Лучшие автомобили автосалона в Париже: экскурсия в прошлое

Эйфелева Башня, Лувр, духи, мода, романтика... Но настоящие фанаты автомобилей уже более 100 лет ездят в Париж не за этим!
Тимофей Исаев

Началось все в 1898 году, ровно через год после первой выставки «моторизованных повозок» в Берлине. Существовавший уже тогда Автомобильный клуб Франции решил организовать смотр машин.

Чтобы занять место на выставке, проходившей тогда в Саду Тюильри, участникам надо было не просто представить автомобиль, что само по себе было редкостью в то время, а самостоятельно преодолеть на транспортном средстве путь от Версаля до Парижа (около 40 км), показав тем самым надежность техники. А открывал автосалон не кто-нибудь, а тогдашний президент Французской республики Феликс Фор.

Правда, без скандала не обошлось. Дело в том, что президент Франции не любил автомобили и после открытия выставки демонстративно покинул мероприятие... на лошадиной упряжке. Но на качестве выставки это не сказалось. Все крупнейшие автопроизводители того времени, такие, как Peugeot, Panhard & Levassor и Daimler-Benz представили в общей сложности 232 экспоната. Выставку посетило 140 000 человек.

Всего через несколько лет в 1901 году Парижский автосалон, переехавший в Большой дворец, собрал еще больше зрителей. Причем на выставке демонстрировались не только автомобили, но и мотоциклы, лодки и даже аэростаты. В течение последующих лет именно в Париже впервые были продемонстрированы важнейшие достижения автоиндустрии: автоматический карбюратор в 1904 году, дисковое сцепление в 1905 году и амортизаторы в 1906 году.

Автомобиль для женщин

Серьезный удар по автосалону нанесла Первая мировая война — на несколько лет о выставке пришлось забыть. Зато уже в 1922 году на автосалоне в Париже показали действительно необычный автомобиль — Citroen Type C, также известный как 5CV.

Четырёхцилиндровый 0,8-литровый бензиновый двигатель, развивающий 11 лошадиных сил, карбюратор Solex, магнитное зажигание, небольшие размеры — 3,2 метра в длину при колесной базе 2,25 метра... Вы спросите, что же необычного для того времени? Ответ прост! Citroen Type C — это первый автомобиль, созданный специально для женщин!

Помимо компактных габаритов, у Citroen Type C было одно важное преимущество — электрический стартер, который значительно облегчал эксплуатацию представительницам прекрасного пола. А еще передняя и задняя подвески имели эллиптические четверичные пружины, благодаря чему автомобиль был довольно комфортным.

В 1924 году Citroen Type C переименовали в C2, а в 1925 году вышла удлиненная версия C3. Но, несмотря на то, что первый в мире «женский» автомобиль явно опередил свое время, продажи модели оставляли желать лучшего, и уже в 1926 году выпуск Citroen Type C был прекращен.

Самый маленький

Однако очень быстро выяснилось, что Citroen Type C — не предел в уменьшении размеров автомобиля. Великая депрессия, начавшаяся в 1929 году в США и затронувшая Европу, внесла свои коррективы и в автомобилестроение. Позволить себе автомобили могли далеко не все, поэтому востребованными оказались недорогие и небольшие варианты, такие, как Fiat 500 Topolino.

Этот автомобиль был показан на Парижском автосалоне в 1936 году. Говорят, что идею создания «мышонка» (именно так переводится название этой малолитражки) подсказал сам Бенито Муссолини. Забавный автомобильчик, занимавший лишь 3,2 м в длину, 1,2 м в ширину и 1,3 м в высоту, оснащался 0,6-литровым двигателем мощностью 13 л.с. Fiat 500 Topolino мог разогнаться до 85 км/ч, но большего по тем временам для простого водителя было и не нужно! Ведь главное, что при своих данных машина расходовала лишь 6 литров топлива на 100 км пути и стоила чуть меньше 10 000 лир.

А уж какой был у этой модели успех! Fiat 500 Topolino стал одним из символов Италии, в том числе — благодаря фильму «Римские Каникулы», вышедшему после войны, в 1953 году. (А о том, какие еще интересные малолитражки существуют на свете, вы можете узнать из статьи «Мелочь пузатая: 20 самых смешных автомобилей в мире«.)

Послевоенные

Разумеется, во время Второй мировой войны Парижский автосалон не проводился. Зато сразу же после неё выставка заиграла новыми красками, ведь освобожденная от фашизма Европа остро нуждалась в простых и недорогих автомобилях, которые были показаны на парижской автовыставке в 1946 и 1948 годах.

Речь о двух моделях — Renault 4 CV и Citroen 2CV.

Работы над созданием Renault 4 CV начались еще во время немецкой оккупации Франции, но решения, примененные на этом автомобиле, оказались востребованы именно с наступлением мирного времени. Кузов-монокок, заднемоторная компоновка, задний привод, двигатель объемом 0,8 литра и трехступенчатая механическая трансмиссия. Решения для середины XX века были передовыми, а ведь речь шла не о самой дорогой модели. Стоит ли удивляться, что уже к 1949 году Renault 4 CV стал самым популярным автомобилем во Франции, а в Западной Германии модель занимала второе место среди импортированных иномарок?

Ну а Citroen 2CV, прозванный впоследствии «Гадким утёнком», стал настоящим народным любимцем. У автомобиля, показанного в 1948 году, был всего лишь 9-сильный (да-да, это не опечатка!) двигатель и очень странный дизайн... Но эта машина ехала! Более того, помимо своей экономичности и простоты, Citroen 2CV был достаточно просторным и обладал неплохой плавностью хода. Итог? Свыше 3,9 млн проданных экземпляров и любовь всей Франции. (О том, какие еще машины заслужили народное признание, вы можете прочитать в нашей статье «Народные артисты — самые любимые автомобили в мире«.)

Машина Фантомаса

Но если «Утенка» в СССР знали не все, то вот другой «Ситроен» был знаком каждому благодаря фильмам про Фантомаса. Citroen DS показали на автосалоне в Париже в 1955 году. Машину представили в 9 часов утра по местному времени, но уже в 9:45 французы получили 749 заказов на новый автомобиль, а к концу дня — 12 тысяч.

А ведь заказывать было что! Высокая посадка и большая зона остекления, необычная форма крыла и круглые фары. Даже своим внешним видом Citroen DS внушал уважение — французы сразу окрестили модель «богиней» (буквенное сочетание DS звучало как слово Déesse). А ведь были еще и технические новшества! Например, уникальная гидропневматическая подвеска, реечное рулевое управление с усилителем или особая педаль тормоза. Неудивительно, что в инструкции создатели советовали аккуратнее вращать рулевое колесо из-за точных реакций, а также осторожнее пользоваться тормозами из-за высокой отзывчивости педали.

Под капотом Citroen DS размещался 2,0-литровый четырехцилиндровый двигатель с двухкамерным карбюратором, развивавший 75 л.с. и 137 Н∙м. В общем, когда надо было решать, за руль какой машины посадить главного злодея знаменитой французской комедии, выбор был очевиден.

Самый необычный

Впрочем, не надо думать, что на Парижском автосалоне бал правили исключительно французы. К примеру, в 1972 году именно здесь BMW представила необычный концепт —E25 Turbo. Этот автомобиль был построен исключительно как шоукар. Под капотом у него располагался 2,0-литровый мотор, развивающий 280 лошадиных сил благодаря турбонаддуву. Такое решение в те времена казалось ничуть не менее модным, чем двери-крылья, выдвигающиеся из капота фары или ультрамодный кокпит, напоминающий корабль.

Многие инновационные решения, продемонстрированные на BMW E25 Turbo, воплотились в дальнейших моделях баварской марки: BMW M1, BMW 8-й серии и BMW Z1. Кстати, еще одну мини-революцию в Париже BMW совершила два года назад, показав свой первый переднеприводный автомобиль.

Наши в городе

А еще на Парижском автосалоне свою продукцию демонстрировал АвтоВАЗ! Правда, было это на двадцать лет позже. В девяностых тольяттинский автопроизводитель очень хотел выйти на новые рынки. К примеру, в 1994 году посетителям Парижской автовыставки демонстрировалась не только Lada 110, но и перспективная разработка — компактный электромобиль ВАЗ-2115 «Эльф». Прототип разрабатывался как транспортное средство для курортных зон и был построен на базе Оки. Автомобиль обладал запасом хода 110 км и максимальной скоростью 90 км/ч.

Следующий концепт АвтоВАЗа, представленный в Париже в 1998 году, также был электромобилем, но куда более неординарным. Речь о Lada Rapan — разработке, созданной, чтобы продемонстрировать перспективы развития автомобилей ВАЗ. Несмотря на уж очень необычный внешний вид, у Lada Rapan был ряд преимуществ — например, рулевая колонка, автоматически двигающаяся вверх для удобства посадки, вращающиеся передние сиденья, а также сдвижные двери. Но девяностые были явно не лучшими временами для российского автопрома в целом. Стоит ли говорить, что проект Lada Rapan оказался невостребованным, а к идее создания электромобилей АвтоВАЗ по-серьезному вернулся только с проектом электрической «Калины» El Lada через добрый десяток лет.