Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
Рейтинг@Mail.ru

«Чебурашка» и гриф «секретно»: чем удивил новый российский БТР?

Юрий Урюков, заместитель главного редактора Авто Mail.Ru
«Чебурашка» и гриф «секретно»: чем удивил новый российский БТР?
21 сентября
Lexus ES 2.0 AT
Пересел с ешки, немецкий автопром мягко говоря разочаровал. Взял бомж-комплектац​ию, т.к. там есть все необходимое для водителя. Японцы молодцы, авто практично, экономично и комфортно. На праздники 1,2...
4.8
21 сентября
Renault Duster 1.6 102hp 2WD MT
Надежный но не комфортный, хотя уже привык, каждое лето ежу в отпуск, минимум по 2000 км. в одну сторону.
3.8
Все отзывы
Рассылка
Подпишитесь на рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
14 октября 2016 10:01, Тест-драйвы
Афган, Чечня, Южная Осетия... Бронетранспортеры не вылезают из горячих точек с рождения. И, похоже, БТР-82А без боевой работы не останется. Чем он «порадует» врагов?

Тревога! Бравые ребята с автоматами запрыгивают на БТР, облепляя его, как пчелы улей, и уносятся на задание. Но почему на броне, а не внутри защищенной машины? Потому что снаружи безопаснее — больше шансов выжить, особенно при подрыве на мине...

БТР-82А принят на вооружение в 2013 году и уже поступает в войска. «Наша» машина служит в десантной роте отдельного разведывательного батальона знаменитой 4-й гвардейской танковой Кантемировской дивизии

Основной бронетранспортер нашей армии — БТР-80 — разрабатывали с учетом опыта войны в Афганистане, но это было в начале 80-х годов прошлого века. А сейчас другая эпоха: расплодились террористы, изменилась тактика боевых действий, экипаж и десант надо оберегать еще тщательнее. Так что настало время обновить транспорт моторизованной пехоты.

Десант прикрыли от осколков

БТР-82А — глубокая модернизация «восьмидесятки», попытка малой кровью довести ее до стандартов XXI века. Менять корпус оказалось слишком дорого, поэтому машина не получила противоснарядную броню или V-образное днище (как на опытном БТР-90 или зарубежных аналогах), рассекающее ударную волну и рикошетирующее осколки. Но изнутри стальные листы и люки обшили специальным кевларовым подбоем, а пол застелили толстенными многослойными матами на манер пробковых — они станут последней преградой при пробитии брони.

БТР-80
БТР-82А

Стала эффективнее система пожаротушения. Лавки мотострелков закрепили таким образом, чтобы толчок от подрыва мины не переломал бойцам хребты. В целом же разработчики уверяют, что корпус БТР-82А способен выдержать обстрел бронебойными пулями из пехотного оружия с дистанции 100 м, а живучесть машины выросла на 20%.

В десантном отделении по-прежнему шесть мест — по три на борт. Тут тесно, особенно в полной выкладке, и мрачно, словно в пещере, но хотя бы вариться в собственном соку больше не нужно. Ведь на БТР-82А установили кондиционер! Причем разводку вентиляционных каналов сделали как в самолете — индивидуально каждому «пассажиру», да еще с регулируемыми дефлекторами. А раз погода в кабине комфортная, то и утомляемость ниже — солдаты будут точнее стрелять.

Лавка каждого борта рассчитана на трех бойцов. Сидят они лицом к броне и перейти в другую половину десантного отделения не могут. Над спинкой в чехле закреплены носилки

Шаровые установки, как и раньше, врезаны в бронекорпус таким образом, что огонь десанта из личного оружия сосредотачивается в передней полусфере. Сзади — фактически мертвый сектор, что неприемлемо в партизанской войне, когда ударить могут и с тыла. Проблему решили полной заменой вращающейся башни. Теперь в паре с обычным 7,62-мм пулеметом ПКТМ работает не крупнокалиберный КПВТ, а мощная 30-мм автоматическая пушка 2А72.

Наводчик уходит последним

Что дала замена вооружения? Некоторые эксперты поспешили переквалифицировать БТР-82А в колесную боевую машину пехоты, поскольку новое орудие гораздо успешнее справляется не только с живой силой, но и бронетехникой противника. Это доказал опыт применения аналогичной автоматической пушки на боевых вертолетах и гусеничных машинах вроде БМП или БМД. Но еще интереснее, как это хозяйство управляется...

Во время загрузки произошла ошибка.Автоматическая 30-мм пушка способна делать 330 выстрелов в минуту, поражая живую силу на дистанции до 1,5 км, а бронетехнику и вертолеты — до 2 и 4 км соответственно

На место наводчика-оператора не проходишь — протискиваешься между потрохами левого борта и громоздкими механизмами башни. Приняв позу креветки на жестком маленьком стульчике, понимаешь — в десантном отделении на самом деле был рай. Здесь же не разогнешься и ноги не протянешь, зато в руках можно подержать «чебурашку». Так бэтээрщики называют пульт управления боевым модулем, похожий на джойстик видеоприставки. Все просто: куда наклонил его, туда повернулась башня или поднялась пушка. Нажал на кнопки — открыл огонь из орудия или пулемета. Прямо как в фильмах про звездные войны!

На экстренный случай есть ручные механизмы наведения, но сервоприводы делают все намного быстрее. Да и вообще «кибернетики» тут полно — цифровой двухплоскостной стабилизатор позволяет точно стрелять на ходу, а сложный прицел ТКН-4ГА — ночью. При желании даже атаку сверху можно отразить — угол подъема пушки и скорострельность позволяют бороться с авиацией или боевиками, засевшими на верхних этажах зданий. По ходу пьесы легко менять темп стрельбы и тип боеприпаса, так как питание идет одновременно от двух лент.

Башня БТР-82А, по сути, необитаемая — наводчик зажат между вращающимся поликом и потолком

В общем, у наводчика в БТР-82А — самое продвинутое и интересное рабочее место. Хотя на него сложно не только попасть, но и быстро эвакуироваться. Пока остальные покидают подбитую машину, человек в башне прикрывает соратников огнем, уходя последним. Да по-другому и не получится — своего люка у наводчика нет...

Рулить легко, вопрос — куда...

Другое дело — водитель с командиром, для каждого из них предусмотрен индивидуальный «вход» через крышу бронекорпуса. Главный человек в БТР сидит справа в передней части машины. Он — мозг, глаза и уши экипажа. На месте командира сосредоточены приборы наблюдения, радиационно-химической разведки, связи... Кстати, радиостанцию БТР-82А нам даже фотографировать запретили, сославшись на секретность. Можем лишь сказать, что, по некоторым данным, на машину поставили цифровой комплекс пятого поколения Р-168-25-У2 с повышенной защитой переговоров и системой топографического ориентирования «Трона-1» с передачей данных на электронную карту местности (допустим, в штабе подразделения) — своего рода армейский навигатор.

Модернизация БТР идет поступательно. К примеру, пушечную башню начали ставить на БТР-80А, а у БТР-82 до сих пор есть версия с двумя пулеметами

Именно командир дает целеуказание наводчику и указывает путь водителю. «Красная ракета, и до пола газ. Мы не видим света, свет не видит нас...» — строки из песни про танкистов подходят и к «шоферу» БТР-82А. Даже если открыты «реснички» бронещитков, через окошко размером с планшетный компьютер много не разглядишь. Обзор же вбок и, тем более, назад вообще никудышный — в смотровой щели приходится ловить зеркало заднего вида на левом борту. А правую сторону так вообще не разглядеть никак.

Зато тут довольно просторно, нет и намека на тесноту БРДМ, на котором мы зимой рассекали по Москве. Органы управления привычные — автомобильные: руль, три педали, рычаги механической коробки передач и полноприводной трансмиссии. Хотя нюансы, конечно, есть. Поначалу глаза вообще разбегаются — столько здесь приборов, тумблеров и переключателей. По-автобусному отлогую баранку вращать на удивление легко, а ведь она сразу на четыре передних колеса действует. Газ же, наоборот, тугой и неинформативный. Впрочем, это не мешает: форсированный до 300 л.с. камазовский 11-литровый турбодизель V8 740.14-300 бодро срывает БТР-82А с места — с тягой у него проблем нет.

Трансмиссию от раздаток до колесных редукторов перекроили, но усилие на рычагах осталось «грузовым». Хотя в целом с БТР-82А справится любой, кто умеет ездить на больших машинах с механикой

Не растрясет и везде проедет

Дальше приходится привыкать к пятиступенчатой коробке-«перевертышу». Где обычно первая передача, у БТР-82А расположена задняя. А первая включается по схеме рычаг до упора влево и на себя. Вторая — чуть дальше справа, а третья — впереди напротив... Но разогнавшись, можно уже не тормозить. Если тот же БРДМ даже на ровной дороге трясется в конвульсиях, то здесь плавность хода — изумительная! Что там ямы да канавы — мягкие торсионные независимые подвески БТР-82А и поперечную танковую колею отлично проглатывают. А ведь рельеф за окном казался убийственным, я даже втянул голову в плечи, боясь шлемофоном о бронекорпус приложиться. Но машина лишь степенно покачивается, как будто под колесами не жесткая пересеченная местность, а бабушкина пуховая перина.

При этом восьмиколесная громадина на удивление четко держит курс и позволяет проворно маневрировать, уворачиваясь от обстрела. Только в грязи начались проблемы: кручу руль, а БТР плывет носом прямо... Дальше ехал спокойнее, с учетом инерции 16-тонной машины. А когда после внедорожного участка вылез из люка и осмотрелся, понял, что к чему. Да мы сейчас настоящее болото преодолели, с вязкой жижей по ступицы колес! А это почти полметра глубины. Как только не засосало?..

Во время загрузки произошла ошибка.БТР-82А разгоняется до 100 км/ч, имеет запас хода до 600 км и может плыть аж 12 часов

Вообще даже на армейском полигоне для БТР-82А не нашлось достойного препятствия. Меня как новичка не пустили только в самую глубокую грязевую лужу. Хотя для опытного водителя и она проходима: включил первую передачу, понижайку в раздатках, врубил передние мосты, стравил давление в шинах и попер! С появлением принудительных межколесных блокировок взамен кулачковых дифференциалов повышенного трения засадить «бэтээр» можно лишь по глупости, уверяют военные.

А если что, БТР-82А и плавать умеет. И дымовые завесы ставить. И от радиационной пыли экипаж защищать. Даже к рутинной службе на блокпостах и в обороне бронетранспортер подготовили, установив автономный генератор на 5 кВт. Поэтому новая машина при внешней схожести с заслуженной «восьмидесяткой» превосходит ее по всем статьям. Остается пожелать, чтобы поводов спасать жизни наших солдат у БТР-82А было поменьше — пусть лучше на учениях свою силу демонстрирует.

Подпишитесь на новую рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
Комментарии
473
Www
Ранфлэт шины нужно ставить. Возможность уехать на пробитых покрышках великая вещь.
СсылкаПожаловаться
1
хорошая статья. познавательная. побольше бы таких.. а то тока и читаем, как кто там где разрез фар на сколько см. изменил..
СсылкаПожаловаться
Вова Папин
Опять паровоз , после обработки напильником. С таким же успехом все "новое" можно установить и в БТР-60. Руль , 3 педали....... А где АТ с пониженной и блокировкой, или хотя бы робот ? Хватит экономить на усталости мехвода! А рпг его пробивает? Хоть какой нибудь навесной "бронежилет " накинули бы. Опять древние боковые выходы-створки. Провода, тумблера , как в брюхе у кита --- все торчит. Да , нахрена нужен новый гроб с кондером в старой обертке? Помните , сердюков (мин. обороны). , хотел купить у нато бронетранспортеры "Ивеко". С задним выходом, био-сортиром и АТ -коробкой. Вот , что надо ,только российское и противо-гранатометное. Хватит выжимать соки из советской броне техники. Она уже послужила Родине! Даешь российскую бронетехнику --- качественную , выносливую и защищенную! А стволы и арт системы у нас Отличные! БТР нэв - движок вперед , дверки-аппарелки назад , днище-V , защита - противо -гранатомет, колеса монолит-пластик ( у америкашек украдите), модульное вооружение , увеличенный боезапас. Главное сохранить бойцов, а строчить можно и на сирийских "тачанках" - легковые кроссоверы с крупнокал. пулеметами.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Подпишитесь на нас
Новости от Авто Mail.Ru