Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
8 мая 2013 10:00, Безопасность, Автошкола

«Налево через встречку»: скрытая опасность

К сожалению, типичнейшая ситуация. Безусловно, с точки зрения ПДД виноват тракторист – он выехал из-за перекрывавших обзор автомобилей, не убедившись в безопасности своих действий
9 декабря
Lada (ВАЗ) Granta 1.6 (87 л.с.) AT
По цене нормальный автомобиль.Для пенсионера и поездок на дачу,и так-по делам.
4.2
9 декабря
Renault Kaptur 1.6 MT
Машина неплохая. Дизайн и количество плюшек заставило сделать выбор не в пользу креты. Да есть огрехи сборки и недочеты, но с этим можно мириться. Моя версия 1.6 МТ. в принципе для города неплохо, и э...
4.2
Все отзывы
Рассылка
Подпишитесь на рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
Видеоролики в данной статье опубликованы в качестве учебных материалов, благодаря которым водители знакомятся с различными условиями движения, расширяют представления, учатся предвидеть и избегать аварийные ситуации на дороге. Источник

Разбор ситуации с комментариями Авто Mail.Ru (учебный материал)

К сожалению, типичнейшая ситуация. Безусловно, с точки зрения ПДД, в этой аварии на перекрёстке виноват тракторист — он выехал из-за перекрывавших обзор автомобилей, не убедившись в безопасности своих действий. Но аварии можно было если не избежать, то, по крайней мере, смягчить её последствия, если бы водитель автомобиля с видеорегистратором не допустил нескольких ошибок.

1. Слишком высокая скорость. По видео трудно точно определить, с какой скоростью двигался водитель, однако видно, что едет он быстро. На подъезде к перекрестку именно высокая скорость помешала адекватно оценить обстановку и не оставила ни времени, ни места для того, чтобы избежать столкновения. Водитель, видя зелёный разрешающий сигнал, проезжает перекресток так, словно это обычная пустынная загородная дорога. А ведь перекресток сам по себе опасен — это место пересечений траекторий, место скопления автомобилей и пешеходов, это своего рода концентратор действий и событий. Зеленый сигнал светофора даёт приоритет проезда, но не гарантирует возможность это сделать.

«Налево через встречку»: скрытая опасность - Фото 1
2. Водитель не учёл, что из-за стоящих слева автомобилей, ожидающих «левой стрелки», обзор перекрёстка ограничен.
Причём не только для него самого, но и для тех, кто собирается повернуть налево со встречного направления. «Наш» автомобиль попросту «спрятался» от тракториста за стоящими легковушками и микроавтобусом. Тракторист мог вообще не видеть несущуюся навстречу машину. А если и видел мельком, то не смог оценить скорость. Может, решил проскочить... Не проскочил.

3. Водитель слишком поздно отреагировал на появившийся с самого опасного направления трактор. Если бы водитель предполагал (а такое на перекрестках всегда необходимо предполагать), что ему наперерез кто-то поедет, он бы аккуратно открывал угол обзора, и следил бы в первую очередь именно за встречной полосой.

«Налево через встречку»: скрытая опасность - Фото 2
Если посмотреть внимательно, то поверх машин хорошо видна крыша трактора (на фото отмечена красной стрелкой). От момента её появления в поле видимости до столкновения прошло три-четыре секунды — заметь он её и вовремя среагируй, водитель получил бы шансы смягчить последствия аварии. А если бы и скорость изначально была ниже, о чем мы уже писали, можно было и вовсе вовремя остановиться. Здесь кроме невнимательности сработал эффект «туннельного зрения», когда с ростом скорости уменьшается угол обзора дороги — в итоге опасность была замечена слишком поздно.

Исход ситуации

А вот когда стало понятно, что столкновения не избежать, водитель, в принципе, действовал правильно. Применил экстренное торможение и сумел отвернуть (хотя ПДД требует применять только замедление) от трактора в более легкий прицеп, чем значительно снизил тяжесть последствий аварии.

«Налево через встречку»: скрытая опасность - Фото 3
Это непростой манёвр: на автомобилях без антиблокировочной системы (АБС), чтобы повернуть во время экстренного торможения, необходимо строго дозировать усилие на педали тормоза, если заблокировать колёса, автомобиль не станет реагировать на поворот руля и продолжит двигаться юзом прямо. В условиях надвигающейся опасности и дефицита времени это очень трудно, практически невозможно, адекватное выполнение этих действий возможно только в том случае, если вы систематически тренируетесь на автодроме. В случае, когда автомобиль оборудован АБС, всё гораздо проще: бьём по тормозу до отказа и поворачиваем руль — электроника, не дав колёсам заблокироваться, сохранит управляемость и в подавляющем большинстве случаев обеспечит наиболее эффективное торможение.

На видео запечатлена аналогичная авария — поворот налево через встречную полосу с находящимся на ней препятствием. Ситуация зеркальна той, что выше. Источник

Выводы и советы

— Помним, перекресток — опасное место, даже когда он регулируемый, и для нас горит «зелёный».

— При подъезде к перекрестку, особенно с ограниченной видимостью, снижаем скорость до той, которая позволит безопасно «раскрыть» угол обзора, чтобы адекватно оценить обстановку и проконтролировать все потенциально опасные направления. Ничего страшного, если скорость будет непривычно низка.

— Если вам сигналят и подгоняют — не реагируйте. Ваша святая обязанность — обеспечить себе и другим безопасность, а не идти на поводу несведущих «провокаторов», которые хотят побыстрее проехать.

— Помним, что любое препятствие, закрывающее обзор, мешает не только вам, но и тем, кто должен видеть вас.

— Подъезжая к перекрестку, принимаем во внимание возросшую опасность и готовимся к экстренному торможению — отпускаем газ, можно даже перенести ногу на педаль тормоза, чтобы в случае чего начать мгновенно тормозить. Можно даже чуть нажать на тормоз, таким образом, и тормозная система, и вы придут в полную боеготовность, а загоревшиеся стоп-сигналы заставят насторожиться водителей сзади. Подготовившись заранее, на остановку (если вдруг понадобится) вы потратите меньше времени и метров. Шансы избежать аварии увеличиваются. 

— Приучайте себя к повсеместному и тотальному сканированию обстановки, старайтесь собирать максимум информации. На самом деле, её всегда больше, чем может показаться! Нужно только знать и понимать, откуда её выуживать.

— По возможности оцениваем обстановку сквозь стёкла автомобилей (вот где тонировка оказывает медвежью услугу!).

— Бросаем взгляд в бреши между автомобилями, поверх крыш и под автомобили. Через дорожный просвет очень часто можно увидеть колёса «спрятавшейся» машины, мотоцикла, велосипеда, или ноги переходящего дорогу пешехода. Часто «невидимый» автомобиль через дорожный просвет перекрывающей обзор машины можно идентифицировать по свету фар на асфальте или по отражению в лужах.

— В помощь также тени, отражения контуров автомобилей в витринах, остановках и окнах домов. В сумерки автомобиль в «слепой» зоне часто можно идентифицировать по отсветам фар от стен, бордюрного камня, стоящих автомобилей, знаков.

— Включайте голову, тренируйте внимание, воображение и память. «Рисуйте» в голове траектории машин, которые скрылись от вашего взгляда, и старайтесь предположить место, где они станут видны вновь. Чем больше «целей» вы научитесь одновременно «вести», тем лучше. Рано или поздно такая обработка информации войдёт в привычку и станет автоматической.

— Ищите потенциальные опасности самостоятельно. Даже если опасность не видна, но возможна, выстраивайте свои действия из расчёта, что она реально существует в данном месте в данный момент — подобная модель поведения не раз спасала авторов этих строк от неприятностей.   

— Если понимаем, что аварии не избежать, немедля тормозим — чем ниже скорость при столкновении, тем легче последствия. Закон при возникновении аварийной ситуации запрещает любые действия, кроме экстренного торможения. Но в реалиях часто одного лишь торможения мало. Мы, к примеру, считаем, что за свою жизнь и здоровье можно и нужно бороться. Но, правда, только в том случае, если вы чувствуете, что у вас есть видение и навыки, позволяющие не усугубить ситуацию. Если есть возможность, из всех «зол» выбираем меньшее. Например, от опасного столкновения ищем спасение на обочине или в кювете, можно попробовать направить свою машину в более лёгкий или мягкий объект, как, например, и произошло в разобранной выше аварии — лёгкий и податливый прицеп для столкновения куда более предпочтителен тяжёлому трактору.

Виталий Кабышев

«Налево через встречку»: скрытая опасность - Фото 4 Подобная ситуация может возникнуть и с вами! Будьте внимательны, аккуратны, благоразумны, спокойны и позитивны. Постоянно повышайте своё мастерство, расти всегда есть куда. Никогда никуда не спешите. Пристёгивайтесь сами и пристёгивайте своих близких всегда и везде, где это возможно, независимо от обстоятельств и мест действия. Выбирайте при покупке автомобиль с ABS, ESP и максимальным количеством подушек безопасности.


Предыдущий разбор ситуации
«Ритмический занос: ошибки на дороге»

«Налево через встречку»: скрытая опасность - Фото 5

Подпишитесь на новую рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
Комментарии
559
Виталий Сергеевич
Хорошее Видео... Вот только "коментатор"не совсем корректно прокомментировал ситуацию... Не учел, что видеорегистратор находится несколько правее водительского места. как показывает "практика" 90% водителей уходят (пытаются уйти) от столкновения путем маневра вправо. Водитель начал тормозить, увидев трактор и начал уходить в лево. не потому, что выбрал вариант столкнуться с более "мягким" прицепом, а потому, что был уверен, что минет аварии этим маневром, уверенный, что трактор - просто трактор, а не Трактор с "сюрпризом", но... там оказался "нежданчик" в виде прицепа, который водитель попросту не мог видеть в начале аварийной ситуации, что и привело к его маневру в лево... видел бы он прицеп, или окажись на месте трактора рефрежератор, или другой грузовик, водитель бы начал маневр в другую сторону...
СсылкаПожаловаться
Центр
Точно назвать скорость водятла с регистратором можно, если знать расстояние между опорами освещения. Точного расстояния я не знаю но могу приблизительно оценить. Стандарт расстояния между опорами освещения в городе - 40 метров. Предположим для верности, что в данном случае стандарт был нарушен и опора от опоры отстояла на 30 метров, что бывает, но редко. За 8 сек от начала съёмки регистратор пролетает 10 пролётов, то есть 300 метров. 300/8=37.5 м/сек 37,5*3600=135000 или 135 километров в час. Получается, что хлопчик не ехал, он просто низко летел. Конец закономерен...
СсылкаПожаловаться
Luft Flot
А я вот недавно похоже так попал. Подъезжал к маленькому пустому перекрестку - зеленый, за пару метров до линии начал мигать, прибавляю газу, и вдруг со встречки наискосок поворачивает лансер, буквально доли секунды, по тормозам, поытка ухода вправо и удар. Выбегает тетка и начинает орать, ты должен был пропустить, ты должен был затормозить, зачем ты гнал? Полиция приехала, она типа начинает выворачиваться поворачивала с центра как положено, а сама носом в начале перекрестка на встречку смотрит. Ну конечно ее признали виновной, но у нее стаж 15 лет, а у меня 1,5 года. Слава богу, что все живы. Я потом думал долго, корил себя, что на газ нажал, но затормозить я тоже не мог и я не думал, что кто то с ходу начнет вот так наискосок поворачивать. Там буквально секунды были, от силы 2-3, если бы еще перекресток был большой.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Новости Mail.Ru