«Стремитесь к совершенству во всем, что вы делаете. Возьмите лучшее из того, что существует, и сделайте его еще лучше», — эти слова знаменитого инженера и изобретателя Генри Ройса определили его жизненный путь.
Основная информация о Генри Ройсе
Краткая биографическая справка:
Полное имя | Сэр Фредрик Генри Ройс (Sir Frederick Henry Royce) |
Годы жизни | 27 марта 1863 г. — 22 апреля 1933 г. |
Гражданство | Великобритания |
Национальность | Англичанин |
Титул | Баронет |
Награды | Кавалер Ордена Британской империи |
Фото Генри Ройса

Детство и образование Генри Ройса
Будущий баронет и рыцарь Британской империи родился в маленьком городке Хантингдоншир — он был пятым ребенком в семье мельника. Семейство было небогатое: вскоре после рождения сына отца объявили банкротом, и он какое-то время провел в тюрьме. В попытке поправить дела родители перебрались в Лондон, и там отец скончался, когда мальчику не было и 10 лет.
Генри был вынужден с малых лет зарабатывать себе на хлеб. Не окончив школу, он устроился работать разносчиком газет и телеграмм. Один из выдающихся автомобильных конструкторов своей эпохи был талантливым самоучкой.
Карьера Генри Ройса
В 1879 году, когда парню исполнилось 16 лет, его взяли подмастерьем в железнодорожные мастерские Питерборо. Помогла тетка: работа на железной дороге тогда считалась престижной и по окончании учебы юный Ройс мог рассчитывать на хорошую зарплату. В мастерской Генри оказался в своей стихии и демонстрировал отличные способности. К сожалению, спустя два года тетя не смогла больше оплачивать его обучения, и Ройсу пришлось вернуться в Лондон.
В 1881 году молодого человека приняли на работу в компанию Electric Lighting & Power Generating Company. Отрасль это была совершенно новая, и для работы в ней не требовалось формальное образование или сертификат: это сыграло на руку Генри. После работы он посещал вечернюю школу, где занимался математикой и английским языком. Карьера Ройса шла в гору, но тут компания обанкротилась, и он оказался без работы в 19 лет.
На тот момент Ройс сумел накопить небольшую сумму и в 1884 году основал собственную компанию FH Royce & Co. Начинал он с электрических дверных звонков, но ушел в более перспективную отрасль: тяжелое машиностроение. Компания Ройса производила башенные краны и оборудование для строительства мостов.
Постоянный стресс на работе и опасения за финансовое состояние (Ройс больше всего на свете боялся стать банкротом, как отец) подорвали его здоровье. Врачи посоветовали Генри взять длительный отпуск, и он отправился навестить родителей жены в Южной Африке. В долгое путешествие он взял с собой почитать книгу «Автомобиль — его конструкция и управление», и она изменила его жизнь.
Как Генри Ройс пришел в автомобилестроение и знакомство с Чарльзом Роллсом
Вернувшись из отпуска в 1901 году, Ройс приобрел свой первый автомобиль, французский De Dion-Bouton, и остался крайне недоволен качеством и исполнением. Разобрав свое авто буквально до винтиков, Генри Ройс на его основе создал собственную модель.

Первый «Ройс» был оснащен двухцилиндровым двигателем собственной конструкции и имел мощность 10 л.с. Генри представил его публике в конце 1903 года, а уже в 1904 году его познакомили с Чарлзом Роллсом: аристократом, богачом и предпринимателем. Несмотря на большую разницу в возрасте (Ройс был на 14 лет старше), мужчины сошлись на почве любви к автомобилям. Инженерный талант Ройса произвел на Роллса огромное впечатление — сам же он обладал капиталом и деловой хваткой. Роллс и Ройс решили объединить усилия. В 1904 году на Парижской выставке дебютировала их совместная марка Rolls-Royce.

Во вновь образованной компании Rolls-Royce Limited Генри Ройс занял пост главного инженера. Освобожденный от финансовых забот, он смог всего себя посвятить разработке новых моделей. В 1907 году Ройс спроектировал легендарный Silver Ghost: модель с шестицилиндровым мотором мощностью 40/50 л.с., носитель титула «лучший автомобиль всех времен». Каждый автомобиль изготавливался по индивидуальному заказу с учетом всех пожеланий капризных клиентов: аристократов и миллионеров. Машина оказалась настолько популярной за океаном, что партнерам пришлось построить второй завод в Спрингфилде, штат Массачусетс.

Долгое время Silver Ghost был единственной моделью, которую производил Rolls-Royce. В 1913 году, перед самым началом войны, несколько «призраков» добрались и до Императорского гаража в Санкт-Петербурге: Николай II был большим поклонником автомобилей. После революции на царском «Роллс-Ройсе» разъезжал по Москве Ленин.
Генри Ройс и авиация
Отлично налаженный бизнес работал как часы, красивые и мощные автомобили пользовались неизменным спросом, а Генри Ройс переключился на вторую свою страсть: авиацию. Он с 1898 года увлекался воздухоплаванием, стал одним из учредителей британского Королевского аэроклуба. На имя Генри Ройса выдана национальная пилотская лицензия с порядковым номером 002.
В 1910 году Ройс всерьез занялся проектированием авиационных двигателей. Его основным заказчиком стало государство. В Первую мировую войну примерно половина самолетов Антанты была оснащена двигателями Rolls-Royce. Помимо авиационных моторов, корпорация производила танки, бронеавтомобили и другую военную технику.
Военные заказы позволили компании успешно пережить тяжелые послевоенные годы. Rolls-Royce продолжил изготавливать роскошные авто для богатых и знаменитых, а его авиационное подразделение производило двигатели для бурно развивающейся гражданской авиации.
Несмотря на слабое здоровье (в 1912 году Ройс перенес тяжелую операцию), он оставался у руля компании. В 1930 году за заслуги перед страной ему был присвоен дворянский титул.

Генри Ройс скончался от сердечной недостаточности в 1933 году, в самый разгар работы над своим очередным великим творением — авиационным двигателем R-R Merlin. В память об основателе буквы Rolls-Royce на логотипе компании сменили цвет с красного на черный. Его конструкционные наработки использовались инженерами компании еще долгие годы, и во Вторую мировую войну небо Британии снова защищали самолеты с моторами Rolls-Royce.
Личная жизнь Генри Ройса
Жену Генри Ройса звали Минни Грейс Пунт. Они поженились в 1893 году. Родилась она в Лондоне и скончалась в 1936 году, пережив супруга на три года. Детей у пары не было, и баронетский титул Генри с его смертью прекратил существование.
Наследие Генри Ройса в современном автопроме

Неутомимый перфекционист Ройс спроектировал одни из самых совершенных автомобильных моторов своего времени. Он первый реализовал идею модульной конструкции, когда на одно и то же шасси можно монтировать двигатели различного объема и мощности. Марка Rolls-Royce по сей день остается одним из главных символов престижа и роскоши в мире.