Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Беспощадная «Катюша», или Концерт «сталинского органа»

Юрий Урюков, заместитель главного редактора Авто Mail.Ru
22 октября
Kia Cerato 1.6 AT
достойный семейный автомобиль, за время эксплуатации сюрпризов не при поднес, в городе 130 л.с. хватает, на трассе хотелось бы прыти чуть больше, расход бензина приемлемый.
4.8
21 октября
Mitsubishi Galant 2.0 AT
Машина отличная за свои деньги! Брал в 2015 с пробегом 212 т.км. Наездил 50 т.км за 2 года. Надежная и достаточно комфортная. Поменял за этот пробег кардан, который купил за 3 000 р. во Владивостоке...
4.3
Все отзывы
Рассылка
Подпишитесь на рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
22 июня 2016 10:01, Статьи
Немцы мечтали создать чудо-оружие, чтобы повернуть вспять ход войны. А в Красной армии оно было уже в 1941-м...

Говорят, ещё до Второй мировой, в период советско-германской дружбы, делегация СССР побывала с визитом у гитлеровских промышленников. Они ничего скрывать не стали и выпендрились, показав красноармейским спецам самые современные танки, орудия, самолёты... Дескать, смотрите — кто в мире хозяин. Наши лишь пожали плечами, не поверив, что, к примеру, основным танком столь великой на словах армии является 20-тонный PzKpfw III с хлипкой бронёй и скромной 37-мм пушкой.

БМ-13
Studebaker US6

По итогам той встречи каждый остался при своих. И 22 июня 1941 года части Вермахта пересекли границу СССР в приподнятом настроении. Но блицкриг быстро стал буксовать. Раз за разом немцев шокировали советские чудо-машины. Против быстроходных Т-34 оказались бессильны германские противотанковые пушки, а тяжёлые КВ с противоснарядным бронированием вообще могли творить что угодно, пока к борьбе с ними не подключались 88-мм зенитки. Истребители МиГи, Яки и ЛаГГи (из тех, что не были уничтожены на земле) вдоволь потрепали «Мессершмитты» и «Юнкерсы». А вражеская пехота больше всего боялась внезапных концертов «сталинского органа».

Каждый звук тогда грозил опасностью — вражеские выстрелы, самолёты, артиллерия. Но только в России мы услышали «Катюшу» — реактивный миномёт, прозванный нами «сталинским органом» — восемь ракет в одном залпе. Ничего более шокирующего и ужасающего я в жизни не чувствовал
Франц Фриш
немецкий артиллерист
Во время загрузки произошла ошибка.Почему БМ-13 прозвали «Катюшей» — неизвестно. В числе популярных версий — от литеры К в обозначении завода им. Коминтерна и по мотивам знаменитой песни. Кстати, её в армии переиначили на свой лад. Залпы «Катюш» под солдатский концерт — в нашем видео

Как работали «Катюши»?

Историки до сих пор спорят, был ли в реальности огневой налёт первой батареи «Катюш» капитана Флёрова на станцию Орша 14 июля 1941 года. Или же в учебники истории логичнее вписать обстрел Рудни, случившийся 10 днями позже и подтверждённый не столько легендами, сколько архивными данными. Но это, по большому счёту, не так важно — реактивные снаряды применялись и раньше, а корнями эта технология вообще уходит в средневековье. Те же немцы с первых дней войны использовали шестиствольный миномёт Nebelwerfer. Но именно в Красной Армии смогли придать новому оружию необходимую мобильность, массированность и эффективность за счёт установки на автомобильное шасси, получив в итоге мощное средство устрашения противника.

«Катюши» сводились в батареи, дивизионы, полки, бригады, дивизии. Применять машины по одиночке было бессмысленно из-за низкой кучности попаданий. К примеру, согласно таблицам стрельбы 1942 года, на дистанции 3000 м снаряд М-13 давал отклонение по дальности 257 м, а в боковом направлении — 51 м

Дивизионы БМ-13 в начале войны работали по тактике «ударил — смылся». Внезапно появлялись на скрытом рубеже, делали залп, перепахивая позиции Вермахта «по площадям», и тут же исчезали в лесах. И пусть урон от таких обстрелов не всегда был катастрофическим, психику вражеских солдат налёты «Катюш» расшатывали изрядно. А наши бойцы, в свою очередь, охотнее поднимались в атаки после такой артподготовки. Чем не чудо-оружие?

Неудивительно, что за «сталинскими органами» велась охота. Батареи реактивных миномётов пытались накрыть авиацией и артиллерией по горячим следам или же отбить в ходе диверсионных акций. Зачастую немцам это удавалось. Не случайно на каждой БМ-13 крепился заряд взрывчатки для самоподрыва при угрозе захвата. А боевой расчёт давал клятву погибнуть, но не отдать врагу установку. Поэтому в наши дни увидеть фронтовую «Катюшу» практически нереально. В музеях и на постаментах обычно стоят грубые макеты на послевоенных шасси различных грузовиков.

За время войны в СССР изготовили более 12 миллионов реактивных снарядов и свыше 10 тысяч установок залпового огня различных типов

А как стреляли?

Нашу же машину ветераном Великой Отечественной с натяжкой назвать можно. Полноприводное шасси ЗиС-151 выпущено не ранее 1950 года, но сама установка залпового огня была сделана воронежским заводом им. Коминтерна в 1943 году. И, что самое важное, гвардейский миномёт стараниями 147-й автобазы Министерства обороны сохранился почти в идеальном состоянии!

Во время загрузки произошла ошибка.Пусковая установка наводилась на цель посредством обычной артиллерийской панорамы, а также нехитрых механизмов подъёма и поворота. Само собой, данные для стрельбы готовились заранее — до выезда батареи на позицию

Поэтому на время перенесёмся из Москвы ХХI века в горящую Белоруссию. Вместо вычищенного плаца элитной воинской части — лесная полянка. Фоном уже не новостройки, а сосны да ёлочки. И в небе вот-вот покажется немецкая авиация. Надо спешить — на развёртывание даётся 2-3 минуты! Но перевести БМ-13 в боевое положение вовсе не так просто. Без особых усилий тут делаются только две вещи: раскладывается артиллерийский прицел и крутится ручка коммутатора пульта управления огнём. Опустить опоры-стабилизаторы, навести ферму с направляющими на цель, откинуть защитные щитки кабины — всё это требует недюжинных физических усилий. Неудивительно, что расчёт БМ-13 составлял до 10 человек, причём 2-4 бойца были заряжающими. Ведь им, помимо прочего, за кратчайшее время приходилось монтировать на 16 рельсовых направляющих 132-мм снаряды М-13 массой 42 кг каждый.

Во время загрузки произошла ошибка.Повысить точность огня помогали домкраты в задней части рамы — они снижали раскачку машины при стрельбе

Залп длится мгновение — 7-10 секунд. За это время гвардейский миномётный полк «Катюш» (их формирование началось в январе 1942 года) на расстоянии до 8,5 км испепелял площадь свыше 100 гектаров. Это не метафора — температура осколков, благодаря особой технологии подрыва, достигала 600-800 градусов. Они поджигали всё вокруг, превращая целевой квадрат суши в огненный ад. Так появилась легенда о термитных зарядах «Катюш», хотя на самом деле они были обычными осколочно-фугасными.

Во время загрузки произошла ошибка.Проверил предохранители, включил пульт управления огнём и... За один оборот рукоятки замыкается контакт одного реактивного снаряда. То есть скоростью вращения диска регулируется темп стрельбы

А как на них ездили?

Пора сматываться, и я прыгаю на место водителя. В кабине ЗиС-151 рослому человеку тесно. Перед глазами нависает козырёк крыши, обзорность по бокам, а тем более назад вообще никакая. Задница едва умещается на «табуретке», стенка кабины диктует вертикальную посадку, а колени чуть не упираются в железную переднюю панель. Из декора здесь только картонная обшивка потолка, да дерматин на сиденьях. Остаётся утешать себя лишь тем, что в ЗиС-6 и даже американском «Студере» военных времён шофёру жилось ещё хуже.

Цельнометаллическая кабина появилась на ЗиС-151 в 1950 году, на ранних машинах её частично делали из дерева. Другие подробности быта водителя – на «живой» картинке. Просто наводи курсор на точки!

Поворот ключа в замке, под капотом хрюкнул двигатель и... затих! Лишь через щели в кабину пошли пьянящие ароматы низкооктанового бензина и выхлопных газов. Рядная «шестёрка» конструктивно полностью уравновешена и потому работает очень плавно, можно сказать шепчет. С 5,6 л рабочего объёма снимается всего 95 сил, зато и тяга у низкооборотного карбюраторного агрегата будь здоров. Пусть даже на нашей «Катюше» мотор только что перебрали и не успели толком настроить карбюратор, поэтому при старте приходится подгазовывать. Ничего, ведь педаль акселератора напольная — как у иных современных спорткаров.

Во время загрузки произошла ошибка.От струй выхлопных газов реактивных снарядов водителя и командира закрывали откидные щитки кабины

Грузовик с реактивной установкой на спине охотно трогается на второй передаче и под вой многокарданной трансмиссии споро набирает ход. Вот только максималка — смешные по нынешним временам 55 км/ч, да и расход топлива под полтинник. К тугой пятиступенчатой механике надо привыкать, а в поворотах приходится наматываться на огромный руль, иначе его не провернёшь — усилителя нет. С другой стороны, ЗиС-151 своей кондовостью внушает чувство надёжности. До тех пор, пока не нажмёшь на тормоз. Педаль пневмопривода мягкая и очень ватная — прогнозировать замедление трудно, да и останавливаться «Катюша» не торопится...

Во время загрузки произошла ошибка.Предельная простота пусковой установки и полноприводного шасси «Катюши» стали залогом надёжности. БМ-13 применялись даже в Афганистане, до их замены более современными «Градами» БМ-21

Или может так только кажется? Ведь вместо укрытия от вражеских снарядов мы неспешно едем в тёплый музейный гараж. А спустя 70 с лишним лет подвиги гвардейских миномётчиков в Сталинграде, на Курской дуге, при взятии Берлина кажутся такими далёкими... Спросите у ветеранов — они многое отдали за то, чтобы Вторая мировая стала для «сталинского органа» последней гастролью. И не их вина, что «Катюшам» пришлось стрелять в Корейской войне и стать идейной основой для «Градов», «Ураганов», «Смерчей» и прочих смертоносных машин залпового огня реактивной артиллерии. Времена были такие...

Как появилась «Катюша»?

Во время загрузки произошла ошибка.
Подпишитесь на новую рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
Комментарии
146
Александр Онищенко
Дед когда-то рассказывал что когда "Катюши" работали - было очень страшно. По его словам "земля горела".
СсылкаПожаловаться
Александр Извеков
Где же размещался расчет 10 чел. и хто возил боезапас. Я так понимаю - это оружие одноразового действия?
СсылкаПожаловаться
МОТОКРОСС, ЭНДУРО
Конешно, пропаганда - это хорошо, но вы уж совсем-то не заговаривайтесь! В первые недели войны по миллиону человек гибло и в плену попадало, немец наступал по земле с такой скоростью, с какой только мог передвигаться - на оперативном просторе было пусто! Раций в армии не было, боеприпасов не было - многое лежало на границе, от которой наши войска отогнали в первые дни войны. Учились воевать медленно и мучительно, и это заняло наверно даже не месяцы, а год-два, сколько было котлов и провалов!? Кому нужна такая пропаганда?! Правда нужна, чтобы такое никогда не повторилось!!!
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Подпишитесь на нас
Новости от Авто Mail.Ru