Самые плохие автомобильные новости Казахстана в 2013 году

К Новому году мы решили разделить «мух» и «варенье», представив подборку самых плохих и самых хороших новостей года.
Андрей Свиридовский

Уходящий 2013 год был первым, когда наш портал стал активнее следить за автомобильной жизнью Казахстана. За это время нам удалось много раз порадовать и огорчить казахстанских читателей. Поэтому к Новому году мы решили разделить «мух» и «варенье», представив подборку самых плохих и самых хороших новостей года.

За хорошими новостями приходите завтра, сейчас мы вспомним пять главных потрясений, которые пришлось пережить в 2013 автомобилистам Казахстана.

Утилизация

Старая поговорка «ломать — не строить», как выяснилось, вовсе не так универсальна, как мы привыкли думать. Оказывается, разобрать (читай: утилизировать) старый автомобиль стоит примерно столько же, сколько собрать его из готовых компонентов. Да что там собрать! Утилизация транспортного средства может стоить даже в несколько раз дороже подержанного автомобиля в не самом плохом состоянии. Однако именно таковы ставки утилизационного сбора, которые вскоре будут установлены для всех импортных автомобилей в Казахстане.

Это было понятно сразу, что введение нового утилизационного закона в России означает для Казахстана две вещи: во-первых, судьба продукции казахстанского автопрома в России становится довольно сомнительной, а во-вторых, в Казахстане также вскоре появится аналогичный закон, который добавит к ввозным пошлинам еще один сбор, уплачивать который придется покупателям автомобилей. Беларусь уже успела опубликовать свой закон об утилизации, который является калькой с российского закона прошлой редакции. Казахстанское правительство все еще молчит, отчасти потому, что утилизация по старому формату России поставит крест на вступлении в ВТО.

Рост ДТП

Для начала просто приведем несколько цифр: в 2010 году в Казахстане случилось 12 008 ДТП, в 2011 почти столько же — 12 019. В 2012 году число подросло до 14 168 происшествий. И только за 9 месяцев 2013 года произошло уже 15 397 ДТП. График количества аварий, а вместе с ним и раненых и погибших, стремительно идет вверх.

Глава державы в гневе: на одной из встреч с представителями общественности он сравнивает количество смертей в ДТП с военными сводками об умерших на фронте. Решение проблемы пока предлагается самое очевидное: наказывать строже и больше.

При этом у роста ДТП есть вполне объективные причины: на дорогах стало больше автомобилей. По данным Агентства Республики Казахстан, в нынешнем году регистрируется в два раза больше автомобилей, чем в прошлом. Больше автомобилей — больше происшествий. Связь очевидна, хоть и не обязательна. К примеру в Беларуси, увеличение количества авто не переросло в значительное увеличение количества ДТП. Похоже, культура вождения казахстанских автомобилистов попросту не успевает за статистикой продаж. С одной стороны это хорошие новости, ведь в РК не смогут бесконечно скупать новые автомобили, а значит — рост ДТП когда-то прекратится. Плохие заключаются в том, что ездить все равно придется учиться.

Новый налог на автомобили

С 1 января 2014 года всем будущим владельцам автомобилей с крупным двигателем придется отложить для уплаты налога весьма немалую сумму. При объеме двигателя от 3 до 4 литров налог на авто будет варьироваться в пределах 35-66 МРП. Если же автомобиль обладает двигателем больше 4 литров, ставка сразу скакнет аж до 130 МРП. При объеме двигателя больше 5 литров налог составит уже 200 МРП плюс по 7 тенге за каждый дополнительный кубический сантиметр выше 5 л. Облагаться им будут только автомобили, которые проходят первичную регистрацию в Казахстане после 1 января 2014 года, так что владельцам стареньких «многолитражек» волноваться не стоит. А вот те, кто приобретет авто после Нового года, заплатит по полной, причем не спасет даже популярная лазейка для ухода от налогов — регистрация авто на льготника — так как все льготы также окажутся аннулированы.

Добавить тут особо нечего, кроме того, что налоги — это всегда неприятно. Казахстанцам предлагается поверить, что это так называемый налог «на роскошь». Возможно, для владельца новенького Bentley GT лишние 2 тыс. долларов в год и не станут заметной потерей. Однако при этом под марку «роскошь» попало множество полноразмерных внедорожников, которые, хоть и стоят дороже кроссовера или малолитражки, едва можно называть признаком «сладкой жизни».

Популяризация платного проезда

В Казахстане весной 2013 года появилась первая платная магистраль Астана — Щучинск. Плата за проезд по одному километру магистрали составляет от 0,99 тенге для легковушек, до 10–20 тенге для грузовых авто. Несмотря на обилие жалоб на некорректную работу системы и постоянные обсчеты, идея платных дорог так понравилась казахстанскому руководству, что в будущем все более-менее значимые автомобильные проекты будут строиться по этой схеме.

Платным будет пользование автомагистралью Западная Европа — Западный Китай на территории Казахстана. Кроме того, плату введут на нескольких дорогах в Алматы. Казахстанские автомобилисты справедливо негодуют: «Мы же платим налоги! Почему должны платить дополнительно?». Однако последнее слово остается за власть имущими, а на «верхушке» убеждены, что налогов хватает на постройку дорог, а за их использование необходимо выписать отдельный счет.

Расформирование дорожной полиции

В Казахстане больше нет отдельной категории работников правоохранительных органов, которая отвечает за дорожное движение и соблюдение ПДД. В каком-то смысле шаг этот прогрессивный, копирующий опыт многих зарубежных государств, включая США и Германию. В самом деле, почему полицейский может полностью сконцентрироваться на одном из видов несправедливости и при этом оставаться полностью слепым к другому.

На практике слияние двух веток полиции пока можно называть даже успешным, ведь многие казахстанцы его даже не заметили. Дороги не остановились в одном сплошном ДТП/пробке, а преступность не взлетела до небес.

Плохая новость заключается в том, что народное творчество оскудело на одного из самых ходовых персонажей — «гаишника». Известный также под именем «жолполовец», «гаишник» оставался традиционным героем анекдотов и небылиц. Теперь же «жолполовец» — понятие примерно того же уровня, что и «ведьма», «водяной» или «жезтырнак».