Сапун: что это, зачем нужен, чистить или менять

Условия внутри двигателя и трансмиссии автомобиля непростые: трение, высокая температура и давление. Первые две проблемы решают масло и охлаждающая жидкость, а давление сбрасывает специальный «дыхательный клапан» — сапун.
Иван Булыгин
Автор Авто Mail
Где находится
Конструкция
Почему дымит
Что делать, если дымит
Как почистить
Что нужно знать
Где находится
Конструкция
Почему дымит
Что делать, если дымит
Как почистить
Что нужно знать
Еще
Сапун
Задача сапуна — сбрасывать избыточное давление и не допускать попадания загрязнений внутрь агрегатаИсточник: Ozon.ru

В статье рассказываем, что такое сапун, как он устроен, когда и почему перестает работать. Объясняем, почему нельзя глушить сапун и как его почистить.

Где находится сапун в автомобиле

Сапун стоит почти в каждом узле, где есть масло, а при работе возникает давление. Задача клапана — сбрасывать избыточное давление и не допускать попадания загрязнений внутрь агрегата. Если его нет или если заглушить сапун, то повышенным давлением выдавит сальники или разрушит прокладки. Дальше — течь масла, масляное голодание агрегата, его ускоренный износ и выход из строя.

Место установки сапуна зависит от агрегата:

  • Двигатель. Сапун ДВС обычно расположен на клапанной крышке. На старых моторах ВАЗ 2101—2107 и Нивах он внизу — на корпусе маслоуловителя, практически рядом с картером. Его главная задача — отвод картерных газов и поддержание нормального давления внутри двигателя. Вторичная задача — возврат картерных газов в цилиндры для дожига.
  • КПП. На механических, автоматических, вариаторных трансмиссиях и даже роботах сапун расположен в верхней части корпуса. Когда КПП работает, детали внутри нее вращаются и нагреваются, создается избыточное давление. Поскольку коробки передачи не заполнены маслом «под завязку», воздух внутри нагревается и сильно расширяется, а сапун выпускает излишки в атмосферу.
  • Мосты и раздаточная коробка. В них сапун тоже устанавливается в верхней части корпуса. Помимо выравнивания давления, он предотвращает попадание внутрь агрегата грязи и влаги. Поэтому он работает только в одну сторону, в отличие от сапунов КПП, которые бывают двустороннего действия.

Реже встречаются сапуны ГУР (преимущественно на грузовиках) и топливного бака (на современных авто его заменяет адсорбер с клапаном вентиляции в крышке). Среди всех видов больше всего проблем может доставить именно дыхательный клапан ДВС. Поэтому обслуживать или менять его приходится чаще, чем все остальные.

Какая конструкция у сапуна

Устройство детали максимально простое — никакой электроники, а простая механическая работа. Фактически это клапан, состоящий из элементов:

  • Корпус. Пластиковый или металлический, как правило, неразборный, а все компоненты механизма спрятаны внутри.
  • Мембрана. Она открывается при повышении давления и выпускает газы наружу.
  • Пружина. Прижимает мембрану, удерживая ее закрытой при нормальном давлении.​
  • Шарик. Используется вместо мембраны. Клапаны с шариком свободно пропускают воздух в одну сторону.
  • Фильтр. Задерживает пыль и грязь, защищая внутренние части агрегата, но установлен не на всех сапунах.

Принцип работы мембранного сапуна основан на разнице давлений. При повышении давления внутри агрегата пружина сжимается, открывая клапан. Газы выходят наружу, давление выравнивается, и клапан закрывается.

Шариковый клапан работает еще проще: он свободно пропускает газы в одну сторону и блокирует их обратный ход. Такие установлены на почти всех атмосферных двигателях и служат одной из главных деталей вентиляции картера.

Схема работы сапуна
Сапун свободно пропускает газы в одну сторону и блокирует их обратный ходИсточник: Авто Mail

От чего зависит работоспособность сапуна

Сапун работает в тяжелых условиях. Он постоянно контактирует с маслом, парами и загрязнениями. Вот что влияет на его работоспособность:

  • Чистота фильтра (если он есть). Фильтр в сапуне задерживает пыль, грязь и масло. Со временем он засоряется. Это мешает свободному выходу газов. Давление в картере растет. В результате — выдавливание сальников и протечки.
  • Качество и состояние масла. Старое масло образует шлам, который оседает в каналах и на клапане. Также масло неподходящей вязкости густеет на морозе, а это мешает вентиляции. Чем больше загрязнений и выше вязкость, тем сильнее нагрузка на сапун.
  • Периодичность замены масла. Если масло меняют с опозданием, оно густеет и стареет. Внутри двигателя накапливаются отложения. Они забивают вентиляционные каналы, в том числе сапун.
  • Температурный режим работы двигателя. При сильном перегреве масло начинает гореть, и паровые фракции загрязняют сапун. Автомобили с исправной системой охлаждения реже сталкиваются с такими проблемами.
  • Общее состояние двигателя. Изношенные поршневые кольца пропускают газы в картер. Их объем становится выше нормы. Сапун начинает работать с перегрузкой.
  • Правильность установки и герметичность соединений. Если сапун установлен с перекосом — возможна утечка газов или попадание грязи внутрь. То же касается герметичности патрубков.

Работоспособность сапуна зависит от состояния двигателя в целом. Когда поршневая изношена и картерные газы давят с дисперсией масла, менять его или чистить можно хоть раз в неделю. Только он все равно будет быстро забиваться, а поможет лишь капремонт мотора.

Почему сапун двигателя дымит и пропускает масло

Дым из-под капота автомобиля
Если из сапуна идет дым, это признак нарушений в работе двигателяИсточник: Freepik

Если из сапуна идет дым, это не нормально. То же самое касается следов масла рядом с ним, под прокладкой крышки ГБЦ и свечных колодцев. Это признаки нарушений в работе двигателя, конкретно — вентиляции картера. Если оставить проблему, выйдут из строя другие детали ДВС. Рассмотрим основные причины проблем с сапуном двигателя.

Деталь износилась

Когда сапун не справляется со своей задачей, давление в картере растет, масло выдавливает наружу. Иногда оно просто сочится по соединению патрубка с клапаном. Бывает, выдавливает прокладки или сальники: например, распредвала или коленвала.

Повышенное давление в картере

Поршневые кольца — часть группы, которая удерживает сгораемые газы. Если кольца изношены, часть газов прорывается в картер, их называют картерными. Они поднимают давление внутри ДВС, а через сапун выходят с каплями масла.

Забит воздушный фильтр

Мастер чистит воздушный фильтр
Из-за забившегося воздушного фильтра турбина начинает тянуть картерные газы вместе с маслом через сапунИсточник: legion-media.ru

Эта проблема касается турбомоторов. Выход из сапуна в них встроен во впускной тракт до турбины. Когда из-за забившегося воздушного фильтра возникает сильное сопротивление на впуске, турбина начинает тянуть картерные газы вместе с маслом через сапун. В итоге: турбина в масле, поршни и клапаны в масляном нагаре, растет масложор, мотор в итоге умирает.

Превышен уровень масла

Если масла в двигателе больше уровня, оно вспенивается. Пена занимает больше объема. Из-за этого газы скапливаются быстрее. Давление растет, сапун открывается чаще. Вместе с парами может выходить масло.

Неисправен маслоотделитель

Маслоотделитель — это часть системы вентиляции. Он отделяет масляные капли от паров, идущих из картера. Дальше очищенный газ выходит через сапун или подается во впуск.

Если маслоотделитель не работает:

  • масло не отделяется от газов;
  • газы с каплями масла идут через сапун;
  • на выходе появляется масляный туман;
  • повышается расход масла.

Причина — засор внутренних каналов или мембраны (если она есть). В некоторых конструкциях мембрана рвется, а газ начинает свободно гнать масло в сапун.

Забился масляный лабиринт в крышке ГБЦ

На моторах без отдельного маслоотделителя предусмотрены лабиринтные каналы в крышке ГБЦ. Это простая система маслоотделения: пары масла бьются о стенки лабиринта и капли оседают, а дальше уже газ выходит в сапун.

Если лабиринт забит происходит следующий процесс.

  1. Отложения перекрывают путь газам.
  2. Давление в ГБЦ и картере растет.
  3. Газы начинают искать выход — через прокладки, сапун, щуп.
  4. Масло выдавливается наружу, появляются подтеки.

Засор происходит от старого масла, отложений, плохой вентиляции и на больших пробегах. Грязь забивает не только сам сапун, но и трубки, которые к нему ведут. Давление не стравливается, масло выдавливает через слабые места.

Что делать, если сапун дымит

Дым из сапуна — признак неполадок в двигателе и игнорировать это нельзя. Вот пошаговые действия для устранения проблемы:

  1. Проверьте уровень масла. Его избыток увеличивает давление.
  2. Осмотрите сапун и трубки. Убедитесь, что нет явных повреждений и что все патрубки на месте.
  3. Замерьте компрессию в цилиндрах. Низкая компрессия указывает на износ поршневых колец.
  4. Проверьте систему охлаждения. Осмотрите радиатор и шланги на протечки, убедитесь, что уровень охлаждающей жидкости в норме. Низкий уровень приводит к перегреву мотора и дыму из сапуна.​

Если после всех проверок дым из сапуна не исчезает, обратись в автосервис. Там проведут полную диагностику и подскажут, как точно устранить проблему. 

Как почистить сапун

Очистка — простой способ восстановить функцию клапана. Но только для случаев, когда он просто загрязнен, а не изношен. Ниже — способы очистки в разных агрегатах.

В двигателе

Перед началом работы убедитесь, что двигатель остыл. Это предотвратит возможные ожоги и упростит демонтаж деталей. Последовательность такая:

  1. Снимите сапун с двигателя. Отсоедините патрубки и крепления. Если он установлен в крышке ГБЦ, то аккуратно вытащите его.
  2. Промойте деталь. Используйте бензин, керосин или специальный очиститель — эти жидкости хорошо растворяют масляные отложения. Также подойдет спрей для карбюраторов.
  3. Продуйте клапан сжатым воздухом. Это нужно, чтобы удалить остатки чистящего средства и оставшиеся загрязнения.
  4. Установите сапун обратно. Убедитесь, что все патрубки подсоединены правильно. Заодно проверьте целостность уплотнительной резинки в крышке ГБЦ.

Если деталь изношена, то чистить бесполезно. Поможет только замена. 

В КПП, мостах и раздатке

Для начала полистайте руководство по эксплуатации вашего автомобиля, чтобы не терять время на поиск клапана. Затем действуйте по следующей схеме:

  1. Снимите сапун. В мосты и раздатку он обычно вкручен и держится на резьбе. В КПП он может крепиться как на резьбе, так и вставляться через уплотнитель.
  2. Проверьте, есть ли мембрана в сапуне. В некоторых ее нет, тогда достаточно прочистить канал вентиляции. Если мембрана есть — действуйте, как с моторным сапуном.
  3. Установите сапун обратно. Если крепление резьбовое, то установите новые уплотнительные кольца — они одноразовые.

Заводского регламента по периодичности чистки сапунов нет. Кто-то чистит раз в год, а кто-то — при появлении признаков проблемы.

Что нужно знать о сапуне

Сапун — деталь, от которой зависит стабильная работа целого узла: мотора, коробки передач или моста. Подведем итоги:

  • сапун отвечает за вентиляцию агрегатов и выводит избыточные газы;
  • деталь стоит в двигателе, на коробке передач, в редукторе моста, на раздатке;
  • работоспособность сапуна зависит от чистоты, качества масла и состояния двигателя;
  • при первых признаках неисправности — подтекании масла или дыма из сапуна, — его нужно проверить;
  • регулярная чистка сапуна снижает риски неисправностей;
  • если сапун изношен, поможет только его замена.