Mazda MX-5 Ice Race 2012. Кенгуру против медведей

Прошлогодняя ледовая гонка в Швеции получила неожиданное продолжение в Екатеринбурге
Вадим Гагарин
Редактор Авто Mail

Прошлой зимой европейское отделение Mazda устроило невероятную ледовую гонку MX-5 Ice Race на льду замёрзшего озера Каллшен, что в Швеции. Команды журналистов со всей Европы, два десятка машин на старте, контактная борьба, четыре часа скольжений на пятикилометровом кольце – зрелище похлеще французского первенства Andros Trophy! Но, конечно, украшением той гонки стала борьба двух наций – России и... Австралии. Тогда, неожиданно для представителей Зелёного континента, победили мы, хотя ещё на старте откатились аж на 17-ю позицию. Было ясно – грядёт реванш!

Прошёл почти год, март всё приближался, но ясности о будущей гонке не было никакой. А вскоре стало известно – Mazda отказывается от проведения весьма дорогостоящего мероприятия (надеемся, что это временное явление). К счастью, упавшее знамя подхватило российское представительство компании – Ice Race 2012 быть! Отрядили туда 25 журналистов, 12 из которых должны были составить четыре команды. Но соревноваться им предстояло не только между собой, а ещё и с... теми самыми австралийцами, что и в прошлом году. Вот так сюрприз!

Итак, опять замёрзшее озеро, только не в Швеции, а под Екатеринбургом. И... снова родстеры Mazda MX-5, да не простые, а Aori! Да-да, те самые, на которых нам довелось поездить в рамках любительского кубка Mazda Sport Cup – на них же состоялся и весьма интересный финал на «Смоленском кольце». Всё по-взрослому: крыша демонтирована, внутри лишь один «ковш» с четырёхточечными ремнями, каркас безопасности, огнетушитель... Как в Ice Race 2011! Но было весьма важное отличие, которое сыграло немалую роль в итоговых протоколах будущей гонки.

Шины! Потратив 30 часов на долгий путь до Урала, австралийцы солнечным и морозным утром разочарованно разглядывали дорожную шиповку Michelin X-Ice North 2. Ещё бы! Для нас-то не было секретом, что их невероятный темп в шведской гонке объяснялся установленными на машинах «зубастыми» покрышками Black Rocket с 3-миллиметровым шипом. «Держак» на льду в этом случае становится сопоставим с условиями грунтовых трасс, на которых тренировалась бравая австралийская команда перед прошлогодним соревнованием. Готовились они и к будущему реваншу.

Но вряд ли организаторов можно обвинить в создании изначально неравных условий. Команда во главе с Олегом Кесельманом намеренно пошла на такой шаг, чтобы ограничить скорости. Машины-то нужно сохранить до основных баталий, до будущей очной гонки. Но уже в первом же тренировочном заезде начались вылеты и развороты – «скользкие» шины на голом природном льду отнюдь не охладили пыл участников. Дошло до того, что одного особо ретивого коллегу пришлось и вовсе отстранить от дальнейшего участия...

Сажусь за руль, выезжаю на трассу... Ого, скользко настолько, что 160-сильный родстер так и норовит закинуть «корму». Чуть переборщил с газом – готовься «ловить» норовистую MX-5! А каждый такой занос оборачивается неминуемой потерей времени. Подсбросил, «поймал» рулём – получи лишнюю пару секунд. Трассу быстро раскатали до голого льда, поэтому цепляться за остатки снега уже не получалось. В результате весь круг длиной 1,2 километра я ехал исключительно на четвёртой передаче, чтобы избежать ненужной пробуксовки.

Впрочем, несмотря на сравнительно медленную трассу и отсутствие скоростных поворотов, вылетов было предостаточно – буксир в виде пикапа Mazda BT-50 трудился без устали. Однажды перестарался и я, попытавшись использовать бруствер при торможении. Сдёрнули, но время было потеряно. В итоге многочисленные происшествия привели к тому, что квалификационный заезд остался всего один вместо двух запланированных. Взяв себя в руки и проехав спокойно и без экспериментов, я попал в двенадцать счастливчиков, которым предстояло бороться с австралийцами на следующий день. Они, кстати, сами распределялись по командам, а нас раскидали по результатам жеребьёвки.

Вечером нас ждал сюрприз – у каждой из шести участвующих команд (по три пилота в каждой) был персональный тренер. Олег Кесельман пригласил в Екатеринбург «дрим-тим» российского автоспорта! Это раллисты Станислав Грязин и Денис Левятов, кольцевики и победители трековых гонок – Владимир Черевань, Виктор Козанков и Александр Сотников и, конечно же, какая гонка на «Маздах» без Бориса Шульмейстера? В общем, сплошь мастера и чемпионы!


Бориса сразу отправили наставлять на путь истинный австралийцев, которые явно чувствовали себя не очень уютно на дорожных шинах, а мы «вытянули» Виктора Козанкова, который в автоспорте провёл больше лет, чем у каждого из нас числилось в паспорте. К слову, моими коллегами стали Пётр Ястребов из журнала «Автомир» и Михаил Кульдяев (интернет-сайт Bezrulya.ru). Логично, что в двенадцать сильнейших прошли все участники прошлогодней гонки MX-5 Ice Race 2011 – не считая Бориса Шульмейстера, не было только Никиты Гудкова из «Авторевю», который не смог приехать из-за занятости. Впрочем, его достойно заменил Владимир Мельников, который и показал лучшее время в квалификации. Наша команда оказалась на стартовой решётке третьей.


Вечер прошёл быстро – мы, разинув рты и уши, жадно впитывали интересные рассказы гуру советского и российского автоспорта, едва не забыв обсудить тактику будущей гонки. Но, проснувшись утром, все были шокированы. В Екатеринбурге за зиму выпало очень мало снега, что едва не поставило под угрозу проведение ледовой гонки. И за одну ночь его вдруг навалило столько, что первые круги по трассе во время финальной тренировки оказались на целых 30 секунд медленнее квалификационных! В итоге перед гонкой было решено вызвать грейдер.

По ходу 50-минутного заезда мы распределились следующим образом – стартовал Ястребов, принимал эстафету я, а финиш доверили Кульдяеву. И Пётр, который так волновался перед стартом гонки, отлично провёл свой отрезок! Он вышел на второе место и вцепился в задний бампер Aori Сергея Воскресенского («За Рулём»), показавшего лучший круг гонки (впрочем, уже с третьего круга времена сильно «упали», так как трассу быстро раскатали).

Моя смена! Mazda под номером 8 заезжает на пит-лейн, меняемся пулей (как и в прошлом году в Швеции) и... я почти полторы минуты вынужден стоять перед судьёй. Дабы избежать толкучки и суматохи при сменах, время, проведённое в боксах, должно было оказаться не менее двух минут. Старт! Но что такое? Судья продолжает меня держать! Оказалось, в это время по стартовой прямой ехала машина, а траектория выезда из боксов такова, что пересекается с «боевой». Так мы потеряли свои первые десять секунд, провалившись в итоге на четвёртое место.

Волею судеб мы финишировали третьими – незадолго до «клетчатого флага» лучший австралийский экипаж допустил ошибку, зацепив сугроб, и Миша устремился к «бронзе». Но в тот день я нисколько не пожалел, что не сел за руль на финальном отрезке гонки. Все, кто в этот момент находились на пит-лейн, стали свидетелями фееричной битвы между Михаилом Петровским («Драйв») и Владимиром Мельниковым («Авторевю»). А ведь это была борьба за победу!

Володя быстро догнал Михаила и буквально на каждом сантиметре трассы пытался протиснуться вперёд, но не тут-то было. Дошло даже до контакта на стартовой прямой, но статус-кво сохранялся на протяжении нескольких кругов. Впору было хвататься за сердце – сейчас, мол, что-то произойдёт. Но, к чести лидеров, красивый обгон прошёл чисто и Мельников привёл свою команду к заслуженной победе. А после финиша выяснился любопытный нюанс. Оказывается, Володя думал, что перед ним какой-то особенно неуступчивый круговой!

Нас же от первой ступеньки отделило 23 секунды. Причём львиная доля оказалась потеряна не на трассе, а во время смен! Как же так, спросите вы? Всё просто – помимо того момента с выездом на трассу, каждая команда по своему интерпретировала правила въезда на пит-лейн. Мы, как было оговорено до этого, сбрасывали скорость аккурат после первого конуса, а иные экипажи «топили» чуть ли не до зоны боксов. Но устраивать разбор полётов никто и не собирался – все получили колоссальное удовольствие от борьбы и, кроме того, оставили не у дел австралийцев. Первая тройка состояла сплошь из российских команд!

Подсластить пилюлю зарубежным гостям мог суперфинал – 15-минутная гонка трёх лучших российских журналистов и трёх лучших австралийцев. Честь нашей страны отрядили отстаивать Александра Евштокина («Мотор») и уже упомянутых Владимира Мельникова и Михаила Кульдяева. Казалось, что и здесь мы не оставим их шансов, но вылет Кульдяева всё-таки открыл дорогу к подиуму одному из команды Австралии. Забавно, ведь именно ошибка австралийца пропустила нашу команду в тройку в основной гонке!


Конечно, австралийцев было по-человечески жаль. Они проделали такой долгий путь, ехали в совсем непривычных для себя условиях и не смогли даже побороться за победу. Но проигрывать достойно они умеют. Никакой обиды, всё с юмором и шутками, а в конце мероприятия решили вызвать на матч-реванш уже нас. Увидимся в Австралии? Посмотрим, решится ли на это их представительство Mazda!

Вадим Гагарин
Фото компании Mazda