С владельцем этой «Копейки» мы познакомились на фестивале «Кастом Weekend», куда он приехал из Костромы, а это почти 400 километров пути в одну сторону. Не обратить внимания на машину было невозможно — ярко-красные «Жигули» с настоящей советской палаткой на крыше, причем под цвет кузова. Мы сразу же поспешили рассмотреть все поближе и расспросить Сергея о его необычном автомобиле.
Не просто первый автомобиль
Оказалось, что «Копейка» была куплена в 2014 году, причем совершенно случайно. Для роли первого автомобиля. По пятибалльной шкале, состояние ее можно было оценить на четверку — как близкое к хорошему.
Так как до того, как попасть в руки к Сергею, машина долго стояла без движения, он сразу же перебрал всю подвеску, рулевой редуктор и маятник, сделал базовую «капиталку» мотора и поменял мятую водительскую дверь.
Сначала автомобиль использовался в стоковом варианте, а потом возникла идея сделать его более уникальным. Все началось с поиска недостающих хромированных деталей и различных деталей с более ранней модели. Купили зеркала, дворники, весла стеклоподъемников, хромированные шильдик, ПТФ, рычаг КПП и ручник.
Немного истории
Напомним, что первые ВАЗ-2101 были выпущены в 1970 году. В 1974-м началось производство ВАЗ-21011 — модификации с 1,3-литровым мотором. Весьма интересен тот факт, что модель ВАЗ-21013 изначально увидела свет в 1977-м, как экспортная модификация ВАЗ-21011 для стран, в которых особо важным был факт налогообложения с учетом литража мотора, — под капотом стоял более слабый двигатель объемом 1,2 литра. В итоге 21013 появилась и на внутреннем рынке СССР.
Время перемен
Неудивительно, что для адаптации к современным условиям слабенький родной мотор в этом экземпляре заменен на вариант от ВАЗ-2106 — 1,6-литровый карбюраторный двигатель купили абсолютно новым в магазине. Родная 4-ступенчатая МКПП заменена на 5-ступенчатую.
Салон родной, с ноткой креатива и добавлением деревянных и тканевых элементов. Так, потолок самостоятельно перетянут в льняную ткань, в задний диван вшиты вставки из льна.
Установлены деревянные «солдатики» дверей, самодельные деревянные решетки в задние стекла, деревянный руль и самодельный шарик КПП — тоже из дерева. Спереди появились электростеклоподъемники. Инсталлирована скрытая аудиосистема.
Прошлись по технике
Подвеска — 4-контурная пневма. В системе трудятся два компрессора BERKUT R20, ресивер из алюминия, пневмоподушки Rubena 130x3, блок клапанов Pnevmo Lider, «мозги», датчики положения кузова и пульт управления AceofAce.
Выполнен лифт мотора, он поднят с помощью переделки балки. Из 50-й трубы сварен прямоточный выхлоп (с родной оконечной банкой глушителя) и туннель под него в салоне. Установлена рулевая рейка от Volkswagen Golf.
Кузов перекрашен в родной цвет. Колесные диски выбраны весьма редкие — советские трехсоставные «Корд». После покупки они были тщательно восстановлены (полировка, покраска, замена болтиков).
Готов к большим путешествиям
На крыше установлена советская автомобильная палатка АП-1 производства Правдинского завода радиорелейной аппаратуры. Поскольку Сергей любит путешествия и отдых на природе, он поставил себе цель найти такую палатку. В итоге покупкой он доволен на все 100%.
В сложенном состоянии палатка представляет собой багажник с бортиками, на котором можно перевозить груз. Раскладывается же она за считанные минуты. Нужно открыть корпус багажника, соединить две трубы, образующие поперечину, и вставить их в пазы. Палатка рассчитана на двух человек. Есть небольшое окошко, которое открывается и закрывается шторкой при помощи шнурка.
В комплект, кроме самого тента, входит матрас, лестница, а также антимоскитные сетки на входе и окне. Размеры в сложенном состоянии 105x105x20 см, в разложенном — 210x105x70 см. Палатка раскладывается, по сути, как книжка, и ее верхняя крышка опирается на лестницу. В данном случае лестницу пришлось немного подрезать, потому что машина занижена.
Приобрести такую автомобильную палатку реально и сейчас, в интернете периодически появляются объявления о продаже. Только разброс цен сумасшедший, ведь, несмотря на почтенный возраст, эта вещь и сейчас не теряет своей актуальности.
Самый дорогой вариант, который мы нашли, — объявление о продаже новой советской АП-1 за 30 000 рублей. И это с учетом того, что можно купить новую современную палатку, изготовленную, как утверждает производитель, точь-в-точь с оригиналом СССР, за 13 000 рублей.
На красавице «Копейке» Сергей ездит, разумеется, только летом. Зато каждый день. Зимует машина, как и полагается, в гараже. Все работы выполняются своими руками или с помощью друзей. Со временем переделка «Жигулей» переросла из небольшого хобби в стиль жизни — изучение автомобильной культуры, посещение фестивалей, общение и встречи с единомышленниками.