21 февраля 2020 15:30, Истории

Как изменилась с годами легенда советского автопрома

21 февраля 1976 года на Волжском автомобильном заводе началось серийное производство седана ВАЗ-2106, который продержался на конвейере в общей сложности 40 лет. Но нельзя сказать, что изменений не было

Мало кто спорит, «Шаха» в свое время обошла «Трешку» в престижности, хотя долгое время, до 1984 года, обе модели выпускались в Тольятти параллельно. Действительно, ВАЗ-2103, чьей модернизированной версией и оказалась «Шестерка», многие ценят за свежесть и смелость замысла, за немудреный, но по тем временам актуальный лоск. Изначально именно «Трешка» для массового советского покупателя приоткрыла дверцу если не в премиальный сегмент в нынешнем смысле этого слова, то, как минимум, в «Люкс» по-советски.

FIAT 124 Speciale. Фото: Fiat

Вероятно, сегодня уже нет смысла спорить, из какого источника черпали ВАЗ-2106. Стал он продуктом переработки идей FIAT 124 усовершенствованной версии Speciale 1972 года, как и «Трешка», или базировался уже на внутренних разработках ВАЗа, конструкторы которого к тому времени уже отчасти поднаторели? Имело место и то, и другое (пожалуй, в большей степени). Но машина удалась. Это признали даже сами итальянцы, когда в Тольятти показали созданный дизайнерами Антипиным, Пашко, Степановым и другими первый прототип новинки. Это было в 1975 году.

Слишком много хрома

В соответствии с техническим заданием, на обновление модели 2103 задача стояла деликатная. По сути, нужно было удешевить чрезмерно роскошную «Трешку» в производстве, модернизировать светотехнику до последних европейских стандартов, но добиться при этом ощущения более современного и модного автомобиля.

Разработчики сократили использование дорогих хромированных и металлизированных деталей, снаружи и внутри добавили черного пластика и разработали оригинальные задние фонари. Фото: АвтоВАЗ

Изменения коснулись передней облицовки, задней панели багажника, бамперов. Казалось бы, пустяки — новые колпаки колес, боковые указатели поворотов прямоугольной формы, вентиляционные решетки, шильдик... Но автомобиль действительно изменился, реально превратившись в предел мечтаний нарастающей «плановой советской буржуазии».

Цена — лишь немногим ниже стоимости «Волги»

Заведующий базой, распределителем, крупным автосервисом, директор фабрики или треста кафе и ресторанов... Даже находящемуся на родине дипломатическому сотруднику было не зазорно выехать на дачу на новенькой «Шестерке». Она по цене не сильно уступала «Волге» ГАЗ-24, за «Шаху» просили 9 100 рублей.

А идеологическая рыночная ценность этой модели в СССР брежневских времен отчасти была сопоставима со стоимостью 3-комнатной квартиры! Вот и считайте, что и как изменилось в нашей стране за прошедшие годы.

Были новшества и в интерьере: обивка, подлокотники дверей. Сиденья обзавелись цельновелюровым верхом, а спереди появились регулирующиеся по высоте подголовники. Органы управления дополнили кнопкой аварийной сигнализации, подрулевым выключателем омывателя лобового стекла и реостатом освещения панели приборов. На консоли появилась отдельная контрольная лампа низкого уровня тормозной жидкости, которая больше не была совмещена с индикатором стояночного тормоза. И вообще, в сравнении с 2103, cхема электрооборудования заметно изменилась.

Во время загрузки произошла ошибка.

Продвинутая комплектация снабжалась радиоприемником, обогревом заднего стекла и красным противотуманным фонарем, крепившимся, как на экспортных экземплярах, под задним бампером слева или справа (для праворульных версий).

Впервые в истории советского автопрома задние фонари ВАЗ-2106 объединили в едином корпусе секции указателей поворотов, габаритных огней, стоп-сигналов, огней заднего хода и катафотов.

Случай, когда на легковом автомобиле задние фонари конструктивно объединены с освещением номерного знака, оказался едва ли не единственным в мировой практике.

Фото: АвтоВАЗ

Скорость и «плановый престиж»

Сегодня многие скажут, что перечисленные отличия 2106 от 2103 по нынешним меркам не тянут даже на глубокий рестайлинг. Скорее, небольшой фейслифт. Может и так, но тогда любое изменение в советском автомобиле считалось едва ли не революционным. Так, вариант двигателя 2103 с увеличенным с 76 до 79 мм диаметром цилиндров общим объемом 1,57 л на тот момент считался самым приемистым в стране. Если его мощность благодаря модернизации возросла не на много, с 75 всего до 78 л.с., то с крутящим моментом вышло иначе. Новый длинноходный мотор показал на 12% больший момент по сравнению с базовым (причем при существенно меньших оборотах). А это дало изрядную прибавку в динамике.

Уверенный набор скорости, мягкая подвеска, достаточно тихий и не «трескучий» салон, приятные материалы отделки и, конечно же, ослепительная внешность, дающая тот самый искомый «плановый советский престиж». Фото: АвтоВАЗ

К обновленному мотору слегка адаптировали трансмиссию, сначала создав специальную версию коробки передач, отличающуюся уменьшенными передаточными числами на первых трех ступенях, а впоследствии комплектуя часть автомобилей редуктором с передаточным числом главной передачи, уменьшенным до 3,9. Усилено и сцепление: увеличены усилия диафрагменной пружины и площадь фрикционных накладок. Да что там! Новую силовую пару прочили в качестве базовой для готовящейся к выходу на конвейер «Нивы».

И все это дало искомый результат — «Шестерка» быстро приобрела славу роскошного и скоростного автомобиля. А что в абсолютных цифрах это выглядело довольно убого — до «сотни» за 16 с, а максималка 150 км/ч — так это уже не важно. Главное — ощущения. А ощущения от «Шахи» были ни с чем ранее не сравнимые.

Чехарда цифр

На самом деле, с модификациями «Шаха», на наш взгляд, подкачала, что еще раз говорит о цельности ее, если хотите, натуры. Не шли ей изменения. А скорее всего, она попала на слом времен, когда все настоящее, стоящее и вечное быстро девальвировалось во временное. Несмотря на технические новшества, падало и качество «Шахи».

Фото ВАЗ-2106 «Турист» — пикап со встроенной в кузов палаткой. Создан по заказу технической дирекции, остался в качестве заводской технички в единственном экземпляре.

К 1979 году наладили выпуск менее мощных модификаций ВАЗ-21061 с 71-сильным двигателем ВАЗ-2103 и ВАЗ-21063 с мотором ВАЗ-21011 и вовсе на 64 силы. Популярности «Шахе» в народе «кастрированные» версии не добавили, хотя, если применять логику нормальной конкурентной экономики, тиражи за счет снижения цены должны были увеличиться.

Впрочем, в условиях советского дефицита потребитель раскупал любую технику, закрывая глаза на неудачное сочетание тяжелого кузова и слабенького мотора.

С годами плавно шла модернизация. С 1980 года начали внедрять карбюраторы «Озон» типа 2107. Постоянно усовершенствовалась электрика: клеммы, разъемы, реле, трамблеры...

Первая официальная модернизация объявлена в 1982 году, когда ВАЗ-2106 стали комплектовать модернизированными 75-сильными (по новому ГОСТу) одноименными моторами ВАЗ-2106.

Фото ВАЗ 2106 «Полседьмого». Фото: wroom.ru

По просьбе с самого верха для семьи Брежнева изготовили переходную версию модели 2106-2107 с хромированными молдингами первой, бампером, капотом и сиденьями последней. Разумеется, в единственном экземпляре.

Праворульные версии ВАЗ-2106 носили, в зависимости от двигателя, различные обозначения: ВАЗ-21064 и ВАЗ-21066

С 1985 года на экспортных версиях стала мелькать 5-ступенчатая трансмиссия, которая изрядно экономила топливо на трассе и снижала уровень шума. В 1988-м слегка доработали систему выпуска. В 1990-м освоили так называемую бесконтактную систему зажигания. Вместе с ней пока еще советский народ получил карбюраторы «Солекс», галогенные фары и улучшенную обивку салона.

«Улучшения» со знаком минус. Упадок

«Девяностые» ввергли модель в упадок. Спрос еще сохранялся, но уже в среднем и даже нижнем ценовом диапазоне. С проникновением на рынок иномарок люди быстро поняли, что советский автопром уже долгие годы кормит их «просроченным сеном».

В девяностые «Шестерку» начали лишать всего того, благодаря чему ее и любили. Двигатель 2106 становится дефицитом. Фото: АвтоВАЗ

В начале 90-х производитель избавился от хромированных молдингов, что стало полным кошмаром. Вазовцы вовремя одумались — вернули молдинги. Начали упрощать салон — велюр сидений сменили на дешевый текстиль, сошли на нет различные цветовые вариации обивки салона, на место ярких колпаков пришли куцые ступичные крышечки. Даже фонарики в торцах дверей заменили на дешевые катафоты. А в самом конце не хромировали даже радиаторную решетку. И так во всем.

Игривая обклейка салона под дерево и отделка под хром уступили место грубому черному пластику. Фото: АвтоВАЗ

В итоге к моменту окончания производства модели в 2006 году, когда она уже переехала на конвейеры Сызрани и Ижевска, «Шестерка» была уже не той фартовой красавицей, которая была пределом мечтаний каждого. Пусть ижевская версия ВАЗ-21067 и отличалась наличием системы впрыска топлива с каталитическим нейтрализатором, что обеспечивало выполнение норм токсичности Евро-2, но это уже была просто унылая «классика» — удел неудачников.

Автомобиль, выпущенный тиражом порядка 4,3 млн экземпляров, за 30 лет производства напрочь выпал из всех мировых тенденций по безопасности. Оказался не у дел в плане управляемости, динамики и комфорта. И мы даже не говорим о качестве.

Сегодня популярны уже совсем другие автомобили. Хотя первое место по-прежнему у Lada. Какие машины покупают россияне больше всего, смотрите в видео:

Во время загрузки произошла ошибка.
Комментарии
100
Псевдоним
Из якобы "дорогих хромированных" деталей и в 2103 и в 2106 только решетка радиатора, бамперы и одно зеркало. Больше ничего. Для обеих моделей. Внешние молдинги из нержавейки, внутри - пластик. Даже учитывая, что на 2106 уменьшились бамперы и решетка - но это копеечная экономия даже в условиях современной экономии.
СсылкаПожаловаться
507
Для своих лет авто было класс)) Мой отец тогда ездил на копейке итальянской сборки, подвеска мягкая была. Помню тогда на дачу ездили и камней вообще не чувствовал.....зато сейчас еду на иномарке по той же дороге и подвеска не сильно проглатывает все кочки и ямы....
СсылкаПожаловаться
Александр Крюков
10 лет ездил на шестерке, воспоминания только добрые! Перебрал всю полностью, но не разу она меня не подвела, что называется ремонтируется на коленке, она меня научила всему на дороге! В общем это самый народный автомобиль!
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Подпишитесь на нас