Французского промышленника и инженера Луи Рено считают одним из самых плодовитых изобретателей своего времени: человеком, превратившим четырехколесную повозку с мотором в автомобиль, каким мы его знаем.
Основная информация о Луи Рено
Для начала дадим краткую биографическую справку:
Полное имя | Луи Рено (Louis Renault) |
Годы жизни | 12 февраля 1877 г. – 24 октября 1944 г. |
Гражданство | Франция |
Национальность | Француз |
Важнейшие изобретения | Коробка передач, гидравлический амортизатор, барабанный тормоз, карданный вал, откидывающиеся сиденья |
Фото Луи Рено

Детство и образование Луи Рено
Луи Рено родился в престижном округе Парижа, в весьма состоятельной буржуазной семье: у его отца была фабрика галантерейных товаров и крупный дамский магазин в столице. Луи стал четвертым ребенком своих родителей — у него было два брата, Марсель и Фернан, а также две сестры.
Предполагалось, что сыновья унаследуют семейный бизнес, но у младшего были другие планы: учился он плохо и ничем кроме механики и электротехники не интересовался. К чести отца, он не пытался переломить парня через колено. Выделил ему для экспериментов сарай в загородном поместье семьи и даже познакомил с Леоном Серполле: великим французским инженером, создателем паровых машин.
В ответ Луи пообещал отцу поступить в Высшую техническую школу Парижа, но не успел подготовиться и завалил все вступительные экзамены, кроме черчения. Как и многим другим неудавшимся студентам, Луи пришлось уйти в армию.
Первый автомобиль Луи Рено

Демобилизовался Луи в 1898 году, и не с пустыми руками: приехал на стареньком De Dion-Bouton. Это был даже не автомобиль, а трехколесная самоходная повозка с одноцилиндровым мотором. Рено ее серьезно модернизировал: переделал шасси с трех колес на четыре, а главное, добавил коробку передач и карданный вал. В автомобилях тех времен коробка передач отсутствовала, из-за чего они совершенно не умели ездить в гору, и передвигались только по ровной поверхности. Луи поспорил с несколькими друзьями, что въедет на своей «Корзинке» (так он окрестил машину) вверх по довольно серьезному уклону в 13°. И выиграл спор!
Как возникла компания Renault
Выигранное пари обеспечило Луи не только уважение приятелей, но и финансовый успех: он тут же получил заказ на еще 12 автомобилей такой же конструкции. На коробку передач он, кстати, получил патент, и она приносила ему солидный доход в течение всей жизни. Тут семейство осознало, что странное увлечение младшего сына может оказаться полезным, и оказало ему финансовую и административную поддержку. Три брата Рено основали компанию Renault Frères (братья Рено): Марсель и Фернан занимались общим руководством и коммерческими вопросами, а Луи мог посвятить себя конструкторским разработкам.

Главным способом продвижения автомобилей в начале ХХ века было участие в гонках: автоспорт был невероятно популярен, а гонки — лучший способ продемонстрировать скорость и мощность новой машины. Луи и Марсель лично пилотировали гоночные болиды Renault, и весьма успешно: победа в гонке «Париж-Бордо» 1900 года принесла компании заказ на 350 автомобилей.

Компания братьев Рено отличалась от конкурентов тем, что не замыкалась в каком-то одном сегменте, а производила широкую линейку автомобилей — от малолитражек до роскошных лимузинов. Знаменитые парижские такси начала прошлого века, прозванные из-за своей формы «браунингами», тоже выпускались на заводах Renault.

В 1905 году в семье Рено произошла трагедия: во время гонки «Париж-Мадрид» автомобиль Марселя не смог вписаться в поворот и вылетел с трассы — гонщик погиб на месте. А в 1909 году ушел из жизни и второй брат, Фернан: он отличался слабым здоровьем. Луи остался один. Рено тяжело переживал смерть братьев: они были очень близки и поддерживали друг друга, а теперь вся ответственность легла на его плечи. Чтобы упростить управление и привлечь капитал, Рено преобразовал семейную компанию в акционерное общество.
Деятельность Луи Рено после смерти братьев
К 1913 году в компании трудилось более 5 000 рабочих, выпускавших по 1000 автомобилей в месяц. Помимо легковых авто, Рено производил широкий ассортимент техники: автобусы и грузовики, сельскохозяйственные машины и авиационные двигатели.

С началом Первой мировой войны Renault полностью перешел на выполнение оборонного заказа. Выпускались санитарные автомобили, бронетехника и боеприпасы, а легкий Renault FT-17 считался одним из наиболее эффективных танков своего времени. За заслуги перед нацией после войны Луи Рено стал кавалером ордена Почетного Легиона: высшей награды Франции.
Связи Луи Рено с Россией
Автомобили Renault можно было встретить и в России: их поставляли для императорского гаража. «Акционерное общество Рено» открыло в нашей стране два завода: в Санкт-Петербурге выпускались автомобильные шасси, а в Рыбинске — авиамоторы.

После революции «Рено» из гаража Николая II перешли к Совнаркому, и, видимо, произвели впечатление: Советский Союз заказал партию французских автомобилей для использования в качестве такси: своих легковых автомобилей в СССР тогда не было.
Луи Рено и Вторая мировая война
Вторая мировая закончилась для Франции довольно быстро: страна была оккупирована нацистами за считанные недели. Капитуляция застала Луи Рено в США, куда он летал, чтобы лично просить американского президента о военной помощи.
Вернувшись во Францию, Луи Рено принял решение сотрудничать с нацистами. Возможно, сыграло роль личное знакомство с Адольфом Гитлером (они неоднократно встречались), или же он решил, что коллаборационизм позволит сохранить фабрику и рабочие места. Впрочем, участие Рено в руководстве было лишь номинальным: всем заправляли специалисты из «Даймлер-Бенц».
В военные годы на заводах Рено выпускались грузовики для армии и шел ремонт французских танков, реквизированных вермахтом для своих нужд. В 1942 году авиация союзников подвергла их сокрушительной бомбардировке: 80% производственных мощностей было уничтожено. Для Луи Рено, немолодого уже человека, это стало сокрушительным ударом: он на несколько недель лишился речи.

После освобождения Франции в 1944 году Луи Рено был арестован по обвинению в коллаборационизме. К тому времени он страдал почечной недостаточностью и тяжелым неврологическим заболеванием, и почти всё время под следствием провел в тюремном лазарете. Его состояние стремительно ухудшалось, он впал в кому, и прокурор дал разрешение перевести его в гражданскую больницу. Там он и умер в октябре 1944 года, не дождавшись суда.
Обстоятельства смерти Луи Рено до сих пор вызывают споры. Якобы существуют показания тюремщика, что Рено жестоко избивали в тюрьме. Есть также версия, что он покончил с собой, не вынеся обвинений в пособничестве нацистам. Сторонники гипотезы об убийстве считают, что с ним расправилось государство, чтобы без помех национализировать компанию (Renault принадлежит Франции с 1945 года). Возможно, что немолодой, больной человек не вынес тяжких обвинений и суровых тюремных условий, и скончался от естественных причин.
Личная жизнь Луи Рено
Изобретатель и автомобильный магнат женился довольно поздно, в 40 лет. Его жена Кристиана была на 20 лет моложе супруга; их единственный сын Жан-Луи родился в 1942 году.
Кристиана оставалась с мужем до самого конца. Она навещала Луи в тюрьме, а после его смерти остаток своей жизни посвятила тому, чтобы добиться его реабилитации.
Наследие Луи Рено в современном автопроме

Луи Рено оставил после себя множество изобретений, без которых мы не мыслим себе современный автомобиль. Многоступенчатая коробка передач, система гидравлической амортизации, барабанный тормоз и даже откидывающиеся сиденья: всем этим мы обязаны его конструкторскому гению.