Тревога! Бравые ребята с автоматами запрыгивают на БТР, облепляя его, как пчелы улей, и уносятся на задание. Но почему на броне, а не внутри защищенной машины? Потому что снаружи безопаснее — больше шансов выжить, особенно при подрыве на мине...
![](https://resizer.mail.ru/p/ea18ae1f-4ebb-56ac-94c6-92faebc3d55c/AQABrHTyu5Ow3HF14b_2G6wYm5xlHS4cKtQUorIUdQv_Qm_vMBNKA3NV86Tey21xbJ3oxRsGozReq59eBj9atRqw2Zw.jpg)
Основной бронетранспортер нашей армии — БТР-80 — разрабатывали с учетом опыта войны в Афганистане, но это было в начале 80-х годов прошлого века. А сейчас другая эпоха: расплодились террористы, изменилась тактика боевых действий, экипаж и десант надо оберегать еще тщательнее. Так что настало время обновить транспорт моторизованной пехоты.
Десант прикрыли от осколков
БТР-82А — глубокая модернизация «восьмидесятки», попытка малой кровью довести ее до стандартов XXI века. Менять корпус оказалось слишком дорого, поэтому машина не получила противоснарядную броню или V-образное днище (как на опытном БТР-90 или зарубежных аналогах), рассекающее ударную волну и рикошетирующее осколки. Но изнутри стальные листы и люки обшили специальным кевларовым подбоем, а пол застелили толстенными многослойными матами на манер пробковых — они станут последней преградой при пробитии брони.
![](https://resizer.mail.ru/p/c7426ea3-32de-59a9-abb0-294ffbd66248/AQAB-Y5U7wymA4wxNasl9Ifnkd4U9IsMXGCuFLx6H3rdRJUFDYdxQ3BNFRM4M6x9AVvrEN0_RowerkhhM9kZgCT5XaE.jpg)
![](https://resizer.mail.ru/p/ba0865fd-9519-5986-ac0d-b56a558e305a/AQAB_BHqYQOKKQVKYRa-cgy65G_RVQDX9P7raOdYbKqv-jaq23x9UoH322IZr5InNUIYCZa7osmIGLMMPEI7yQ6xt1E.jpg)
Стала эффективнее система пожаротушения. Лавки мотострелков закрепили таким образом, чтобы толчок от подрыва мины не переломал бойцам хребты. В целом же разработчики уверяют, что корпус БТР-82А способен выдержать обстрел бронебойными пулями из пехотного оружия с дистанции 100 м, а живучесть машины выросла на 20%.
В десантном отделении по-прежнему шесть мест — по три на борт. Тут тесно, особенно в полной выкладке, и мрачно, словно в пещере, но хотя бы вариться в собственном соку больше не нужно. Ведь на БТР-82А установили кондиционер! Причем разводку вентиляционных каналов сделали как в самолете — индивидуально каждому «пассажиру», да еще с регулируемыми дефлекторами. А раз погода в кабине комфортная, то и утомляемость ниже — солдаты будут точнее стрелять.
![](https://resizer.mail.ru/p/ce71b139-8ca7-540a-8b81-6587b35a23f7/AQABy0gxhP6noSfAxiEIYgptG7UWepEHKOWcEgGUjVFhaaV1afbXN8NDj4HHyC801TkWXEob0RP-jE0M14BlJf8j_ZY.jpg)
Шаровые установки, как и раньше, врезаны в бронекорпус таким образом, что огонь десанта из личного оружия сосредотачивается в передней полусфере. Сзади — фактически мертвый сектор, что неприемлемо в партизанской войне, когда ударить могут и с тыла. Проблему решили полной заменой вращающейся башни. Теперь в паре с обычным 7,62-мм пулеметом ПКТМ работает не крупнокалиберный КПВТ, а мощная 30-мм автоматическая пушка 2А72.
![](https://resizer.mail.ru/p/6a462760-f943-5cdf-bd93-a8272f022d8c/AQABFTorMGOha2Rnj5TKRw4IsdI1IaiKrf9Jh_ViO-GW3f09WE_WW9W_0DE6Kn8kN8bYP1hUWUWHHoZWGkriWTdCT0w.jpg)
![](https://resizer.mail.ru/p/a54325a9-067b-5fdb-9ad6-2b81ca4d9967/AQAB4w0RJZ0i2vlPzJi9w88j3k49sxSqBGQUV0-NOl04g-TEHaBGI5mxrpuUGzIxSb7RnXD3EqxlRJrSrJTWgYbXrLw.jpg)
Наводчик уходит последним
Что дала замена вооружения? Некоторые эксперты поспешили переквалифицировать БТР-82А в колесную боевую машину пехоты, поскольку новое орудие гораздо успешнее справляется не только с живой силой, но и бронетехникой противника. Это доказал опыт применения аналогичной автоматической пушки на боевых вертолетах и гусеничных машинах вроде БМП или БМД. Но еще интереснее, как это хозяйство управляется...
На место наводчика-оператора не проходишь — протискиваешься между потрохами левого борта и громоздкими механизмами башни. Приняв позу креветки на жестком маленьком стульчике, понимаешь — в десантном отделении на самом деле был рай. Здесь же не разогнешься и ноги не протянешь, зато в руках можно подержать «чебурашку». Так бэтээрщики называют пульт управления боевым модулем, похожий на джойстик видеоприставки. Все просто: куда наклонил его, туда повернулась башня или поднялась пушка. Нажал на кнопки — открыл огонь из орудия или пулемета. Прямо как в фильмах про звездные войны!
На экстренный случай есть ручные механизмы наведения, но сервоприводы делают все намного быстрее. Да и вообще «кибернетики» тут полно — цифровой двухплоскостной стабилизатор позволяет точно стрелять на ходу, а сложный прицел ТКН-4ГА — ночью. При желании даже атаку сверху можно отразить — угол подъема пушки и скорострельность позволяют бороться с авиацией или боевиками, засевшими на верхних этажах зданий. По ходу пьесы легко менять темп стрельбы и тип боеприпаса, так как питание идет одновременно от двух лент.
![](https://resizer.mail.ru/p/090ece66-1f50-57c1-bcda-d43d3ec87878/AQAB97N8_YXp7c6HNt9FShUgp30vu1o6mgJSm46ec-WYwYexiwSzBbz6-zwBgS3M8d5CKQRpqK4-A70yvC0naMEAPkY.jpg)
В общем, у наводчика в БТР-82А — самое продвинутое и интересное рабочее место. Хотя на него сложно не только попасть, но и быстро эвакуироваться. Пока остальные покидают подбитую машину, человек в башне прикрывает соратников огнем, уходя последним. Да по-другому и не получится — своего люка у наводчика нет...
Рулить легко, вопрос — куда...
Другое дело — водитель с командиром, для каждого из них предусмотрен индивидуальный «вход» через крышу бронекорпуса. Главный человек в БТР сидит справа в передней части машины. Он — мозг, глаза и уши экипажа. На месте командира сосредоточены приборы наблюдения, радиационно-химической разведки, связи... Кстати, радиостанцию БТР-82А нам даже фотографировать запретили, сославшись на секретность. Можем лишь сказать, что, по некоторым данным, на машину поставили цифровой комплекс пятого поколения Р-168-25-У2 с повышенной защитой переговоров и системой топографического ориентирования «Трона-1» с передачей данных на электронную карту местности (допустим, в штабе подразделения) — своего рода армейский навигатор.
![](https://resizer.mail.ru/p/8668db66-0af3-5f03-8fa4-24f4ea7be6ca/AQAB7N_r5Z6jcGZFG4IMp-mKzlP-2sMe9nAClCW-yup6ZUCIB53-7cpcNT5ovfCeJCDtZvqVp0bZSAVdibTb8s3vZ_Y.jpg)
Именно командир дает целеуказание наводчику и указывает путь водителю. «Красная ракета, и до пола газ. Мы не видим света, свет не видит нас...» — строки из песни про танкистов подходят и к «шоферу» БТР-82А. Даже если открыты «реснички» бронещитков, через окошко размером с планшетный компьютер много не разглядишь. Обзор же вбок и, тем более, назад вообще никудышный — в смотровой щели приходится ловить зеркало заднего вида на левом борту. А правую сторону так вообще не разглядеть никак.
Зато тут довольно просторно, нет и намека на тесноту БРДМ, на котором мы зимой рассекали по Москве. Органы управления привычные — автомобильные: руль, три педали, рычаги механической коробки передач и полноприводной трансмиссии. Хотя нюансы, конечно, есть. Поначалу глаза вообще разбегаются — столько здесь приборов, тумблеров и переключателей. По-автобусному отлогую баранку вращать на удивление легко, а ведь она сразу на четыре передних колеса действует. Газ же, наоборот, тугой и неинформативный. Впрочем, это не мешает: форсированный до 300 л.с. камазовский 11-литровый турбодизель V8 740.14-300 бодро срывает БТР-82А с места — с тягой у него проблем нет.
![](https://resizer.mail.ru/p/c1a50c11-d1f5-5125-b24c-ef2a800cc4d0/AQABTKVB6vXRfDIWcyN9BRZ2WOyKKGLLV-qCaWheJenaNTHW6BspACgCBB88_mEluZ3GN1NZVjQbPUAHBLpeaq4caek.jpg)
Не растрясет и везде проедет
Дальше приходится привыкать к пятиступенчатой коробке-«перевертышу». Где обычно первая передача, у БТР-82А расположена задняя. А первая включается по схеме рычаг до упора влево и на себя. Вторая — чуть дальше справа, а третья — впереди напротив... Но разогнавшись, можно уже не тормозить. Если тот же БРДМ даже на ровной дороге трясется в конвульсиях, то здесь плавность хода — изумительная! Что там ямы да канавы — мягкие торсионные независимые подвески БТР-82А и поперечную танковую колею отлично проглатывают. А ведь рельеф за окном казался убийственным, я даже втянул голову в плечи, боясь шлемофоном о бронекорпус приложиться. Но машина лишь степенно покачивается, как будто под колесами не жесткая пересеченная местность, а бабушкина пуховая перина.
При этом восьмиколесная громадина на удивление четко держит курс и позволяет проворно маневрировать, уворачиваясь от обстрела. Только в грязи начались проблемы: кручу руль, а БТР плывет носом прямо... Дальше ехал спокойнее, с учетом инерции 16-тонной машины. А когда после внедорожного участка вылез из люка и осмотрелся, понял, что к чему. Да мы сейчас настоящее болото преодолели, с вязкой жижей по ступицы колес! А это почти полметра глубины. Как только не засосало?..
Вообще даже на армейском полигоне для БТР-82А не нашлось достойного препятствия. Меня как новичка не пустили только в самую глубокую грязевую лужу. Хотя для опытного водителя и она проходима: включил первую передачу, понижайку в раздатках, врубил передние мосты, стравил давление в шинах и попер! С появлением принудительных межколесных блокировок взамен кулачковых дифференциалов повышенного трения засадить «бэтээр» можно лишь по глупости, уверяют военные.
А если что, БТР-82А и плавать умеет. И дымовые завесы ставить. И от радиационной пыли экипаж защищать. Даже к рутинной службе на блокпостах и в обороне бронетранспортер подготовили, установив автономный генератор на 5 кВт. Поэтому новая машина при внешней схожести с заслуженной «восьмидесяткой» превосходит ее по всем статьям. Остается пожелать, чтобы поводов спасать жизни наших солдат у БТР-82А было поменьше — пусть лучше на учениях свою силу демонстрирует.
![](https://resizer.mail.ru/p/c849e941-f30e-565d-8827-d4a2bc812dc9/AQAB3B-HPOsI2nmGtN4VtU5i3WOL7RBhhHheMbvt83B_c2SzlAshUChfEOTPMY3HRVkSyr8AzzMmu0G9DbTKblv99g0.jpg)
![](https://resizer.mail.ru/p/df82c3d5-72ec-54fa-a830-e1e2027446ce/AQABhTtg1zluFketU8ox1FErepSgOG4IYcjINWJdbiRlGF0-PRmNXUnafE5PoXM9lM9YqCIBz5kUyBs0eolaR-yKArI.jpg)
![](https://resizer.mail.ru/p/80d56957-2b30-56f8-8777-733dc4959260/AQABmPpb4A_PJlv-Nc4QMDChTz-APiC7rw0MA15cthuUi9WllnDymIht1ssA587VYP0DiHaotLXd8JCxfx8ZAyOFGuo.jpg)
![](https://resizer.mail.ru/p/661d2d0e-a0fe-5d1f-ac2d-9f2b8828b925/AQABZwaJGneCRPwnAE2o2aqMtBuXY_1yzMGjCHl-HcYBl1MIT_Qb8sdj8-CBGHpDuLmY-ryxkR_b52GxqTk16ESynI0.jpg)
![](https://resizer.mail.ru/p/8c2465d6-d60e-5bb9-9430-7c2f9079f4b6/AQABSx4_v--65toWVaVNM7aIDjHHIkq8PQMVy--1sa0H2pH9Vg628p2Xly3IGpSltr8Elh6jGVMsYzy1p44w_Svxmcs.jpg)