Чарльз Роллс: история жизни и карьеры

Рассказываем о его биографии, личной жизни, достижениях и вкладе в развитие машиностроения
7 КАРТОЧЕК
  1. 1.
    Основная информация о Чарльзе Роллсе
  2. 2.
    Фото Чарльза Роллса
  3. 3.
    Детство и образование Чарльза Роллса
  4. 4.
    Чарльз Роллс и его любовь к автомобилям
  5. 5.
    Встреча с Генри Ройсом
  1. 6.
    Другие увлечения Чарльза Роллса
  2. 7.
    Наследие Чарльза Роллса в современном автопроме
Развернуть
Анна Горностаева
Автор Авто Mail

Спортсмен, миллионер, страстный автолюбитель и талантливый бизнесмен: Чарльз Роллс прожил короткую, но очень яркую жизнь и оставил после себя богатое наследие в автомобильной индустрии.

Основная информация о Чарльзе Роллсе

Начнем с небольшой биографической справки.

Полное имяЧарльз Стюарт Роллс (Charles Stewart Rolls)
Годы жизни27 августа 1877 г. — 12 июля 1910 г.
ГражданствоВеликобритания
НациональностьАнгличанин
УвлеченияАвтомобили, велосипеды, воздухоплавание, авиация

Фото Чарльза Роллса

Фото Чарльза Роллса
Чарльз РоллсИсточник: Rolls-Royce

Детство и образование Чарльза Роллса

Чарльз Стюарт Роллс родился в богатой и влиятельной семье Джона Роллса, барона Лангатока. Он был младшим из четырех детей. Роллсы не принадлежали к старой аристократии: отец Чарльза был первым, кто получил дворянское звание. Семья достигла высокого положения в обществе благодаря доходам от недвижимости и нескольким удачным женитьбам.

Свои детские годы мальчик провел в родовой вотчине семьи в Уэльсе близ Монмута. Этот величественный викторианский замок, построенный в готическом стиле, до сих пор остается самым роскошным поместьем в округе.

Семья дала мальчику лучшее образование, какое только было возможно в те годы. Он учился в Итоне — лучшей в стране частной школе. Уже там Чарльз живо интересовался машинами и механизмами, за что получил от одноклассников прозвище «грязный Роллс». Отец не был доволен выбором сына и предпочел бы, чтобы тот увлекался лошадьми и охотой, как подобает мальчику из аристократической семьи. Однако на решимость Чарльза это не повлияло.

Окончив школу, в 1895 году он поступил в Тринити колледж — крупнейший и самый престижный в Кембриджском университете. Учебное заведение было основано в 1546 году королем Генрихом VIII: среди его выпускников сэр Исаак Ньютон, поэт Джордж Байрон и король Великобритании Карл III. В колледже Чарльз изучал механику и прикладную науку. Помимо страсти к автомобилям, он всерьез увлекался велосипедами и даже стал капитаном университетского велосипедного клуба.

Чарльз Роллс и его любовь к автомобилям

В возрасте 18 лет, в 1896 году, юный Чарльз отправился во Францию, где приобрел свой первый автомобиль, «Пежо Фаэтон»: это было первое авто в Кембридже. Роллс был страстным любителем автомобилей и скорости: он сражался за отмену существовавшего тогда скоростного ограничения в 4 мили в час и добился своего: лимит скорости движения по дорогам общего пользования подняли до 14 миль в час.

Чарльз Роллс во время работы
Иногда для великого старта достаточно веры в себя и 6 000 фунтов от отцаИсточник: Rolls-Royce

После окончания университета Чарльз получил должность инженера в железнодорожной компании London and North Western Railway. Однако он быстро понял, что его таланты лежат не в инженерной сфере, а в предпринимательстве. Взяв у отца 6 000 фунтов на развитие бизнеса, в 1903 году он открыл офис по продаже французских и бельгийских автомобилей в Лондоне: один из первых дилерских центров Британии.

Встреча с Генри Ройсом

Генри Ройс был полной противоположностью Чарльза: выходец из бедной семьи, не получивший формального образования и вынужденный всего в жизни добиваться самостоятельно. Не будем забывать и о разнице в возрасте: Ройс был на 14 лет старше. Однако у них была одна мечта на двоих: построить британский автомобиль и сделать его лучшим в мире.

Ройс был гениальным инженером, но плохим бизнесменом: его предприятия постоянно испытывали финансовые трудности несмотря на то, что их продукция отличалась качеством и надежностью. Роллс же, наоборот, обладал отличным предпринимательским чутьем.

Портрет Генри Ройса
Генри Ройс — самоучка и талантливый инженер, чья страсть к технике и стремление к совершенству положили начало автомобилям Rolls-Royce.Источник: Rolls-Royce

Чарльз и Генри встретились в 1904 году в отеле Мидланд в Манчестере: Ройс привез туда свой первый автомобиль: двухцилиндровый Royce 10. После тест-драйва и разговора с создателем Роллс настолько впечатлился, что немедленно предложил инженеру полное сотрудничество: все следующие творения Ройса будут выходить под маркой Rolls-Royce.

Их первая совместная модель, Rolls-Royce 10 hp, была представлена на Парижском автомобильном салоне в декабре 1904 года. Автомобиль развивал скорость до 63 км/ч: вполне достойный результат для своего времени. В его конструкции Ройс реализовал инновационную модульную систему: по желанию клиента на шасси можно было установить мотор от 10 до 30 лошадиных сил. Самая простая десятисильная модель продавалась за 395 фунтов (по нынешним деньгам это около 55 000 фунтов стерлингов). Интересная деталь: первые «Роллс-Ройсы» продавались в виде шасси с мотором: кузов предлагалось приобретать отдельно, у другого поставщика.

Чарльз Роллс и герцог Коннаутский в автомобиле Royce 10 hp образца 1904 года
Чарльз Роллс за рулем Royce 10 hp 1904 года с герцогом Коннаутским — первые «Роллс-Ройсы» сразу попали в высшее общество, став символом статуса и престижаИсточник: Rolls-Royce

В 1906 году партнеры основали совместную компанию Rolls-Royce Limited. Чарльз Роллс занял в ней пост технического директора. Он занимался всем, кроме разработки автомобилей: от привлечения инвестиций до пиара с маркетингом. В рамках рекламной кампании Чарльз с «Роллс-Ройсами» доехал до Соединенных Штатов и настолько успешно их там продвигал, что компании пришлось строить отдельный завод в штате Массачусетс для удовлетворения местного спроса. Фабрика успешно просуществовала до 1931 года, но не пережила Великую депрессию. Личные связи Роллса в высших кругах аристократии тоже делу не повредили: «Роллс-Ройс» стал автомобилем богатых и знаменитых, машиной королей. И остается им до сих пор.

Автомобиль Rolls-Royce Silver Ghost у здания индийского филиала компании
Rolls-Royce Silver Ghost у представительства марки в Индии — модель, ставшая символом роскоши и технического совершенства начала XX векаИсточник: Rolls-Royce

В 1907 году Rolls-Royce Limited разработала и представила легендарную модель Silver Ghost — автомобиль, по комфорту и техническим характеристикам превосходивший все существующие образцы. Невиданно тихий шестицилиндровый двигатель мощностью 40/50 л.с и плавное шасси были плодом технического гения Ройса, а блестящий серебристый кузов придумал Чарльз Роллс. Модель стала практически единственной, выпускаемой на заводах Rolls-Royce в довоенные годы.

Другие увлечения Чарльза Роллса

Этого необычного британского аристократа всегда тянуло в небо. С 1903 года он увлекался воздухоплаванием, а благодаря личному знакомству с братьями Райт, изобретателями современного самолета, Роллс стал одним из первых авиаторов Британии. В 1909 году он получил лицензию пилота и начал убеждать своего партнера Генри Ройса заняться разработкой авиационных двигателей.

Чарльз Роллс управляет воздушным шаром в аэроклубе Хёрлингем
Чарльза Роллса всегда тянуло в небо — он стал одним из первых британских авиаторовИсточник: Rolls-Royce

В 1910 году Чарльз Роллс снова заставил всех говорить о себе, совершив беспосадочный перелет через Ла-Манш и обратно. Роллс планировал открыть собственный авиационный завод и летную школу. Однако его история оборвалась 12 июля 1910 года на авиафестивале в курортном Борнмуте. Биплан под управлением Роллса развалился в воздухе под сильными порывами ветра и летчик скончался, упав с огромной высоты.

Наследие Чарльза Роллса в современном автопроме

Чарльз Роллс не был выдающимся инженером, в отличие от своего друга и партнера, однако его роль в создании легендарного бренда ничуть не меньше. Его поддержка дала возможность Ройсу творить без оглядки на финансовые ограничения, а уникальные для своего времени бизнес-идеи привели Rolls-Royce на вершину успеха.

Не будем забывать и о влиянии Роллса на развитие авиации. Он не только стал одним из основателей Британского авиационного общества. Его страсть к самолетам заставила и Ройса обратить на них внимание и создать мощные и надежные авиационные двигатели, обеспечившие Антанте превосходство в воздухе в Первую мировую войну.