну и рикошетирующее осколки. Но изнутри стальные листы и люки обшили специальным кевларовым подбоем, а пол застелили толстенными многослойными матами на манер пробковых — они станут последней преградой при пробитии брони.

БТР-80
БТР-82А

Стала эффективнее система пожаротушения. Лавки мотострелков закрепили таким образом, чтобы толчок от подрыва мины не переломал бойцам хребты. В целом же разработчики уверяют, что корпус БТР-82А способен выдержать обстрел бронебойными пулями из пехотного оружия с дистанции 100 м, а живучесть машины выросла на 20%.

В десантном отделении по-прежнему шесть мест — по три на борт. Тут тесно, особенно в полной выкладке, и мрачно, словно в пещере, но хотя бы вариться в собственном соку больше не нужно. Ведь на БТР-82А установили кондиционер! Причем разводку вентиляционных каналов сделали как в самолете — индивидуально каждому «пассажиру», да еще с регулируемыми дефлекторами. А раз погода в кабине комфортная, то и утомляемость ниже — солдаты будут точнее стрелять.

Лавка каждого борта рассчитана на трех бойцов. Сидят они лицом к броне и перейти в другую половину десантного отделения не могут. Над спинкой в чехле закреплены носилки

Шаровые установки, как и раньше, врезаны в бронекорпус таким образом, что огонь десанта из личного оружия сосредотачивается в передней полусфере. Сзади — фактически мертвый сектор, что неприемлемо в партизанской войне, когда ударить могут и с тыла. Проблему решили полной заменой вращающейся башни. Теперь в паре с обычным 7,62-мм пулеметом ПКТМ работает не крупнокалиберный КПВТ, а мощная 30-мм автоматическая пушка 2А72.

Наводчик уходит последним

Что дала замена вооружения? Некоторые эксперты поспешили переквалифицировать БТР-82А в колесную боевую машину пехоты, поскольку новое орудие гораздо успешнее справляется не только с живой силой, но и бронетехникой противника. Это доказал опыт применения аналогичной автоматической пушки на боевых вертолетах и гусеничных машинах вроде БМП или БМД. Но еще интереснее, как это хозяйство управляется...

Во время загрузки произошла ошибка.Автоматическая 30-мм пушка способна делать 330 выстрелов в минуту, поражая живую силу на дистанции до 1,5 км, а бронетехнику и вертолеты — до 2 и 4 км соответственно

На место наводчика-оператора не проходишь — протискиваешься между потрохами левого борта и громоздкими механизмами башни. Приняв позу креветки на жестком маленьком стульчике, понимаешь — в десантном отделении на самом деле был рай. Здесь же не разогнешься и ноги не протянешь, зато в руках можно подержать «чебурашку». Так бэтээрщики называют пульт управления боевым модулем, похожий на джойстик видеоприставки. Все просто: куда наклонил его, туда повернулась башня или поднялась пушка. Нажал на кнопки — открыл огонь из орудия или пулемета. Прямо как в фильмах про звездные войны!

На экстренный случай есть ручные механизмы наведения, но сервоприводы делают все намного быстрее. Да и вообще «кибернетики» тут полно — цифровой двухплоскостной стабилизатор позволяет точно стрелять на ходу, а сложный прицел ТКН-4ГА — ночью. При желании даже атаку сверху можно отразить — угол подъема пушки и скорострельность позволяют бороться с авиацией или боевиками, засевшими на верхних этажах зданий. По ходу пьесы легко менять темп стрельбы и тип боеприпаса, так как питание идет одновременно от двух лент.

Башня БТР-82А, по сути, необитаемая — наводчик зажат между вращающимся поликом и потолком

В общем, у наводчика в БТР-82А — самое продвинутое и интересное рабочее место. Хотя на него сложно не только попасть, но и быстро эвакуироваться. Пока остальные покидают подбитую машину, человек в башне прикрывает соратников огнем, уходя последним. Да по-другому и не получится — своего люка у наводчика нет...

Рулить легко, вопрос — куда...

Другое дело — водитель с командиром, для каждого из них предусмотрен индивидуальный «вход» через крышу бронекорпуса. Главный человек в БТР сидит справа в передней части машины. Он — мозг, глаза и уши экипажа. На месте командира сосредоточены приборы наблюдения, радиационно-химической разведки, связи... Кстати, радиостанцию БТР-82А нам даже фотографировать запретили, сославшись на секретность. Можем лишь сказать, что, по некоторым данным, на машину поставили цифровой комплекс пятого поколения Р-168-25-У2 с повышенной защитой переговоров и системой топографического ориентирования «Трона-1» с передачей данных на электронную карту местности (допустим, в штабе подразделения) — своего рода армейский навигатор.

Модернизация БТР идет поступательно. К примеру, пушечную башню начали ставить на БТР-80А, а у БТР-82 до сих пор есть версия с двумя пулеметами

Именно командир дает целеуказание наводчику и указывает путь водителю. «Красная ракета, и до пола газ. Мы не видим света, свет не видит нас...» — строки из песни про танкистов подходят и к «шоферу» БТР-82А. Даже если открыты «реснички» бронещитков, через окошко размером с планшетный компьютер много не разглядишь. Обзор же вбок и, тем более, назад вообще никудышный — в смотровой щели приходится ловить зеркало заднего вида на левом борту. А правую сторону так вообще не разглядеть никак.

Зато тут довольно просторно, нет и намека на тесноту БРДМ, на котором мы зимой рассекали по Москве. Органы управления привычные — автомобильные: руль, три педали, рычаги механической коробки передач и полноприводной трансмиссии. Хотя нюансы, конечно, есть. Поначалу глаза вообще разбегаются — столько здесь приборов, тумблеров и переключателей. По-автобусному отлогую баранку вращать на удивление легко, а ведь она сразу на четыре передних колеса действует. Газ же, наоборот, тугой и неинформативный. Впрочем, это не мешает: форсированный до 300 л.с. камазовский 11-литровый турбодизель V8 740.14-300 бодро срывает БТР-82А с места — с тягой у него проблем нет.

Трансмиссию от раздаток до колесных редукторов перекроили, но усилие на рычагах осталось «грузовым». Хотя в целом с БТР-82А справится любой, кто умеет ездить на больших машинах с механикой

Не растрясет и везде проедет

Дальше приходится привыкать к пятиступенчатой коробке-«перевертышу». Где обычно первая передача, у БТР-82А расположена задняя. А первая включается по схеме рычаг до упора влево и на себя. Вторая — чуть дальше справа, а третья — впереди напротив... Но разогнавшись, можно уже не тормозить. Если тот же БРДМ даже на ровной дороге трясется в конвульсиях, то здесь плавность хода — изумительная! Что там ямы да канавы — мягкие торсионные независимые подвески БТР-82А и поперечную танковую колею отлично проглатывают. А ведь рельеф за окном казался убийственным, я даже втянул голову в плечи, боясь шлемофоном о бронекорпус приложиться. Но машина лишь степенно покачивается, как будто под колесами не жесткая пересеченная местность, а бабушкина пуховая перина.

При этом восьмиколесная громадина на удивление четко держит курс и позволяет проворно маневрировать, уворачиваясь от обстрела. Только в грязи начались проблемы: кручу руль, а БТР плывет носом прямо... Дальше ехал спокойнее, с учетом инерции 16-тонной машины. А когда после внедорожного участка вылез из люка и осмотрелся, понял, что к чему. Да мы сейчас настоящее болото преодолели, с вязкой жижей по ступицы колес! А это почти полметра глубины. Как только не засосало?..

Во время загрузки произошла ошибка.БТР-82А разгоняется до 100 км/ч, имеет запас хода до 600 км и может плыть аж 12 часов

Вообще даже на армейском полигоне для БТР-82А не нашлось достойного препятствия. Меня как новичка не пустили только в самую глубокую грязевую лужу. Хотя для опытного водителя и она проходима: включил первую передачу, понижайку в раздатках, врубил передние мосты, стравил давление в шинах и попер! С появлением принудительных межколесных блокировок взамен кулачковых дифференциалов повышенного трения засадить «бэтээр» можно лишь по глупости, уверяют военные.

А если что, БТР-82А и плавать умеет. И дымовые завесы ставить. И от радиационной пыли экипаж защищать. Даже к рутинной службе на блокпостах и в обороне бронетранспортер подготовили, установив автономный генератор на 5 кВт. Поэтому новая машина при внешней схожести с заслуженной «восьмидесяткой» превосходит ее по всем статьям. Остается пожелать, чтобы поводов спасать жизни наших солдат у БТР-82А было поменьше — пусть лучше на учениях свою силу демонстрирует.

Подпишитесь на новую рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
Комментарии
473
Www
Ранфлэт шины нужно ставить. Возможность уехать на пробитых покрышках великая вещь.
СсылкаПожаловаться
1
хорошая статья. познавательная. побольше бы таких.. а то тока и читаем, как кто там где разрез фар на сколько см. изменил..
СсылкаПожаловаться
Вова Папин
Опять паровоз , после обработки напильником. С таким же успехом все "новое" можно установить и в БТР-60. Руль , 3 педали....... А где АТ с пониженной и блокировкой, или хотя бы робот ? Хватит экономить на усталости мехвода! А рпг его пробивает? Хоть какой нибудь навесной "бронежилет " накинули бы. Опять древние боковые выходы-створки. Провода, тумблера , как в брюхе у кита --- все торчит. Да , нахрена нужен новый гроб с кондером в старой обертке? Помните , сердюков (мин. обороны). , хотел купить у нато бронетранспортеры "Ивеко". С задним выходом, био-сортиром и АТ -коробкой. Вот , что надо ,только российское и противо-гранатометное. Хватит выжимать соки из советской броне техники. Она уже послужила Родине! Даешь российскую бронетехнику --- качественную , выносливую и защищенную! А стволы и арт системы у нас Отличные! БТР нэв - движок вперед , дверки-аппарелки назад , днище-V , защита - противо -гранатомет, колеса монолит-пластик ( у америкашек украдите), модульное вооружение , увеличенный боезапас. Главное сохранить бойцов, а строчить можно и на сирийских "тачанках" - легковые кроссоверы с крупнокал. пулеметами.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Подпишитесь на нас
Новости от Авто Mail.Ru