Разбор аварийной ситуации с комментариями Авто Mail.Ru. Учебный материал
Причина аварии – идиотичное, иначе не назовёшь, поведение водителя Lexus RX. Он решил обогнать по встречной полосе сразу два транспортных средства (автомобиль, оснащённый регистратором, и грузовик с полуприцепом) там, где это делать запредельно опасно и запрещено – на подъёме с ограниченной видимостью.
Обгон вслепую на «авось». К чёрту правила, и здравый смысл, главное – быстрее! Для многих такое поведение – норма, и это катастрофа. Человек, привыкший выжимать из ситуации последнее, не оставляющий «запаса» для возможных вариантов развития и не думающий о безопасности, увы, считает, что ему всегда всё будет сходить с рук. Он не чувствует, какими могут быть последствия – «А чо? Проскочу, раньше же везло!» «Ничего не случится, я ж всегда так делаю...». Пресловутое – «А чо», которое уже стольким стоило жизни.
Что же дальше? Дальше произошло то, что и должно было произойти – в «самый неожиданный» момент из-за перегиба появился встречный Nissan Almera. Да, водители заметили друг друга, стали действовать (в отличие от водителей, о которых мы писали в разборе «"Встречный" обгон, отбойник, удар»), но дальше всё пошло через пень-колоду.
Можно ли было избежать аварии?
Этот случай из разряда тех, когда ни здравый смысл, ни хорошая реакция и подготовка не имеют силы против идиотизма. Водитель Lexus RX своей преступной дуростью, халатностью и пренебрежением не только спровоцировал опасную ситуацию, но ещё и обострил её до крайности. Несмотря на это, водителю Ниссана удалось сделать невероятное – избежать страшного лобового удара с Лексусом дважды (на асфальте и на обочине), благо ширины проезжей части и обочины вместить грузовик и две легковушки хватило. Но дальше у ситуации резервов не осталось – Альмеру после двойной переставки пусть и не сильно, но раскачало (о ритмическом заносе подробнее в материале «Скользим и тормозим на озере Бузим»), что и привело к последующему столкновению. Здесь одно можно сказать точно – скользящий удар с автомобилем, с которого велась видеозапись, – это, пожалуй, наименьшее из зол, которые могли произойти. Так что манёвры водителя Ниссана (которые запрещены правилами) были совсем не впустую. Все живы, жаль отдуваться за дурость пришлось не виновнику, а совершенно иным людям. Как показывает наш опыт, за здоровье и жизнь можно и нужно бороться, правда, если действительно есть уверенность в том, что не усугубите ситуацию, как тот же самый водитель Лексуса.
А начинать бороться можно уже с момента подбора автомобиля. По части железа в таких ситуациях значение имеет буквально всё – то, как спроектировано и настроено шасси, острота реакции на поворот руля, информативность рулевого привода, курсовая устойчивость, склонность автомобиля к сносам или заносам, сцепные свойства и особенности шин, износ элементов ходовой части, оснащён автомобиль стабилизирующей электроникой или нет. Собственно, готовя тест-драйвы, мы и наши коллеги из других изданий, стараемся наиболее полно отразить плюсы и минусы в поведении автомобилей на дороге. Читайте, делайте выводы. Управляемость и уровень безопасности – это главное.
Будь у Nissan система динамической стабилизации ESP – аварии, похоже, можно было бы и вовсе избежать. ESP, понимая, что автомобиль отправляется в скольжение, подтормаживая нужные колёса, осаждает автомобиль и заправляет его на задаваемую рулём траекторию. У автомобиля с ESP во время подобных резких перестроений амплитуда колебаний в заносах существенно меньше, так что коридора Ниссану вполне могло хватить. В данном случае боковые скольжения в заносе были не очень велики, по опыту скажу – ESP наибольший резерв и эффективность по возврату автомобиля в стабильный режим движения имеет именно из таких неглубоких скольжений. Однако нужно помнить, что системы стабилизации у разных автомобилей могут сильно отличаться по способностям и настройкам, и это важно учитывать на стадии выбора автомобиля.
Многие системы не умеют бороться со сносом (скольжение вывернутых управляемых колёс в поперечном направлении). А ведь это явление несёт за собой двойную опасность.
Во-первых, снос опасен сам по себе, поскольку частично или полностью лишает автомобиль управляемости.
Во-вторых, для каждого покрытия есть диапазон условий (скорость, кривизна траектории, угол поворота колёс), когда за сносом в дуге виража неизбежно начинается занос. Физика здесь проста – вывернутые колёса, чуть скользящие вбок, на дуге создают сопротивление движению. Автомобиль о них тормозит – «спотыкается». Из-за этого происходит динамическое перераспределение веса: передние колёса догружаются, задние, наоборот, разгружаются. Дальше в права вступает центробежная сила, действующая на автомобиль, она при снижении силы трения в пятнах контакта задних колёс ниже критической срывает заднюю ось в скольжение и отправляет автомобиль в занос. Далее из-за смещения центра масс в сторону внешнего радиуса развитие заноса будет сильно усугубляться, в этом виновата сила инерции, которая, создавая крутящий момент относительно вертикальной оси вращения, стремится довернуть автомобиль внутрь тем сильнее, чем больше угол заноса. Вывод прост: заноса часто можно избежать вовсе, не допустив или погасив предшествующий ему снос, а вместе с тем и скорость. Получается, что автомобили, имеющие «стабилизацию», работающую по сносу, более безопасны.
Система системе – рознь. Некоторые, особенно на автомобилях со спортивными генами, допускают довольно ощутимые боковые скольжения, что называется, – ради «перчика». Такие настройки позволяют водителю «пошалить-поскользить» ради удовлетворения драйверских амбиций. Чем это может обернуться в критической ситуации на обычной дороге, можно увидеть в видеоролике. Получается, железо и электроника сами по себе – далеко не всё. С ними нужно уметь взаимодействовать, знать особенности, возможности и пределы. А это приходит только через практику, которая доступна в школах контраварийной подготовки.
Автомобиль с видеорегистратором
Водитель автомобиля с регистратором в последний момент хотел отвернуть от вылетающего ему навстречу Ниссана, но не вышло, не успел. Удар пришёлся в боковую часть, автомобиль сильно закрутило – и это как раз тот случай, когда силовая структура кузова сохраняя жизненное пространство, спасает жизни, а ремни безопасности, фиксируя седоков на местах, ограждают от полётов по салону и травм. Обратите внимание на панику женщины, она после столкновения, перепугавшись, истерично призывает всех скорее покинуть автомобиль, и это неправильно, в отличие от действий мужчины, который всех спокойно просит оставаться на местах. В данном случае – второе безопаснее, поскольку другие приближающиеся к месту аварии участники движения, не среагировав на ситуацию, могут запросто вас подбить. И такие ситуации не редкость. Резкое появление белого или полупрозрачного дыма в салоне во время аварии может изрядно напугать, но здесь главное без паники – это не пожар, а безвредные отработавшие газы пиротехники, которая надувает подушки безопасности. Дайте себе хотя бы несколько секунд сориентироваться – пока вы в клетке безопасности, вы максимально защищены от ударов. Конечно, если действительно понимаете, что горит разлитое топливо, нужно поспешить, но, опять же, без паники и убедившись, что встречи с приближающимися автомобилями исключены.
Не усугубляйте намеренно ситуации и не тяните до последнего с их разрешением. Возьмите за правило – даже в аврале разъезжаться со встречными автомобилями левыми бортами. Будьте внимательны, аккуратны, благоразумны, спокойны и позитивны. Никогда никуда не спешите. Постоянно повышайте своё мастерство, расти всегда есть куда. Пристёгивайтесь сами и пристёгивайте своих близких всегда и везде, где это возможно, независимо от обстоятельств и мест действия. Выбирайте при покупке автомобиль с ABS, ESP и максимальным количеством подушек безопасности.
Видео с аналогичными ситуациями:
Данное видео является учебным материалом. Источник