Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
6 февраля
Skoda Octavia Tour 1.4 MT
Моя первая иномарка, выбирал м/у лачетти и октавией. Нужен был проверенный семейный автомобиль. Взял шкоду. Понравилась тишина, комфорт и управляемость. Очень вместительный багажник. Двигатель неплохо...
3.7
19 октября
Skoda Superb
Очень доволен автомобилем, огромный,комфор​тный,очень устойчивый на больших скоростях и в крутых поворотах,резвы​й. Своих 130 л.с. на качественном немецком диз.топливе хватает для быстрого разгона...
4.5
Другие отзывы о Skoda Все отзывы
Рассылка
Подпишитесь на рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
10 марта 2011 10:05, Новости

Межсезонье по-французски

Что такое Trophee Andros? Знакомимся с ледовыми гонками в Альпах вместе с командой Skoda

Наш автобус медленно поднимается по серпантину, натужно ревя дизелем. Одна «шпилька», вторая, третья… С одной стороны – каменная стена, с другой – обрыв, которому конца-края не видно. Мы в Альпах и путь наш лежит на высоту почти два километра – на горнолыжный курорт с труднопроизносимым названием Альп-де-Юэз. Но едем мы туда вовсе не для развлечения, хотя мощный снегопад идёт явно на радость лыжникам и «бордерам». Наша задача – познакомиться поближе с Trophee Andros, гоночной ледовой серией. Никогда не слышали о такой?

Межсезонье по-французски - Фото 1
Вот так и выглядит большинство этапов серии Trophee Andros. Горы, подъёмники и... ледовая трасса. Лёд заливают довольно долго  его толщина доходит до нескольких десятков сантиметров!

Неудивительно! Популярность «Трофея Андрос» за пределами Франции не слишком-то велика, даже официальный сайт предлагает ознакомиться с Trophee Andros только на родном языке. Однако серия может похвастать солидной историей. Началось всё в конце 80-х, когда Макс Мамерс, победитель национального чемпионата по ралли-кроссу, заскучал в межсезонье. Мол, чем же заняться с декабря по март? Стационарные автодромы – во власти зимы, но не сидеть же три месяца перед камином, потягивая сигару. Значит, устроим гонки!

Межсезонье по-французски - Фото 2
Неутомимый Макс Мамерс с радостью встречает журналистов и охотно делится планами по расширению календаря серии. Сейчас проходит 8 этапов Andros Trophy, но все они, кроме одного в Андорре,  на территории Франции. Хотя несколько лет назад Мамерс вывозил своё детище в Канаду. Подумывает Макс и о Пекине  он хочет устраивать там шоу-заезд вроде того, который завершает сезон на парижском Стад-де-Франс. России в ближайших планах нет

«Покатушки от Макса» начались на курортах в Альпах и Пиренеях – где ж ещё найти снег и лёд в достаточном количестве? Несколько лет «весёлые старты» оставались междусобойчиком, привлекая разве что туристов, воспринимавших это как бесплатный бонус к своим горнолыжным путёвкам. Но популярность потихоньку росла, и уже в 1990 году серия получила имя Trophee Andros и разрослась до нескольких этапов. Andros – это титульный спонсор, французский продуктовый бренд. Хотя, конечно, борются за почётный «Трофей» вовсе не поеданием печенья на скорость, и не соревнуясь, кто больше выпьет сока. Как и в настоящих гонках, счёт идёт даже не на секунды, а на доли!

Межсезонье по-французски - Фото 3
Каждый этап Trophee Andros (за исключением шоу-гонки в Париже) проходит в двухдневном формате. Причём они проходят по одному и тому же сценарию  тренировки (три круга на «брата»), квалификация (четыре круга) и только потом финал. В Альп-Де-Юэз самая скучная часть была днём 

Trophee Andros привлекала всё больше «скучающих» зимой пилотов. Шутка ли – в своё время здесь выступали Жан Алези, Юта Кляйншмидт, Жан-Луи Шлессер, Рене Арну. Сплошь и рядом – бывшие пилоты Формулы-1 и победители марафона «Дакар». И известный горнолыжник Люк Альфан – туда же. Распробовав вкус гонок именно в «Трофее Андрос», француз настолько ими увлёкся, что в итоге тоже выиграл легендарный ралли-рейд.

Межсезонье по-французски - Фото 4
Поэтому гораздо больше внимания привлекала вечерняя программа. Во-первых, при искусственном освещении зрелище становится реально красивым  отблески фар, всполохи гоночного «выхлопа», блики от прожекторов. А, во-вторых, борьба кипит уже совсем не на шутку

Не стал исключением и этот сезон, уже 22-й по счёту. Загибайте пальцы: Ален Прост, четырёхкратный чемпион Ф1, Оливье Панис, Франк Лагорс, Роман Грожан и… даже Жак Вильнёв! Чемпион мира 1997 года не устоял перед предложением Паниса, бывшего напарника по команде BAR Honda, и тоже дебютировал в Trophee Andros. Пилоты трёх разных поколений! 

Межсезонье по-французски - Фото 5
На гонке в Альп-де-Юэз в Trophee Andros дебютировал Ари Ватанен  чемпион мира по ралли и четырёхкратный триумфатор «Дакара»! Правда, легендарный финн не блистал  слишком специфичны ледовые гонки на полноуправляемой машине. Ветеран проехал три этапа и расположился на 26-й строчке по итогам сезона

Забавно, что в одном заезде с этими зубрами гонок могут участвовать и никому не известные вчерашние юниоры, и 50-летние пузатые ветераны, и даже молоденькие девушки, причём весьма симпатичные. В этом – ещё один секрет успеха Trophee Andros. Дружелюбную атмосферу отмечают все – и пилоты, и зрители. Даже без журналистской аккредитации можно запросто зайти в любой из командных шатров, посмотреть на работу механиков или просто с кем-нибудь пообщаться. Неслыханное дело в WRC или Формуле-1.

Межсезонье по-французски - Фото 6
Конечно, свою роль играет и относительная дешевизна участия – в среднем за сезон пилоту придётся выложить всего 100 тысяч евро, сущие пустяки в сравнении с «серьёзными» гонками. Добавляет перца и технический регламент, который призван максимально обострить соперничество. Пусть никого не смущает разнообразие марок. Среднемоторные «силуэты» Skoda Fabia, BMW 1-й серии, Toyota Auris, Fiat Stilo, Dacia Duster, Renault Clio роднит с серийными машинами только пластиковая «скорлупа», повторяющая обводы кузова. Под ней – трубчатый каркас, унифицированная полноприводная трансмиссия и секвентальная коробка передач Sadev. Масса прототипа – 950 кг.

Межсезонье по-французски - Фото 7
Двигатель - едва ли не единственный узел, уникальный для каждой команды. Skoda использует мотор Audi, на угловатом Dacia Duster Алена Проста стоит V6 Nissan, а под «колпаком» у BMW  агрегат... Toyota! Как так? Всё просто  у BMW нет V-образной «шестёрки», требуемой регламентом. Но, пожалуй, самая необычная деталь прототипов Trophee Andros  это «дворники» на боковых стёклах! Штука отнюдь не лишняя, пилоты проезжают в эффектном заносе добрую треть круга

Даже двигатели жёстко загнаны в рамки техническим регламентом – это трёхлитровые атмосферные «шестёрки» с унифицированным блоком управления, ограничивающим частоту вращения стандартного коленвала до 7500 об/мин. Неудивительно, что отдача у всех моторов практически одинакова – примерно 340-350 лошадиных сил. А основная работа с силовым агрегатом заключается только в «подгонке» характеристики крутящего момента, куда более важной на «затычных» трассах. Причём нельзя трогать даже передаточные числа в КПП! В итоге инженерам остаётся лишь играть с подвеской и выбирать давление в шинах. 

Межсезонье по-французски - Фото 8
А с прошлого сезона в Trophee Andros есть и зачёт электрокаров. В отличие от «основных» машин, «электрички» поставляются одной компанией  Exagon Engineering. Собраны они примерно по той же схеме (пространственная рама + пластиковые кузовные панели), но имеют задний привод. Электромотор Siemens выдаёт 90 кВт (122 л.с.)  этого хватает, чтобы разгонять 800-килограммовую «табуретку» до 160 км/ч. Запас хода  35 километров. Любопытно, что на «электричках» ездят не только юниоры, девушки и дедушки, но и пилоты «элитного» дивизиона. Это и Франк Лагорс, и Оливье Перно, и Роман Грожан! Зачем? Ради тренировки и, конечно же, удовольствия  привод на задние колёса превращает гонку на льду в чистый «фан». Неудивительно, что к этой компании присоединился и... Фабьен Бартез  бывший вратать сборной Франции по футболу. А чемпионом второй год подряд становится сын Алена Проста Николя

Но главная «фишка» машин, выступающих в Trophee Andros – полноуправляемое шасси. Задние колёса поворачивают в сторону обратную повороту и обеспечивают «силуэтам» феноменальную управляемость, позволяя срывать «корму» в занос ещё задолго до входа в вираж. И никакой «ручник» не нужен, поэтому его попросту нет. Реализовано это достаточно просто – от рулевой рейки к задним колёсам идёт вал, который вращает диск со спиральной канавкой. Причём характеристики этого механизма можно изменять.

Межсезонье по-французски - Фото 9
По мнению Оливье Паниса, шины  это основное в Trophee Andros. Если удастся выбрать правильное давление (обычно стартуют с 2 атмосфер и потихоньку понижают при необходимости) по мере износа шин и изменения состояния трассы, можно смело рассчитывать на победу. Покрышки у всех одинаковые  Continental IceRacingContact 3. Разница лишь в том, что для электрокаров их «шпигуют» 290 шипами, в то время как у бензиновых машин на каждом колесе по 232 шипа. Рабочая длина  3,5 мм. Больше нельзя, лёд быстро придёт в негодность

Например, до какого-то угла поворота руля задние колёса стоят прямо, а степень их дальнейшего «доворота» зависит от того самого диска. Мало того, его можно отрегулировать так, чтобы в одну сторону задние колёса поворачивали не так, как в другую (это можно сделать при преобладании на трассе левых или правых виражей). Правда, сами пилоты этим не слишком злоупотребляют – слишком сложно становится прогнозировать поведение машины.

Межсезонье по-французски - Фото 10
Увидеть повёрнутые в обратную сторону колёса можно, как правило, перед медленными «шпильками». Это помогает пилотам заранее «выставить» машину на нужный угол заноса

С трассой нам, кстати, повезло. Этап в Альп-де-Юэз считается одним из самых техничных, что уже можно понять по конфигурации. Среднескоростные повороты чередуются с достаточно длинными прямыми и сложными «шпильками». Длина кольца – 820 метров. А вот с погодой – не очень. Месячная доля осадков, выпавших за сутки, оказалась ещё «цветочками». В ночь перед первым «боевым» днём вдарил приличный мороз. Организаторы жаловались – таких условий за всю историю «Трофея» они и не припомнят.

Межсезонье по-французски - Фото 11
Брустверы на трассе крепкие, проверено лично  меня накормил снегом Франк Лагорс, решивший не тормозить перед финишной чертой в квалификации. В поворот ему после этого вписаться не удалось - попал он аккурат в «мой» сугроб. Но машину быстро восстановили и француз не пропустил ни одного финального заезда. На фото вверху  «Шкода» Франка спустя несколько секунд после аварии, ещё даже снежная пыль не успела осесть...

Отогревались мы в гостеприимном моторхоуме «Шкоды» – собственно, по приглашению чешской команды мы и оказались на Trophee Andros. И это было весьма кстати, так как мы получили возможность поболтать с Оливье Панисом. Хотели «захомутать» и Жака Вильнёва, но канадец слишком долго катался по склону и едва успел к старту. Да-да, именно в составе Skoda Motorsport выступает в «Трофее» максимальное число бывших «формульных» пилотов – помимо Паниса и Вильнёва, это ещё и Франк Лагорс.

Межсезонье по-французски - Фото 12
Оливье Панис пришёл в Trophee Andros с подачи Алена Проста. Сначала он воспринимал это, скорее, как дружеские «покатушки», но быстро понял, что здесь придётся работать. По словам Оливье, ему очень помог опыт Формулы-1  в первую очередь, концентрация в квалификационных заездах. Но главное, конечно,  это реально дружеская атмосфера, здесь нет такого дикого прессинга, как в «королевских гонках»

Skoda вообще подошла к делу ответственно. Уже в дебютный год команда смогла завоевать чемпионский титул, а в следующем сезоне (2010-м) Жан-Филипп Дейро смог закрепить успех. Но на этот раз удержать Дейро чехи не смогли – титулованный француз перешёл под знамёна BMW. Так что вся надежда была на «формульную» тройку. Смогут ли подхватить упавшее знамя?

Межсезонье по-французски - Фото 13
Квалификация в Trophee Andros важна не только потому, что за неё дают 60 очков. Первое место на старте тут ценится ничуть не меньше, чем «поул-позиция» в Формуле-1. Ибо обгонять тут очень сложно  узко и видимость в снежной пыли «никакая». Кстати, победителя гонки «награждают» ещё и 60-килограммовым балластом (за второе место  40 кг, за третье  20), избавиться от которого не так-то просто  минусуют по 10 кг на каждой гонке, где пилот не попал на подиум 

Самая важная часть этапа Trophee Andros – это квалификация. Чтобы не устраивать бойню в «масс-старте», организаторы дают за победу в гонке лишь 20 очков против 60 в «квале». Не зря Оливье Панис рассказывал нам, что «формулисты» имеют преимущество даже над раллистами, так как умеют максимально сконцентрироваться в подобных условиях. Проехать нужно четыре быстрых круга подряд, причём результатом является сумма их времён. И именно Панис стал единоличным победителем субботних заездов, набрав максимальные 80 баллов. 

Межсезонье по-французски - Фото 14
Заезды «электричек»  зрелище особенное. В первую очередь шокирует... тишина! Шорох шин, свист ветра, из-за поворота появляется машина и так же, почти бесшумно, исчезает. Но в гонках «рубилово» не хуже, чем у «настоящих»! Этого беднягу «убрали» в тот же сугроб, где уже отметился Лагорс

Но, конечно, гораздо зрелищнее именно сама гонка. Старт с места уже предполагает жёсткие действия, однако до завалов дело не дошло – за увлечение контактной борьбой могут и наказать! Рёв моторов, шлейф снега и каждый поворот боком – напоминает ралли, где почему-то 10 машин сбились в кучу и пытаются обогнать друг друга. С обгонами, кстати, всё непросто – на узкой трассе при такой видимости на это способны только камикадзе. 

Межсезонье по-французски - Фото 15
Следующий день стал бенефисом Алена Проста. Сначала «Профессор» за рулём «силуэта» Dacia Duster уверенно выиграл квалификацию, а потом выиграл финальный заезд. Но на последующих этапах ни Прост, ни Панис так и не смогли опередить опытного Дейро, который в третий раз подряд стал чемпионом Andros Trophee. И пусть Ален Прост завершил сезон жирной точкой, выиграв в минувшие выходные самый престижный и массовый этап (100 тысяч зрителей!) на парижском Стад-де-Франс, в зачёт он не идёт.

Межсезонье по-французски - Фото 16
Так что, несмотря на всю простоту при взгляде с трибун, Trophee Andros – весьма сложные соревнования. Тому же Просту до первого титула потребовалось пять лет участия («Профессор» дважды выигрывал «Трофей» за рулём Toyota Auris), а лучшим результатом Паниса так и осталась «бронза» прошлогоднего сезона. Впрочем, всем им ужас как далеко до феноменального успеха Ивана Мюллера – двукратный чемпион «Мирового туринга» выигрывал Trophee Andros десять (!) раз, причём семь из них подряд! И, похоже, скоро французские разборки станут ещё жарче. Свой интерес к «Трофею Андрос» проявил… Себастьен Лёб! Так что следующей зимой скучать там точно не придётся.

Вадим Гагарин
Фото автора и организаторов Trophee Andros

Подпишитесь на новую рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
Комментарии
8
Слепой Топор
круто, так адреналина нахвататься.
СсылкаПожаловаться
АЛЕКСАНДР
Это если не ошибаюсь, единственная гонка в которых участвуют авто со всеми поворачиваемыми колесами.Полный привод, да и еще с регулируемыми 4 колесами-жесть а не авто.
СсылкаПожаловаться
Eroha_Ronaldo Cristiano
Ероха
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Возможно, вам будет интересно